Тема 1. Предмет и специфика философского знания




 

1. Предмет философии. Философия и мировоззрение.

2. Основные проблемы философии. Методы философии.

3. Функции философии.

4. Философия и наука.

 

1.Предмет философии. Философия и мировоззрение. Термин "философия" происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости.

Традиция говорит, что первым, кто объяснил слово "философ", был Пифагор (вторая пол. VIв. начало V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: "Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы до единой только истины". [1] Итак, согласно Пифагору, смысл философии в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н. э.).

Древнегреческий мыслитель Платон (428/427 - 347 до н.э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются. Лично же, собственно человека, философия должна научить добродетельной жизни и приуготовить к смерти.

По мнению Аристотеля (384-322 до н. э.), задача философии -постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет "знание и понимание ради самого знания и понимания"[2].

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341-270 до н. э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: "Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют"[3].

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку. - Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере. Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX - XX вв., когда возникло множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской программе.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные вопросы, свойственные философскому знанию вообще.

1.Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в самом общем смысле. Мы можем, с философской точки зрения, говорить о бытии и небытии; бытии материальном и идеальном; бытии природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. Ontos - сущее и logos - учение).

2.Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. Gnosis - знание, познание и logos - учение).

3.Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4.Исследование наиболее общих и существенных вопросов, касающихся человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является тем, кто действует, страдает, философствует, короче говоря, является субъектом практики и познания. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

5. Так как человек и общество – это не только материальные тела, и не только группы людей и частицы общества, но и существа, обладающие духовной жизнью, то к вопросам философии добавляются этика и эстетика,как теории, изучающие эту сторону человеческой жизни.

Обобщая содержание перечисленных пунктов, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Однако это лишь предварительное определение, требующее своего дальнейшего пояснения и развития. Философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия.

Перечень вопросов, входящих в компетенцию философии, указывает нам, что философия – это область знания, непосредственно связанная с мировоззрением. Понятие " мировоззрение " шире понятия "философия". Оно включает в себя и другие сферы духовной деятельности человека: мифологию, художественную деятельность, религию и т.д. Под мировоззрением понимается самый общий взгляд человека на окружающую действительность и место человека в этой действительности.

Мировоззрение есть результат отражения мира. Но глубина этого от­ражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Сле­дующие по глубине уровни отражения в этом плане - мировосприятие и ми­ропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чув­ственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда осуществляется отражение всех сторон бытия посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное от­ражение - это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстракт­ным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием.

Каждый человек обладает самым различным набором знаний, кото­рые он получил в процессе жизни. В нашей голове присутствуют те прове­ренные знания, которые мы получили в школе и институте, полузнания, обусловленные неглубоким изучением дисциплин, случайной информа­цией, дефектами памяти. В нашем мышлении присутствуют ложные и фантастические представления о действительности, всякого рода мифы и заблуждения. Таким образом, формирование индивидуального мировоз­зрения является личной задачей каждого из нас. В этом процессе филосо­фии принадлежит исключительное значение. Как видно из тех вопросов, которые входят в ведение философии, ей дана возможность (конечно, при условии овладения философией) быть теоретическим ядром мировоззре­ния.

Если мы посмотрим на историю возникновения философии, то отметим замечательную вещь. Первые философы появляются в значительно удаленных друг от друга центрах цивилизации – в Античной Греции, в Индии и Китае – на рубеже 7 – 5 веков до н. э. Значит ли это, что до появления философии в этих древних обществах не было мировоззрения? Конечно, нет! Дело в том, что, несколько огрубляя действительность, в нашем мире существуют два типа мировоззрения. Первый тип, самый древний, можно обозначить как мифологически-религиозный. Именно на рубеже 7-5 в.в. до н.э., в так называемое «осевое время», к этому самому древнему типу мировоззрения добавился еще один, его можно условно назвать научно-философским.

Религиозно-мифологическое мировоззрение, существующее и до сих пор, до определенного времени исправно выполняло функции, присущие любому мировоззрению: удовлетворяло человека в его познавательных потребностях, задавало ему систему ценностей, определяло место человека в мире. Однако религия и миф принципиально консервативны и неизменны (ведь они имеют дело с высшими, божественными истинами), а время шло неумолимо вперед. Наконец, пришла эпоха, создавшая условия для появления нового типа мировоззрения, связанная с философией и наукой.

Среди условий появления философии можно выделить следующие. Во-первых, это отделение умственного труда от физического, что стало возможным при переходе к классовому обществу. Во-вторых, это спонтан­ное накопление знаний о мире, появление новых технологий и орудий труда. В-третьих, особое уважение к знанию самому по себе. Великий Аристотель несколько наивно выразил это фразой, что «и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать»[4] И, наконец, в-четвертых. Общества, особенно традиционные, не любят но­ваций. Особенно там, где традиция связана с религией, общество охраняет себя от людей, сомневающихся или ломающих мировоззренческие стерео­типы. Таким образом, для появления философии и философа, изучающего общие вопросы бытия, необходимо было не только наличие любознатель­ных людей (они были всегда), но и создание особого климата терпимости со стороны общества, по отношению к нестандартно мыслящим людям. Там, где этот фактор реализовался (в совокупности с указанными выше факторами), там возникла философия. Где эти условия не реализовались, там философия не появилась, а была позднее привнесена «извне».

Философия – дитя свободы. Философ опирается на свой разум и размышляет как интеллектуально свободный человек. Философ делает выводы на свой страх и риск, без особой оглядки на то, что «люди мыслят по-другому». Однако высказывание предположений на свой страх и риск порождает необходимость доказательства своих предположений. Истина философии не лежит готовой в кармане, она также не написана в скрижалях религии, ее надо добыть и доказать. Мудрец гарантированно обладает истиной потому, что ее дают ему высшие силы. Философ – любит мудрость, но найдет ли он ее, - вот проблема философского и научного поиска. Можно утверждать, что проблема доказательства, появившаяся в духовной жизни человека античного общества, древнего индийца и китайца, ознаменовала период появления нового типа мировоззрения – научно-философского, эта эпоха была эпохой рождения как философии, так и науки.

Философия это высший уровень и вид мировоззрения, носящего не только общественный, но и личностный характер, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

 

2. Основные проблемы философии. Методы философии.

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. С одним из таких вопросов мы уже столкнулись: это вопрос "Что такое философия?". В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия.

Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связан с принципом "познай самого себя", для философов Нового времени - как возможно познание, для современного позитивизма - в чем суть "логики научного открытия" и т.д.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них вопрос: "Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?" От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. В зависимости от решения этот вопроса выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм, формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания. Важность этого вопроса такова, что его называют основным вопросом философии.

Различие обоих направлений было вполне осознано классической философией. Так, видный немецкий теоретик литературы и философ-идеалист Ф. Шлегель (1772-1829) писал: " Материализм все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю"[5].

Несколько позже выдающийся философ-материалист Ф. Энгельс (1820-1895) также подтвердил важность этого различия. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, - пишет Энгельс. - Высший вопрос всей философии, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, имеет свои корни…не в меньшей степени, чем всякая религия, в ограниченных и невежественных представлениях людей периода дикости. Но он мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение лишь после того, как население Европы пробудилось от долгой зимней спячки христианского средневековья…Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, - а у философов, например у Гегеля, сотворение мира принимает нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, - составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма».[6]

Таким образом, философское значение терминов "материалист" и "идеалист" не следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.

Как материализм, так и идеализм различаются в своих конкретных проявлениях. Мы можем выделить различные формы материализма и идеализма. Так, с точки зрения исторического развития материализма, можно отметить следующие его основные формы.

Наивный материализм Древнего Востока и Древней Греции - это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.).

Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В основе его лежит изучение природы, но все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ж. Ламетри, П. Гольбах и др.).

Антропологический материализм Л. Фейербаха, в котором главным предметом философии полагается человек как материальное, чувственное существо, но отсутствует материалистическое понимание общества и истории.

Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.). Последовательный материализм в его рамках (принцип материализма) распространяется и на природу, и на общество.

Специфической формой непоследовательного материализма является деизм (от лат. deus - бог), представители которого, хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, Б. Франклин, М.В. Ломоносов и др.). Не случайно к деизму примыкали мыслители и материалистического (Ф. Бэкон, Дж. Локк), и идеалистического (Г. Лейбниц), и дуалистического (Р. Декарт) направлений.

В научной литературе можно встретить термин «вульгарный материализм». Он сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (К. Фохт, Л. Бюхнер).

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности:

Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, духа вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Г. Гегель).

Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений, от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus - один, единственный и ipse - сам). Согласно его парадоксальной позиции, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного "Я" и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм (от греч. Pan - все и logos - разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма (от лат. irrationalis неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т.д., а само бытие рассматривается как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).

Наряду с определением позиции философа по поводу первичности материи или сознания в мире, основной вопрос философии имеет также вторую сторону. К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, агностицизм (от греч. аgnostos - непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

Скептики были как в лагере материализма (Демокрит, Дидро), так и идеализма (Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Гегель).

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме. Монизм (от греч. monos - один, единственный) философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может, соответственно, быть двух видов материалистический и идеалистический. Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным, духовным. Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, богом), которая в рамках современной науки положительно решена быть не может.

Дуализм (от лат. Dualis - двойственный) философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д.

Для понимания сущности философии важно также следующее уточнение. Каждая область знания имеет свой объект и предмет. Объектом философии, как мы теперь знаем, является весь мир, все бытие. Что касается предмета знания, то он формируется при помощи познавательного аппарата той или иной науки. Так, химия и биология обе изучают природу, однако в природе они видят различные вещи, так как пользуются различными понятиями и различными методами исследования. Предмет философии создается за счет того, что она использует всеобщие понятия, называемые категориями и всеобщие методы познания.

Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. Methodos – путь исследования или познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.

Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Это относится, конечно, только к такой философии, которая опирается на науку. Общее, что свойственно им всем, - теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах и законах.

Переходя к более конкретному рассмотрению вопроса о методах философии, следует прежде всего указать на материализм и идеализм как методы философии. Об их содержании речь шла выше. В данном же аспекте следует обратить внимание на то, что они выступают как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т. е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае, общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности, во втором, - как самопознание сознанием абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онтология во многом определяет гносеологию.

Следующий аспект дифференциации философских методов - это диалектика и метафизика.

Под диалектикой имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее понимание было не всегда. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду, прежде всего, то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.

Среди диалектиков можно встретить и материалистов, как, например, Гераклита, и идеалистов, такова диалектика Сократа. Таким образом, диалектика не является прерогативой материализма или диалектики. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором как идеалистическая диалектика. Классический представитель идеалистической диалектики (равно как и диалектического идеализма) Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики (равно как и диалектического материализма) – это К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. (Понятие "метафизика" имеет и другое, не затрагиваемое здесь значение, а именно: философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия). Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия.

Необходимо отметить, однако, что сам по себе метод познания, который предполагает рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и "огрубление", "упрощение" находящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами. Методологическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета исследования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности и возводится в абсолют. В этом, кстати, гносеологические корни всех односторонних идеалистических концепций. Суть их в том, что идеальный фактор (мысль, сознание, идея) отрывается от материального, абсолютизируется и противопоставляется материальному в качестве абсолютно автономного существа, а часто и творца бытия. При этом забывается, что, в конце концов, мышление, идеальное возникает на базе материального.

Следует, однако, отметить, что опасность познанию представляет не только абсолютизация покоя, но и абсолютизация его противоположности движения. И то и другое есть выражение метафизического способа исследования. И если в первом случае мы встаем на путь, ведущий к догматизму, то во втором на путь, ведущий к абсолютному релятивизму. (Релятивизм (от лат. relativus - относительный) - это методологический принцип, заключающийся в абсолютизации относительности познания и проистекающий из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости реальности и отрицания ее относительной устойчивости). Для подлинной диалектики нет ни только покоя без движения, но и движения без относительного покоя.

Помимо указанных методов философия включает в себя и другие. Отметим некоторые из них, имеющие наибольшее, по нашему мнению, значение.

Сенсуализм (от лат. Sensus - чувство) методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знание вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли. Гольбах, Фейербах и др.).

Рационализм (от лат. Ratio - разум) метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.).

Иррационализм философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон, Хайдеггер и др.).

Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как уже говорилось, и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти два качества философии не следует смешивать.

 

3.Функции философии. Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса об ее функциях. Некоторые из них мы уже рассматривали выше.

Прежде всего, это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, это указать на двойственный характер самих философских концепций, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.

Методологическая функция, о которой также уже шла речь, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип "подвергай все сомнению", со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

Аксиологическая функция (от греч. axios - ценный) философии. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. Философия призвана выполнить двуединую задачу: объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так или иначе, включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую, гносеологическую и социальную функции. Только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

 

4.Философия и наука. При рассмотрении соотношения философии и науки имеется, по крайней мере, три важных вопроса:

1. является ли философия наукой;

2. как взаимодействует философия и частные (конкретные) науки;

3. каково соотношение философии и вненаучного знания.

Актуальность вопроса о соотношении науки и философии выражается в том, что в научной литературе существовали и существуют до сих пор мнения о том, что философия не только не наука, но и в принципе чужда науке. Попробуем разобраться в этих вопросах.

По нашему мнению, нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции истории, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения "науки логики".

Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет научный характер (к этому надо, пожалуй, добавить лишь одно уточнение: если она опирается на систему научного знания). Философия выражает свои идеи не только в понятиях, но организует понятийное знание в систему философских теорий. Все это позволяет признавать за философией статус научного знания.

Второй вопрос - взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная философия уже не может, как прежде, претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, то есть она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время или в конце XIX начале XX вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.

Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественнонаучного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, методологию и ценностные ориентации, которые, так или иначе, воздействуют на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.).

Взаимозависимость философии и частных наук хорошо выразил И.В. Гете: "От фи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: