Результаты работы по программе




В рамках программы всего проведено 35 занятий. Достигнуты следующие результаты.

1. На первом этапе. Ребенок перестал уходить с чужими людьми, держит маму за руку, не отходит от нее; при вспышках агрессии научился слышать взрослого и останавливаться; научился играть самостоятельно, лишь иногда вовлекая маму в процесс.

Однако на данном этапе появились и новые проблемные ситуации, которые обеспокоили маму: в детском саду мальчик, выбрав себе в друзья только одного ребенка, играл только с ним; иногда упорно не хотел слышать взрослых людей, пока не сделает свое дело; перестал заходить в группу детского сада без матери, начинал плакать; демонстрировал при неудачах вспышки агрессии, вымещая ее на сверстниках. Все это свидетельствовало о проживании ребенком стадии регресса – иными словами, он прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. В результате утрачивается способность выполнять те или иные функции. В связи с этим мамой было принято решение временно не посещать детский сад.

2. На втором этапе. Ребенок стал более спокойным, уверенным; начал адекватно оценивать свои силы, но иногда стеснялся или забывал попросить о помощи; сформировались навыки адекватной привязанности к матери.

3. На третьем этапе. Ребенок стал более дружелюбным, спокойным; приобрел эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность; легче переносит разлуку с матерью; в поведении стали заметны формирующиеся умения брать ответственность за свои действия и самостоятельно разрешать конфликты.

По результатам работы были даны рекомендации родителям, которые должны содействовать приобретению новых форм взаимодействия и выстраиванию гармоничных отношений.

Рекомендации родителям 1. Ввести для ребенка 3 правила и 3 обязанности с последующим увеличением их количества (с учетом возраста). Найти подходящие картинки для правил и наклеить их на альбомный лист, который повесить на стену или дверь на уровне глаз ребенка. Использовать систему поощрения в случае соблюдения правил и выполнения обязанностей (таким образом, постепенно меняется стиль воспитания на демократичный). 2. Учитывать желания, интересы и мнение ребенка при решении семейных ситуаций. 3. Использовать наказание, если ребенок демонстрирует неповиновение в ситуации, с которой он может справиться без проблем, например посадить на стул на 5–10 минут (важно следить за тем, чтобы он отсидел положенное время). Наказание должно соответствовать поступку ребенка и увеличиваться по времени в зависимости от его возраста. Ребенок должен четко понимать, за что именно он наказан. Для этого причину необходимо озвучить. 4. Часто разговаривать с ребенком, объяснять ему суть запретов и ограничений, помогать в выражении своих чувств и переживаний. 5. Установить четкие рамки запретов и разрешений. Желательно нарисовать (наклеить) на бумаге и повесить в комнате ребенка, что можно делать, а что нельзя. Ограничений не должно быть слишком много. 6. Демонстрировать ребенку свою любовь, давать понять ему, что его будут любить всегда невзирая на обстоятельства.

 

Приложение

Примеры занятий по индивидуальной программе коррекции

Первый этап

Содержание работы

1. Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цели: установление контакта между педагогом-психологом и ребенком, снижение эмоционального напряжения, создание эмоционально положительного фона.

Инструкция педагога-психолога. Положи свои ладошки на песочек. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Песок – он какой?.. (Сухой, шершавый, мягкий.) Теперь плавными движениями, как змейки, пробежим по песку пальчиками... Возьмем песок крепко-крепко в руки… потихоньку отпустим его… А теперь давай закопаем друг другу ладошки… (Сначала выполняет педагог-психолог, затем ребенок.)

Упражнение «Прятки»

Цели: развитие тактильного восприятия, отреагирование эмоционального состояния, выстраивание взаимодействия с ребенком, исследование его внутреннего мира.

Инструкция. Многие дети в процессе строительства «мира» закапывают фигурки в песок. Предлагаемый вариант игры позволяет это сделать изначально. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Педагог-психолог отворачивается. Затем ребенок просит его отыскать спрятанную фигуру. Все спрятанные фигуры должны быть найдены – это способствует формированию границ и принятию правил.

Вариант игры – «Обратные прятки». Педагог-психолог предлагает ребенку выбрать из коллекции фигурки, символизирующие членов семьи, после чего прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем ему предлагается отыскать фигурки, рассказать о них или придумать историю.

Примечание. Во время рассказывания истории педагог-психолог может сделать вывод о том, как выстраиваются взаимоотношения в семье, какие существуют семейные ценности.

Упражнение «Чаепитие»

Цели: проигрывание семейных ролей, внутрисемейного взаимодействия, достижение осознания ребенком своего места в семье, формирование умения обозначать свои чувства.

Инструкция. Ребенку предлагается осмотреться и накрыть стол для чаепития. Для этого он может выбрать посуду, муляжи фруктов и сладостей, которые ему понравились. Затем предлагается выбрать из имеющихся маленьких игрушек те, что символизируют членов его семьи, посадить рядом с чашечками и покормить.

В процессе игры, ребенку задаются вопросы о том, что чувствует каждый персонаж. Если он затрудняется ответить, то педагог-психолог оказывает помощь, обозначая существующие эмоции.

Впоследствии эта игра может быть использована неоднократно.

Упражнение «Следопыты»

Цели: осознание ребенком своих действий, актуализация познавательной активности, развитие воображения.

Инструкция. Песок предварительно следует слегка намочить. Сначала ребенку предлагается с помощью специальных массажных мячиков нарисовать на нем различные узоры и следы. Затем задача усложняется – надо придумать, кто еще может оставить следы на песке (зайчик, кошечка и т. д.).

Как правило, в процессе игры ребенок начинает искать таких животных на полках с игрушками и приносить их в песочницу.

В конце занятия педагог-психолог вместе с ребенком моет и убирает на место все игрушки. Таким образом, у него формируется представление о логическом завершении занятий, а также продолжается работа по усвоению и принятию правил.

Второй этап

Содержание работы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: