В рамках программы всего проведено 35 занятий. Достигнуты следующие результаты.
1. На первом этапе. Ребенок перестал уходить с чужими людьми, держит маму за руку, не отходит от нее; при вспышках агрессии научился слышать взрослого и останавливаться; научился играть самостоятельно, лишь иногда вовлекая маму в процесс.
Однако на данном этапе появились и новые проблемные ситуации, которые обеспокоили маму: в детском саду мальчик, выбрав себе в друзья только одного ребенка, играл только с ним; иногда упорно не хотел слышать взрослых людей, пока не сделает свое дело; перестал заходить в группу детского сада без матери, начинал плакать; демонстрировал при неудачах вспышки агрессии, вымещая ее на сверстниках. Все это свидетельствовало о проживании ребенком стадии регресса – иными словами, он прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. В результате утрачивается способность выполнять те или иные функции. В связи с этим мамой было принято решение временно не посещать детский сад.
2. На втором этапе. Ребенок стал более спокойным, уверенным; начал адекватно оценивать свои силы, но иногда стеснялся или забывал попросить о помощи; сформировались навыки адекватной привязанности к матери.
3. На третьем этапе. Ребенок стал более дружелюбным, спокойным; приобрел эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность; легче переносит разлуку с матерью; в поведении стали заметны формирующиеся умения брать ответственность за свои действия и самостоятельно разрешать конфликты.
По результатам работы были даны рекомендации родителям, которые должны содействовать приобретению новых форм взаимодействия и выстраиванию гармоничных отношений.
Рекомендации родителям 1. Ввести для ребенка 3 правила и 3 обязанности с последующим увеличением их количества (с учетом возраста). Найти подходящие картинки для правил и наклеить их на альбомный лист, который повесить на стену или дверь на уровне глаз ребенка. Использовать систему поощрения в случае соблюдения правил и выполнения обязанностей (таким образом, постепенно меняется стиль воспитания на демократичный). 2. Учитывать желания, интересы и мнение ребенка при решении семейных ситуаций. 3. Использовать наказание, если ребенок демонстрирует неповиновение в ситуации, с которой он может справиться без проблем, например посадить на стул на 5–10 минут (важно следить за тем, чтобы он отсидел положенное время). Наказание должно соответствовать поступку ребенка и увеличиваться по времени в зависимости от его возраста. Ребенок должен четко понимать, за что именно он наказан. Для этого причину необходимо озвучить. 4. Часто разговаривать с ребенком, объяснять ему суть запретов и ограничений, помогать в выражении своих чувств и переживаний. 5. Установить четкие рамки запретов и разрешений. Желательно нарисовать (наклеить) на бумаге и повесить в комнате ребенка, что можно делать, а что нельзя. Ограничений не должно быть слишком много. 6. Демонстрировать ребенку свою любовь, давать понять ему, что его будут любить всегда невзирая на обстоятельства. |
Приложение
Примеры занятий по индивидуальной программе коррекции
Первый этап
Содержание работы
1. Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цели: установление контакта между педагогом-психологом и ребенком, снижение эмоционального напряжения, создание эмоционально положительного фона.
Инструкция педагога-психолога. Положи свои ладошки на песочек. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Песок – он какой?.. (Сухой, шершавый, мягкий.) Теперь плавными движениями, как змейки, пробежим по песку пальчиками... Возьмем песок крепко-крепко в руки… потихоньку отпустим его… А теперь давай закопаем друг другу ладошки… (Сначала выполняет педагог-психолог, затем ребенок.)
Упражнение «Прятки»
Цели: развитие тактильного восприятия, отреагирование эмоционального состояния, выстраивание взаимодействия с ребенком, исследование его внутреннего мира.
Инструкция. Многие дети в процессе строительства «мира» закапывают фигурки в песок. Предлагаемый вариант игры позволяет это сделать изначально. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Педагог-психолог отворачивается. Затем ребенок просит его отыскать спрятанную фигуру. Все спрятанные фигуры должны быть найдены – это способствует формированию границ и принятию правил.
Вариант игры – «Обратные прятки». Педагог-психолог предлагает ребенку выбрать из коллекции фигурки, символизирующие членов семьи, после чего прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем ему предлагается отыскать фигурки, рассказать о них или придумать историю.
Примечание. Во время рассказывания истории педагог-психолог может сделать вывод о том, как выстраиваются взаимоотношения в семье, какие существуют семейные ценности.
Упражнение «Чаепитие»
Цели: проигрывание семейных ролей, внутрисемейного взаимодействия, достижение осознания ребенком своего места в семье, формирование умения обозначать свои чувства.
Инструкция. Ребенку предлагается осмотреться и накрыть стол для чаепития. Для этого он может выбрать посуду, муляжи фруктов и сладостей, которые ему понравились. Затем предлагается выбрать из имеющихся маленьких игрушек те, что символизируют членов его семьи, посадить рядом с чашечками и покормить.
В процессе игры, ребенку задаются вопросы о том, что чувствует каждый персонаж. Если он затрудняется ответить, то педагог-психолог оказывает помощь, обозначая существующие эмоции.
Впоследствии эта игра может быть использована неоднократно.
Упражнение «Следопыты»
Цели: осознание ребенком своих действий, актуализация познавательной активности, развитие воображения.
Инструкция. Песок предварительно следует слегка намочить. Сначала ребенку предлагается с помощью специальных массажных мячиков нарисовать на нем различные узоры и следы. Затем задача усложняется – надо придумать, кто еще может оставить следы на песке (зайчик, кошечка и т. д.).
Как правило, в процессе игры ребенок начинает искать таких животных на полках с игрушками и приносить их в песочницу.
В конце занятия педагог-психолог вместе с ребенком моет и убирает на место все игрушки. Таким образом, у него формируется представление о логическом завершении занятий, а также продолжается работа по усвоению и принятию правил.
Второй этап
Содержание работы