По окончании практики студент-практикант представляет письменный отчет и оформленный дневник руководителю практики от университета, подписанный руководителями практики от предприятия и заверенные печатью.
По прибытию в университет студент сдает дифференцированный зачет комиссии. В состав комиссии могут входить преподаватель, ведущий курс, по которому проводится практика; руководитель практики от университета и по возможности от предприятия, организации, учреждения.
Оценка по практике вносятся в приложение к диплому.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе и неудовлетворительную оценку при защите отчета, отчисляется из университета.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Структура отчета
Введение.
1. Общие сведения о предприятии.
Структура предприятия.
Ассортимент выпускаемой продукции на предприятии.
Перечень используемых материалов
Входной контроль сырья и материалов.
Сертификация изделий.
Технико-экономические показатели предприятия.
Охрана окружающей среды на предприятии.
2. Конструкторский раздел.
Техническое описание на изделие.
Сборочный и рабочие чертежи на изделие.
Инструкция по сборке на изделие.
3. Технологический раздел.
Участок брусковых деталей.
Участок раскроя щитовых деталей.
Участок облицовки.
Участок выборки пазов и отверстий.
Участок шлифования.
Участок исправления дефектов.
Участок отделки.
Участок сборки и упаковки.
4. Охрана окружающей среды
5. Индивидуальное задание.
6. Характеристика технологического оборудования.
Приложение.
Общие сведения о предприятии
При выполнении данного раздела необходимо сначала уяснить весь ассортимент изделий, выпускаемых на предприятии и в экскурсионном порядке ознакомиться с технологией их изготовления. Кроме того, необходимо изучить основные технико-экономические показатели, характеризующие работу указанных цехов: ассортимент выпускаемой продукции, применяемые материалы, себестоимость изделий, производительность труда, рентабельность и другие показатели. Необходимо также ознакомиться с вопросами противопожарной техники на предприятии и охраны окружающей среды.
|
Перечень цехов, изготавливающих готовые изделия, и краткая их характеристика с учетом указанных выше технико-экономических показателей и других вопросов должны быть отражены студентом в развернутом введении к отчету.
Конструкторский раздел
Установить, к каким категориям качества относятся изготавливаемые на предприятии изделия. Характеристика основных изделий, состав, конструкция, виды соединений, применяемая фурнитура, категория отделки. Дать эскизы 3-4 основных изделий с указанием их габаритных размеров. Определить уровень унификации изделий.
Изучить исходные материалы, применяемые для изготовления изделий, дать перечень материалов и их краткую характеристику (ГОСТ или ТУ, сорт, размеры, влажность и др.).
Изучить, как организован входной контроль материалов, кто его проводит, какие учитываются показатели; какие меры принимаются в тех случаях, когда материалы не соответствуют предъявляемым требованиям.
По данному разделу студент выполняет индивидуальное задание.
Задание 1. Вычертить с натуры 2-3 вида соединений и проставить на чертеже все необходимые размеры. Проверить, соответствуют ли размеры данных соединений размерам, обусловленным ГОСТ 9330. Детали деревянные. Основные соединения. Типы и размеры.
|
Технологический раздел
Приступая к изучению технологического процесса, необходимо сначала уяснить структуру цеха, т.е. деление его на производственные участки. При этом следует иметь ввиду, что на различных предприятиях в зависимости от ассортимента продукции, степени специализаций, расположения производственных зданий, сложившейся ранее организации производства и других обстоятельств некоторые стадии изучаемого технологического процесса, например раскрой материалов на заготовки, сборка и упаковка изделий и прочие могут выполняться в других цехах данного предприятия, а границы отдельных участков цеха часто не имеют четкого разделения.
При сложившейся на производстве структуре деревообрабатывающих цехов их технологический процесс делится на шесть стадий:
1) раскрой древесных материалов на заготовки;
2) обработка черновых заготовок;
3) склеивание и облицовывание;
4) обработка чистовых заготовок;
5) отделка;
6) сборка и упаковка изделий.
Каждая стадия технологического процесса выполняется на своем производственном участке.
При изучении каждого производственного участка, наряду с изучением организации труда, уяснением обязанностей мастера и других технических служб, необходимо выполнить следующее:
- изучить назначение и принцип работы установленного на участке оборудования; дать перечень основного оборудования с указанием его марки и основных конструктивных параметров (скорости резания, скорости подачи, максимальных и минимальных размеров обрабатываемого материала);
|
- дать краткое описание работы потока на участке с указанием основных режимов обработки;
- установить, после каких операций в потоке предусмотрены технологические выдержки; уяснить их назначение и уточнить практическое время выдержки; сопоставить фактическое время выдержки со временем, рекомендуемым технологическим режимом по справочной литературе;
- изучить назначение межоперационных запасов, установить место складов в потоке и величину запасов заготовок или деталей нас кладе;
- уточнить, после каких операций осуществляется технический контроль, какие виды брака имеют место, причины его появления и меры предупреждения;
- изучить вопросы использования, переработки и удаления отходов (для тех стадий, где имеют место отходы);
- изучить технику безопасности, охрану труда и противопожарные мероприятия на данном производственном участке;
- дать описание правил техники безопасности на одном из основных станков или линии.
Учитывая особенности технологического процесса на каждой из его стадий, ниже приводится перечень дополнительных вопросов по каждой стадии в отдельности.
5.4.1. Раскрой древесных материалов на заготовки. При изучении раскроя лесоматериалов (досок, плит, фанеры и шпона) необходимо обратить особое внимание на выход заготовок из исходных материалов. Сопоставить фактический выход с нормативным. Выполнить следующее задание.
Задание 2. Определить процент полезного выхода при раскрое материалов на заготовки и сопоставить полученный результат с нормативным для данного вида и сорта материала.
5.4.2 Обработка черновых заготовок. Обратить внимание на качество обработки: точность размеров, шероховатость поверхности, создание базовых поверхностей. В каких случаях базовые поверхности в брусковых заготовках не обрабатываются на фуговальных станках и почему?
Задание 3. Замерить припуски на обработку для 2 деталей (щитовой и брусковой) и сопоставить их с нормативными.
5.4.3 Склеивание и облицовывание. Необходимо тщательно изучить технологический процесс склеивания: требования, предъявляемые к склеиваемым поверхностям, способы нанесения клея, расход клея, величину давления при запрессовке, время выдержки под давлением при различных видах склеивания, применяемые на предприятии способы подвода тепла к клеевым швам, температуру нагрева и другое. Какие применятся клеи, рецепты их приготовления. Охрана труда при работе с клеями.
Задание 4. Установить фактические параметры (давление при запрессовке, время выдержки в прессе, температуру нагрева плит при одном из видов склеивания) и сопоставить указанные параметры с параметрами, рекомендуемыми инструкцией по склеиванию. Если имеет место несовпадение фактических параметров с рекомендуемыми, выяснить причины данного отклонения.
5.4.4 Обработка чистовых заготовок. Обратить внимание на точность обработки и способы контроля точности. Какие измерительные инструменты применяются и какие размеры при этом контролируются? Как в производственных условиях определяется шероховатость поверхности?
Задание 5. Вычертить один из рабочих калибров и рассчитать его размеры.
5.4.5 Отделка изделий. Приступая к изучению технологического процесса отделки изделий, необходимо сначала изучить ассортимент применяемых отделочных материалов (красители, шпатлевки, грунтовки, лаки, полировочные пасты и др.) и уяснить их назначение.
Изучить способы нанесения отделочных материалов на поверхность древесины и способы облагораживания лаковой пленки. Как на предприятии осуществляется контроль качества отделки, и какие при этом учитываются показатели?
Охрана труда и противопожарные мероприятия в отделочном цехе.
Задание 6. Перечислить применяемые на предприятии лакокрасочные материалы и дать их характеристику.
Задание 7. Составить карту технологического процесса для двух деталей, включая отделку.
5.4.6 Сборка и упаковка изделий. Уяснить последовательность операций при сборе различных по конструкции изделий. Схема сборки изделия. Изучить оборудование и инструмент, применяемые при сборке.
Примечание. Индивидуальные задания могут быть выданы руководителем практики от университета непосредственно на месте практики, там же уточняется и методика их выполнения. Содержание задания и краткие пояснения к его выполнению с необходимыми расчетами (эскизами) должны быть отражены в отчете.