муниципального района Республики Татарстан




ДОКЛАД

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ДОУ В ГАРМОНИЧНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Халикова Г.Р., воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

№ 15 «Золотая рыбка» г.Азнакаево Азнакаевского

муниципального района Республики Татарстан

Семья и детский сад составляют для дошкольников основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. Поэтому одним из основных условий успешного сотрудничества воспитателя и семьи является системное планирование педагогического взаимодействия с родителями, построенное на основе индивидуально - дифференцированного подхода к каждой семье с учетом её многоаспектной специфики.

Качество образования дошкольника, по нашему мнению, во многом зависит от согласованного взаимодействия родителей и педагогов. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Понимая, что воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка, всю работу мы строим так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса.

Работу с родителями мы строим, планируя её поэтапно:

1. Проведение экспресс - опросов с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные мы используем для дальнейшей работы.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительную мотивацию.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе мы вступаем в диалог с родителями, которые играют активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, и отрицательном в поведении ребенка.

5. Совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО постепенно родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса:

− участие в организации образовательного процесса (например, проведение родителями мастер-классов, прогулок, конкурсов и т. д.);

− участие в организации развивающей среды (например, оформление родителями стендов, определенных зон и уголков в группе, участков на улице, изготовление игр, игрушек или других атрибутов);

− участие родителей в оценке и контроле за деятельностью ДОО (например, оценка качества развивающей среды, приготовленной пищи, места для сна и т. п.);

− оказание родителями дополнительных услуг (проведение экскурсий у

себя на работе, помощь педагогу в сопровождении детей на выставки, в музеи и т. п.);

− участие в разработке планирования планов, совместной деятельности детей и взрослых (например, планирование конкурсов, акций, проектов и т. д.).

Из всего многообразия форм взаимодействия с родителями воспитанников мы выделили новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. Мы развиваем и используем как традиционные формы – это родительские собрания, консультации, беседы, так и современные инновационные формы – родительские клубы, мастер-классы, которые помогают активизировать интерес к взаимодействию родителей с детьми и педагогами, например: «День Земли», «Берегите природу» и другие. В процессе мастер-классов родители отмечают, на сколько детям интересна та или иная деятельность, чему они научились и чему хотят научиться. Проведение различных акций, совместно с родителями, детьми и педагогами направлено на формирование социальных норм, нравственных качеств, воспитание уважительного отношения к людям, истории, культуре и природе своей страны, например: «С каждого по зернышку», «Покормите птиц зимой»; «Я сам посажу цветок», «Дедушкина медаль», «Игрушка для детей – руками взрослых» и т.д. Кроме этого,проводим оздоровительные мероприятия, игры с педагогическим содержанием, открытые просмотры занятий и режимных моментов. Для обратной связи применяем «почтовый ящик», «телефон доверия», «горячая линия» на сайте учреждения. Ведем проектную деятельность, в процессе реализации которых, происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие», идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. Так, например, родители участвовали в предложенных им проектах: «Вторая жизнь упаковки», «Вода в доме», «Мой любимый домашний питомец» и другие. По окончании работы над проектом родители с детьми защищали свои авторские семейные проекты.

Сотрудничество семьи и детского сада предусматривает «прозрачность» всего учебно - воспитательного процесса. В связи с этим необходимо постоянно информировать родителей о содержании, формах и методах работы с детьми, стремиться включать родителей в процесс образования их детей путем организации семейных конкурсов: «Развивающая игра для ребенка своими руками», «Герб моей семьи», «Рождественская игрушка», «Дары осени»; семейных альбомов: «Мой малыш», «Папа, мама, я – замечательная семья»; газет: «Как мы провели выходной», «Мой день рождения», «Папа мой – самый мировой».

Для педагогического просвещения родителей мы организовали «Библиотеку для родителей», которая обеспечивает родителей художественной и популярной психолого - педагогической литературой. В ней представлены тематические подборки из журналов и газет по проблемам воспитания дошкольников. Мы организуем обсуждение различных статей посредством проведения вечеров встреч, родительских чтений и диспутов с родителями. Такая форма дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждения.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги, всегда исходим из представлений о своих родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Использование инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, повышая качество образовательного процесса.

Таким образом, различные формы работы позволяют заинтересовать и привлекать к участию в образовательной деятельности наших родителей, способствуют сплочению в единый союз всех субъектов образовательного процесса. От позитивного взаимодействия родителей и педагогов в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – наши дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих родителей, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых золотые руки. Родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и просто поучиться. В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Родители должны быть уверены, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении разного рода проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: