ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБОЙ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ (ВСМК)




Для эффективного и своевременного решения вопросов оказания медицинской помощи одновременно большому числу раненых и больных среди населения, возникающих за короткий промежуток времени при различных ЧС, в нашей стране было принято постановление Совета Министров СССР от 7 апреля 1990 г. № 339 "О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях". В Постановлении определялось:

• Министерству здравоохранения СССР:

- организовать в 1990 г. 6 центров экстренной медицинской помощи, возложив на них подготовку службы к действиям в ЧС, планирование, организацию и проведение научных и опытно-конструкторских работ с учетом местных условий;

- создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и других ресурсов;

- организовать в союзных, автономных республиках, областях и краевых центрах республиканские и областные (краевые) центры экстренной медицинской помощи;

• Министерству обороны СССР:

- сформировать в 1990 г. 4 многофункциональных отряда специального назначения;

- осуществить в течение 1990-1991 г.г. на местных базах обязательную подготовку всех врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях.

На основании этого постановления во ВНИИ социальной гигиены, экономики и управления им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения СССР был разработан проект концепции экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях, который 16 мая 1990 года был одобрен коллегией Минздрава СССР и рекомендован в качестве теоретической основы для разработки и внедрения организационно-функциональной модели службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Приказом Министерства здравоохранения СССР № 193 от 14 мая 1990 г. определено создание службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения в целях оказания медико-санитарной помощи пострадавшим при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и массовых заболеваниях. Этим документом определены организационные принципы создания службы и подведена материальная и кадровая основа, обеспечивающая не только постоянную готовность службы к работе в чрезвычайных ситуациях, но и высокую мобильность к выдвижению сил и средств в районы чрезвычайных ситуаций.

На основании единых принципов, отраженных в концепции Минздрава СССР, разработано положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях, утвержденное министром Здравоохранения 8 февраля 1991 года. В данном Положении были отражены задачи службы, общие принципы организации и оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Вместе с тем, в указанном Положении имелись существенные недостатки:

- отсутствие строгой системы управления службой;

- несоответствие между задачами службы экстренной медицинской помощи различных уровней и их возможностями;

- отсутствие правовых основ привлечения к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС сил и средств Министерства обороны, гражданской обороны СССР, МПС и других министерств и ведомств.

Поэтому в соответствии с приказом Минздрава России от 23 ноября 1993 года № 279 на базе Специального центра экстренной медицинской помощи «Защита» Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем был создан Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») – головное научно-практическое государственное учреждение по проблемам медицины катастроф с функциями повседневного управления службой экстренной медицинской помощи.

В целях совершенствования системы ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, вышло постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. № 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", в котором проблема сохранения жизни и здоровья населения России в условиях чрезвычайных ситуаций определена приоритетной задачей всех органов исполнительной власти Российской Федерации. В решении данной проблемы важнейшее значение имеют подготовка населения, дальнейшее совершенствование медицины катастроф, создание условий для успешной ее деятельности.

На основании вышеуказанного постановления было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф».

Этим постановлением провозглашено о создании в стране единой Всероссийской службы медицины катастроф, включающей в свой состав службы медицины катастроф Минздрава, Минобороны России, а также медицинские силы и средства других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

В связи с этим возникла новая учебная и научная дисциплина - "Медицина катастроф", важной составной частью которой является один из ее разделов - "Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях" – ОМОН ЧС.

Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и область практической деятельности, направленных:

- на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях;

- предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших при чрезвычайных ситуациях;

- сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Для решения этих главных задач медицина катастроф изучает источники возможных ЧС, характер и закономерности формирования медико-санитарных последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий и эпидемий и организацию ликвидации их медико-санитарных последствий.

Наряду с изучением, медицина катастроф разрабатывает:

- комплекс медико-санитарных мероприятий по недопущению или снижению медико-санитарных последствий ЧС;

- организационные основы создания и совершенствования службы медицины катастроф;

- принципы и организацию деятельности медицины катастроф в различных режимах готовности;

- основы взаимодействия с МЧС России, другими министерствами и ведомствами;

- организацию подготовки и аттестации специалистов службы медицины катастроф, органов управления, учреждений и формирований.

В настоящее время деятельность службы медицины катастроф регламентируется следующими законодательными актами:

• Конституцией Российской Федерации от 1993 года;

• Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

• Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», часть 5 статья 41;

• Постановлением правительства Российской Федерации от 26 августа 20013 года № 734 «Основы управления Всероссийской службой медицины катастроф».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: