История искусства Фландрии XVII века




 

В XVII в. художественные традиции нидерландского искусства, с которым вы познакомились в прошлом году, продолжались во Фландрии и Голландии. На их основе сложились фламандская и голландская школы живописи. Причиной такого разделения послужила драматическая история Нидерландов.

В Нидерландах широко распространилось протестантство. Протестанты не нуждались в церковном искусстве, считали его излишним. Ими было разгромлено множество храмов и монастырей, уничтожены статуи, алтарные картины. Испанский король Филипп II, под властью которого находились тогда Нидерланды, силой пытался восстановить господство католической церкви. Десятки тысяч нидерландцев погибли. В ответ вспыхнуло вооружённое восстание.

На севере страны, где протестанты составляли большинство, было провозглашено новое государство – Республика Соединённых провинций. Ведущая роль в нём принадлежала Голландии, и скоро так стали называть всю страну. На юге Нидерландов победу одержали испанцы. Филипп II передал эти области любимой дочери инфанте Изабелле. Государство стали называть Фландрией, оно полностью зависело от Испании.

Крупнейшим мастером фламандской живописи был Питер Пауль Рубенс. Он родился в Германии, потому что отец его был протестантом и вывез семью за границу, спасаясь от преследований испанцев. Рубенсы перенесли немало лишений, а после смерти главы семейства перешли в католическую веру и вернулись на родину, в Антверпен (столицу Фландрии).

Юный Рубенс уже в тринадцатилетнем возрасте решил стать живописцем и начал учиться у разных мастеров. Скоро он был принят в члены городской гильдии Святого Луки (гильдии художников), что дало ему право подписывать и продавать свои работы. В двадцать три года Рубенс отправился для завершения художественного образования в Италию: посетил Венецию, Флоренцию, Геную, Рим. Он копировал и изучал работы великих итальянских мастеров, но скоро и сам начал получать заказы, выучил итальянский язык, завёл знакомства среди аристократов. В Италии ему прочили великое будущее, однако когда художник получил известие о тяжёлой болезни матери он, оставив заказы, уехал в Антверпен. Матери в живых он не застал, но и в Италию уже не вернулся.

Первыми картинами, которые написал Рубенс по возвращении на родину, были алтарные образы для городского собора Антверпена «Воздвижение креста» и «Снятие с креста». Особенно показательно «Воздвижение». Мы видим, как крест с распятым на нём Христом поднимают и устанавливают на месте казни (воздвигают). Пробитые гвоздями руки Христа в крови, глаза возведены к небу, но не только страдания Спасителя привлекают внимание зрителя. Палачи Христа, их движения, мышечные усилия великолепно удались художнику. Напряжённые мускулы, икры ног, плечи и складчатые затылки, испарина на коже, блеск лат – так этот сюжет ещё не писал никто. Основной композиционной линией является диагональ: она подчеркивает динамику, не позволяет движению остановиться.

После того как картины были установлены в соборе, имя Рубенса стало известным. Одних его живопись возмущала, других восхищала, но равнодушным не оставался никто. Вскоре Рубенс женился на Изабелле Брандт, девушке из высшего антверпенского общества. Свидетельством бракосочетания стал «Автопортрет с Изабеллой Брандт». В прошлом году мы рассматривали «Портрет четы Арнольфини», написанный нидерландским художником Яном ван Эйком как документ о создании новой семьи. «Автопортрет с Изабеллой Брандт» продолжает эту традицию. Молодожёны изображены под кустом жимолости – растения, которое символизировало супружескую верность. Их богатые костюмы искусно выписаны. Кружево, бархат, атлас, вышивка золотой нитью – всё это Рубенс пишет так, что можно почувствовать фактуру ткани. И при этом он не теряет из виду целого: композиция умело выстроена, лица и сомкнутые руки вписываются в окружность. Мастерство Рубенса-живописца уже достигло расцвета: свет, полутень и рефлексы на лице Изабеллы – одна из вершин мировой живописи.

Рубенс пишет множество картин большого формата на евангельские и мифологические сюжеты. Их персонажи телесны и полнокровны, композиции наполнены движением и жизнью; художник наслаждается красотой, радостью, полновесностью земного бытия и стремится передать эти чувства зрителю. Таковы «Поклонение волхвов», «Похищение дочерей Левкиппа», «Суд Париса», «Венера и Адонис», «Возвращение Дианы с охоты», несколько вариантов сюжета «Вакханалия», множество вариантов «Святого семейства» и другие.

Известность Рубенса перешагнула граница Фландрии: французская королева Мария Медичи пригласила его в Париж для создания цикла из двадцати четырёх больших картин с эпизодами жизни и царствования короля Генриха IV и его супруги, самой Марии Медичи. По условиям договора, все картины должны быть написаны исключительно рукой мастера за два года. Картины были окончены в срок. На каждой из них, кроме реальных героев, множество персонажей аллегорических, которые олицетворяют собой те или иные добродетели или качества. Так, в композиции «Представление портрета» реальным является только король Генрих IV, который по портрету знакомится со своей невестой (личное знакомство будущих царственных супругов до свадьбы не было принято). Все остальные персонажи – аллегорические: восседающие на облаках Зевс и Гера – аллегория прочного семейного союза, Гименей, подносящий портрет – аллегория брачных уз; Амур, божество любви, указывает королю на зримые достоинства невесты, а женская фигура в военном шлеме (аллегория Франции) шепчет ему на ухо слова одобрения.

Рубенс – на вершине успеха. Имя его известно всей Европе; на родине ему покровительствует инфанта Изабелла, правительница Фландрии. У него огромная мастерская, талантливые ученики, многочисленные заказы. Однако бедствия не обходят его стороной. Во время одной из эпидемий чумы умерла его дочь Клара Сирена; следующая унесла Изабеллу Брандт. Смерть жены Рубенс переживал очень тяжело. В течение нескольких лет он не мог писать, не мог даже жить в Антверпене. Но на эти годы пришёлся расцвет дипломатической деятельности Рубенса. В качестве дипломата он побывал в Голландии и Испании, блестяще провёл переговоры с английским королём Карлом I.

Вернувшись в Антверпен, Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен. Елена осветила поздние годы жизни художника. Он восхищался её обликом: белой кожей, золотистыми волосами, написал множество её портретов; героини мифологических картин – Венера, Вирсавия, Андромеда – тоже имеют её черты. Сестра Елены Сусанна Фоурмен – модель знаменитого портрета «Шляпка».

Рубенс – пример художника известного и состоятельного. Он умел угодить заказчикам, не изменяя себе. Его картины, рисунки и эскизы всегда были в цене. Последние годы жизни он провёл за городскими стенами. Купив замок Стен в окрестностях Антверпена, он удалился туда и работал, не стремясь продавать картины. В числе его произведений появляются пейзажи и крестьянские сцены. Наиболее известны «Пейзаж с возчиками камня» и «Кермесса». Последняя показывает народный крестьянский танец, который у Рубенса выглядит как вихрь кружащихся фигур, сливающихся в единый поток. Людская масса кажется продолжением ритмов холмистого пейзажа, а её беспокойное движение – выражением буйных, стихийных сил природы.

Мастерская Рубенса была многочисленна и выполняла заказы на картины и монументальные росписи. Иные из подмастерьев навсегда остались безвестными ремесленниками. Но были и такие, которые выросли в самостоятельных значительных художников.

Одним из любимых учеников Рубенса был Антонис Ван Дейк. Рубенс рано заметил в нём дар портретиста и стремился его развивать. Однако Ван Дейк понял, что в Антверпене, рядом с Рубенсом, он навсегда останется в тени учителя. Поэтому художник уехал в Англию и стал придворным портретистом короля Карла I. Он писал портреты английской знати так, как ей этого хотелось: живопись его гораздо суше, чем у Рубенса, рисунок строже и линейнее. Английские аристократы выглядят на его портретах людьми избранными от рождения, их жесты изящны и продуманны, лица холодно-приветливы. Нет излишних эмоций, движений, и тем более нет той полновесной телесности, которую так умел и любил писать его учитель.

Другой ученик Рубенса, Якоб Йорданс, наоборот, развивал простонародную струю творчества учителя. Его излюбленная тема – праздник бобового короля, популярное среди фламандских крестьян развлечение. Перед пирушкой в пирог запекали боб, и тот, кому он достанется, объявлялся королём: его славили, провозглашали в его честь шутливые тосты и пировали за его здоровье. Праздники бобового короля у Йорданса превращаются в прославление обильной пищи, веселья и грубых крестьянских манер. Участники пирушек едят и пьют, кричат, поют и смеются, активно жестикулируют, иногда здесь же, у стола, освобождаются от съеденного, что нисколько не портит им ни аппетита, ни веселья. И всё это изображает своею широкой, свободной и словно развесёлой кистью Якоб Йорданс.

Изобилие земных плодов и яств стало главной темой ещё одного ученика Рубенса – Франса Снейдерса. Снейдерс писал натюрморты большого размера, на которых были изображены разного рода лавки: рыбная, фруктовая, овощная, лавка дичи. Прилавки их ломятся от всевозможной снеди, а слуги или торговцы вносят всё новые и новые корзины. Так тема изобилия, избыточности, начатая Рубенсом, была продолжена в жанре натюрморта.

 

Вопросы и задания

1. Как образовались Голландия и Фландрия? Что такое фламандская школа живописи?

2. Что такое аллегория и аллегорический персонаж? Перечисли аллегорических персонажей картины «Представление портрета» из цикла для галереи Медичи.

3. Как проявляются особенности стиля барокко в картинах Рубенса?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: