Алтарь – восточная возвышенная часть христианского храма. В православной церкви отделена от общего помещения иконостасом.
Ампир – художественный стиль, ориентированный на римскую античность, копирование образцов древнеримского и древнеегипетского декора.
Анфилада – ряд помещений, последовательно соединенных дверными проемами, расположенными на одной оси.
Апсида – алтарный выступ с восточной стороны в христианских церковных зданиях, полукруглый или многоугольный.
Арка – архитектурная форма в виде проема с криволинейным очертанием верхней части.
Аркада – ряд арок, опирающихся на столбы или колонны.
Аркатура – украшение стены в виде декоративных арочек.
База – основание колонны или пилястры.
Барабан – столб, несущий, купол или главу.
Барельеф – скульптурное изображение или орнамент на плоскости, выступающие над поверхностью фона не более чем на половину своего объема.
Барокко – художественный стиль, отличающийся декоративной пышностью, сложными формами, живописностью и эмоциональной экспрессивностью.
Витражи – композиции из цветного стекла в оправе.
Волюта – завиток в виде спирали, архитектурная деталь.
Восьмерик – восьмигранный объем.
Галерея – длинное крытое светлое помещение, соединяющее части здания.
Глава – купол с барабаном, венчающий здание христианского храма. Церкви бывают одноглавые, трехглавые, пятиглавые, многоглавые.
Граффити – древние и средневековые посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий.
Гульбище – галере, опоясывающая здание с двух или трех сторон.
|
Декор – совокупность элементов украшений.
Детинец – внутренняя часть крепости, где во время осады укрывалось мирное население.
Закомара – полукруглая верхняя часть наружных стен здания.
Звонница – верхняя часть колокольни, в которой подвешивают колокола. В древнерусской архитектуре еще и ранняя форма колокольни – стена с проемами для колоколов (XII – XVI века).
Изразцы – облицовочные плитки из обожженной глины, покрытые, как правило, глазурью.
Иконостас – украшенная иконами стенка, отделяющая алтарь от средней части храма.
Интерьер – внутреннее пространство здания или отдельного помещения.
Капитель – верхняя, обычно декоративная, часть колонны или пилястры.
Карниз – выступающий горизонтальный пояс на стене. Бывает венчающим стену и промежуточным, имеющим декоративное значение.
Классицизм – художественный стиль, ориентированный на античное искусство как норму и идеальный образец. Отличается стремлением к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм.
Колокольня – башня с открытым ярусом для колоколов, стоящая рядом с храмом или включенная в его композицию.
Колонна – вертикальный опорных элемент, оформленный в соответствии с определенным архитектурным стилем.
Колоннада – ряд колонн, объединенных горизонтальным перекрытием.
Кокошник – декоративное украшение в виде полукружия с повышением в центре.
Купол – сводчатое перекрытие.
Лопатка – вертикальный плоский выступ на стене.
Локарн – чердачное окно.
|
Мезонин – надстройка над средней частью дома.
Мозаика – изображение или узор, выполненный из цветных камней.
Наличник – декоративное обрамление оконного проема.
Неф – вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Ниша – углубление в стене, пригодное для установки в нем скульптуры, иконы, вазы или других предметов.
Ордер – порядок в расположении несущих и несомых частей, решающий и конструктивные, и художественные задачи.
Пейзажный парк – территория, где искусственно создается среда, подобно естественной, природной, но с учетом появления привлекательных картин.
Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены, повторяющий все части и пропорции колонны того или иного ордера.
Подклет – нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение.
Портал – декоративно обработанный дверной проем здания.
Портик – галерея с колоннами или столбами.
Придел – пристроенные к основному храму небольшие церкви, имеющие дополнительный алтарь для богослужения. Чаще всего соединяются с притворами галереями.
Притвор – дополнительная пристройка, обычно перед главным и боковыми входами в храм, предназначающаяся для лиц, не имеющих права присутствовать на богослужении.
Прясло – отрезок крепостной стены между двумя башнями.
Рака – гробница, в которой хранятся мощи святых.
Регулярный парк – территория, на которой деревья, кустарники и цветы посажены по строго геометричным рисункам.
|
Ризалит – выступ стены со всеми частями.
Рококо – художественный стиль, характеризующийся деструктивностью, изысканностью, граничащей с манерностью. Другое название – стиль Людовика XV.
Ротонда – круглое в плане здание перекрытое куполом.
Рустовка (рустика) – рельефная кладка или облицовка здания камнями с выпуклой поверхностью.
Свод – перекрытие из кирпича или камня. В русской архитектуре наибольшее распространение получили типы сводов: цилиндрический, коробовый, крестовый, сомкнутый, крещатый, купольный, ступенчатый.
Стилобат – каменные плиты под колоннами, трехступенчатое подножие храма.
Трапезная – тип монастырского сооружения, включающего зал для собраний и трапез. Пристройка с западной стороны церкви.
Фреска – живопись по сырой штукатурке. Краски при этом разводятся чистой или известковой водой.
Фриз – орнаментальная композиция в виде горизонтальной полосы, расположенная в верхней части стены внутри или снаружи помещения.
Фронтон – треугольное поле, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны могут украшать двери и окна в здании.
Хоры – балкон в верхней части церковного здания.
Цоколь – нижняя часть стены, стоящая непосредственно на фундаменте.
Четверик – четырехугольный объем.
Шатер – пирамидальное четырех-, шести, – восьмигранное покрытие башни, колокольни, крыльца или церковного здания. Применялось в русском деревянном и каменном зодчестве.
Шпиль – остроконечный конусообразный стержень, которым заканчивается верхушка здания.
Ярус – горизонтальное членение фасада, соответствующее этажу здания.
Илья Мельников, Александр Александрович Ханников