Двигательные проявления детского творчества (вариации двигательных образов, отражение всеобщих форм креативности).




Тема: Физическая культура и развитие личности дошкольника.

«Дошкольный возраст – это период

первоначального складывания личности,

период развития

личностных механизмов поведения».

(А.В. Леонтьев)

План.

1. Творчество – высший компонент в структуре личности.

2. Двигательные проявления детского творчества (вариации двигательных образов, отражение всеобщих форм креативности).

3. Условия необходимые для формирования творческой активности ребенка.

4. Формирование у детей мотивов поведения, поддерживающих и сохраняющих здоровье.

 

Резюме.

Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни. В дошкольном учреждении решению этой задачи способствует система физкультурно-оздоровительной работы направленная на:

Ø Укрепление здоровья детей;

Ø Формирование систем и функций организма, обеспечивающих гармоничность физического развития;

Ø Овладение детьми азбукой движений;

Ø Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни;

Ø Развитие двигательных способностей.

Творчество – высший компонент в структуре личности.

Творчество – высший компонент в структуре личности (Выготский, Давыдов, Ильенков, Петровский, Подьяков и др.). Это одна из наиболее содержательны форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности. Это основной способ существования и развития личности. Ребенок проявляет в нем свое понимание окружающего, отношение к нему, что помогает раскрыть внутренний мир, особенности его восприятия, представлений, интересов, способностей.

Творчество понимают как деятельность, направленную на создание новых по содержанию и форме материальных по содержанию и форме материальных, культурных и духовных ценностей, на развитие самой личности.

Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не столько в результате (в продукте творчества), сколько в самом процессе. «Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». (Выготский).

По Выготскому творческой является та деятельность ребенка, в которой проявляется воображение, зависящее от богатства и разнообразия опыта ребенка, а не простое воспроизведение бывших в опыте впечатлений или действий

Выжна роль волевых проявлений среди которых особенно существенны самостоятельность и инициативность. Именно самостоятельные действия, отмеченные личностным своеобразием, чаще всего относятся к действиям творчества. ( Н.А. Ветлугина)

В процессе творчества формируется новая психология ребенка. Отличителными чертами ее являются: креативное мышление, оценочная деятельность по отношению к явлениям окружающего мира, саморегуляция поведения, высокая адаптированность к явлениям внешнего мира, способность самостоятельно решать внутренние конфликты, между желаниями и возможностями их удовлетворения.

Творчество ребенка многообразно в своем проявлении. Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относится к движению как к предмету игрового экспериментирования. Средством его развития могут выступать двигательные задания, с помощью которых дети входят в воображаемую ситуацию; посредством движения тела они учатся выражать свои эмоции и состояния, искать какие – то композиции, создавать новые сюжетные линии, формы движений.

Двигательные проявления детского творчества (вариации двигательных образов, отражение всеобщих форм креативности).

Характерной особенностью детского творчества является его импровизационность. Подражание – это «модель – толчок» для творческих проявлений рбенка. Именно так дети воплощают образы и движения, используя элементы танца, имитационные, гимнастические движения, выступают в качестве персонажей игры, подчеркивая их характерные черты, повадки, раскрывая игровой образ. Вместе с тем оно может осуществляться и в поисковой деятельности, направленной на получение новых сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Примерами такой деятельности могут быть игровые двигательные задания с проблемно- творческим содержанием:

· разрешение двигательных парадоксов (дети находят способ выполнения действий в ситуации нереальной для выполнения, например придумывают как пройти по приподнятой веревочке и т.п.);

· придумывание новых способов применения физкультурных пособий, (например «рисование» мячом невидимого контура цветка, раскачивание на мячик, как на качелях и т.п.);

· придумывание названия выполняемым движениям;

· угадывание выразительных походок;

· повторение действий изображенных на картинке, а затем их «оживление»;

· загадки, ответы на которые передаются посредством движений и поз;

· игровые путешествия (дети входят в образ морских, лесных животных и т.п.);

· подвижные игры направленные на развитие творческой активности;

Диапазон двигательных проявлений ребенка достаточно широк. Это не только вариации двигательных образов в ситуациях изменения способов выполнения действий (описанные выше), но и отражение всеобщих форм креативности, свойственных человечеству в целом, которые характеризуются следующими параметрами:

ü когнитивные(познавательные)способность дифференцировать целое на части, интегрировать из частей целое(выделять формы взаимоотношений между компонентами движений, определять свойства частей целого и их соотношение, обобщать разнообразные представления о мире движений);

ü проектно-конструктивные – способность создавать преобразовывать движения, изменять их структуру, вносить коррекции по ходу выполнения двигательного действия;

ü художественно - выразительные – умение выражать через движения тела свои эмоции, состояния, размышления, вызывать двигательные образы;

ü эстетическиеспособность достигать эмоционального подъема и эстетического наслаждения, свободного, артистического выполнения двигательного действия.

 

3. Условия необходимые для формирования творческой активности ребенка.

Условия – необходимые для более успешного формирования творческой активности ребенка (Н.А. Ветлугина, Н.Н. Подьяков, О.М. Дьяченко и др.):

v обогащение жизненного опыта детей;

v возбуждение интереса к процессу творческой деятельности;

v наличие средств и способов достижения поставленной цели (обучение языку движений);

v накопление опыта в разнообразных видах двигательной деятельности и способах творческого самовыражения;

v взаимосвязь формирования сознания и чувств;

v благоприятное физическое и психическое состояние.

 

5. Формирование у детей мотивов поведения, поддерживающих и сохраняющих здоровье.

 

Важная характеристика личности - ее направленность, система ведущих мотивов поведения. Мотив побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Потребности человека отражают требования внутренней среды организма или внешних условий жизни и побуждают его к активности.

Мотивационно-потребностный подход к формированию личности рассматривает физическое воспитание как процесс создания у детей таких потребностей,которые поддерживают и укрепляют здоровье, оказывают благоприятное воздействие на физическое и двигательное развитие.

Основу потребностей в физическом саморазвитии составляют сложнейшие биологические рефлексы: игровой, имитационный и рефлекс свободы, которые тесным образом связаны с двигательной активностью.

Приобщение к физической культуре способствует возникновению и развитию ряда потребностей и мотивов (сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самоутверждение, самолюбие, нравственные мотивы). Значимую роль при этом грают подвижные игры с двойным правилом («Пятнашки с колдуном», «Палочка – выручалочка» и др), где непосредственное побуждение ребенка «не дать себя осилить» преодолевается активно, практически моральным мотивом – помочь «заколдованному» товарищу, освободить его.

На основе стремления к самоутверждению у детей в игре возникает и соревновательный мотив (выиграть, поводить, быть лучше других). Особенно это выражено у детей старшего дошкольного возраста, что связано с овладением ими играми с правилами, спортивными игами, включающими в себя элемент соревнования.

Соревновательный мотив и мотив самоутверждения являются проявлением потребности дошкольника в признании его нетолько со стороны взрослого, но и сверстников. Депривация (ущемление потребности в признании) негативно сказывается на психическом развитии ребенка, ведет к неуверенности, рождает «комплекс неполноценности», застенчивость, а порой и агрессивность. Поэтому важно предотвратить ее появление. Если депривация все же возникла, смягчит ее последствия можно путем использования разных видов деятельности ребенка, в особенности споривно-физкультурной. Для этого необходимо хорошо знать возможности и интересы воспитанников, отыскать наиболее приемлемый путь для удовлетворения в признаниях каждого. Для одного ребенка это может оказаться успех в езде на велосипеде, для другого – игра в шашки, шахматы, для третьего – плавание. Важно знать, как помочь неуверенному в себе малоподвижному дошкольнику, какое физическое упражнение поможет ему самоутвердиться.

Формирование мотивационной сферы ребенка тесно связано с развитием его самосознания и самооценки.

Самооценка – компонент самосознания, проявляющийся в оценке своих физических и психических возможностей, качеств, своего положения среди других людей. Она выступает условием и средством становления таких итоговых образований самосознания, какими выступают «Образ Я» и «Я- концепция». Самооценку считают «Центральным, ядерным образованием личности» - (Е.В.Кучерова, А.В. Захарова, В.С. Мухина, В.М. Слуцкий и др.).

Самооценка в значительной степени определяет активность личности, отношение к себе и другим. Основными факторами формирования самооценки признаются: собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. Складывается самооценка на основе опыта, который ребенок приобретает в результате функционирования своего тела, оценок социального окружения, культурных норм. Стереотипов, эталонов физического и двигательного развития.

Формирование самооценки субъективного «Я» в процессе двигательной деятельности предполагает привлечение внимания ребенка к «картине мира» окружающей его природы; привлечение внимания ребенка к его способностям создавать собственный художественный образ, образ «красивого тела», визуализация ребенком красивого двигательного поведения окружающих взрослых (Л.Е. Симошина).

Анализу собственных действий и поступков способствует двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (спортивные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты). В ней имеют место групповые формы оценки детей, способствующие осознанию способов действий; самостоятельные оценки детей деятельности своих сверстников, самооценка детей, выражающаяся в осознании своей деятельности, ее сильных и слабых сторон.

Общение педагога с ребенком – важный путь к формированию у ребенка общей позитивной «Я-концепции». Общение педагога с ребенком должно вселять веру в него, рождать оптимизм, стимулировать его творческий потенциал, дарить радость.

 

Вопросы для самопроверки.

 

1. Объясните, почему творчество считается высшим компонентом в структуре личности?

2. Дайте характеристику двигательным проявлениям детского творчества.

3. Назовите условия необходимые для формирования творческой активности ребенка.

4. Перечислите факторы, формирующие самооценку ребенка в двигательной деятельности.

5. Каким образом выполнение физических упражнений способствует развитию волевой сферы ребенка дошкольника?

 

Литература

1. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 1992.

2. Матвеев А.П.Физическая культура личности как проблема педагогики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. «2. С. 10-13.

3. Панько Е.А. Шебеко В.Н. Физическая культура и развитие личности дошкольника // пралеска 1999. № 4 С.16-21.

4. Шебеко В.Н. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры: монография.Мн., 2000.

5. Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. Мн. 1991.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: