Билет № 1
1. Дайте определение понятию «композиция». Опираясь на изученные в 8 классе произведения, проиллюстрируйте основные композиционные элементы (завязка, кульминация, развязка).
2. Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен).
3. Прочитайте наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Как вы понимаете слова «вдохновенье», «упоенье», «пробужденье»?
1. Композиция литературно —художественного произведения играет большую роль в выражении писательской идеи. По сей день нет общепринятого определения понятия композиции. Наиболее часто употребляемой является следующее: «Композицией — называется построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое». Для изображения картины жизни, писатели используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую обстановку и т.д. Существенную роль в худ. произведении играют заглавия и эпиграфы. Заглавия связаны чаще всего с тематикой. Так, в предании «О Пугачеве» повествуется о том, что Екатерина уступила трон Пугачеву; казака, который отдал пай Пугачеву, сделала полковником; полковнику, который пожалел воды Емельяну, велела отрубить голову, а сам Пугачев отправил жену с ребенком в монастырь и начал править. Таким образом, Пугачева жаловал не только народ, но и императрица. Заглавия часто связаны с образами («Житие Александра Невского», «Мцыри», «Ромео и Джульетта»). Эпиграфы представляют второе название. Они связаны с идейным смыслом произведения, с характерной чертой того или иного героя. "Береги честь смолоду". Данная пословица достаточно ясно выражает общий замысел и атмосферу повести. Ведь «Капитанская дочка» о чести, чувствах людей, помыслах. Слово честь можно толковать по-разному. Это – гордость, порядочность, самолюбие. У каждого героя повести честь собственная. Для Швабрина, Маши, Гринева слово «честь» имеет совершенно разное значение.
|
Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог. Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы». Момент высшего напряжения действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. Кульминацией – высшей точкой развития действия – можно считать сцену вранья Хлестакова. Человек низшего чина хочет занять в обществе место выше того, что он занимает на самом деле, а особенно показать это другим. И подвыпивший Хлестаков врет, чувствуя себя в центре всеобщего внимания. Он на вершине своей славы, даже не замечая, как провирается, как не сходятся концы с концами, он торжествует оттого, как его слушают и как ему верят. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» развязкой служит известие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова. Но Гоголь включает в пьесу еще одну композиционную особенность: финал пьесы, так называемую «немую сцену». Это появление жандарма, сообщающего о приезде настоящего ревизора, замыкает действие, снова возвращает чиновников в состояние исходного страха. Это также и намек на возмездие, которое их ожидает.
|
2.
Лирические песни | Исторические песни |
В лирических песнях отображаются человеческие чувства и переживания: печаль и радость, любовь и дружба, жалость и ревность, жажда воли и протест против угнетения. | В исторических песнях содержатся сведения о конкретных событиях истории (войнах, походах, восстаниях), а также о народных героях и исторических лицах. |
Особенности лирических песен таковы: они медленные, протяжные. Для них характерна народная символика, параллелизм, повторы, постоянные эпитеты. Например: «В тёмном лесе, в тёмном лесе, в тёмном лесе, за лесью, за лесью». «Уж ты ночка,ночка ты, ноченька тёмная, ты, тёмная ночка, осенняя!» В лирических песнях всегда присутствуют символы. И каждый символ имеет своё значение: «ясный месяц » - молодец, «лебёдушка » - девица, «ясны звёздочки» - дети и т.д. Характерные признаки лирической песни: широта мелодии, душевность и красивое созвучие голосов. | Исторические песни: «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», «Там татары шли» по форме близки к лирическим. В исторических песнях часто встречаются образы лирических песен – удалый добрый молодец, солдатушки, общие для народной песни эпитеты (лес тёмный, садик зелёный, ворота решётчатые, добрый молодец, красное солнышко), сравнения, запевы. |
Лирические песни дают возможность познать народный быт и русский национальный характер. | Историческая песня позволяет увидеть отношение народа к важным событиям истории; из неё порой можно получить такие сведения, каких нет в исторических документах. Например, об отношении народа к Пугачёву мы узнаём из исторической песни «Пугачёв казнён»: «Нет больше народного заступника…». В официальных документах Пугачёв – злодей. Таким образом, историческая песня – своеобразный свидетель истории. |
3. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» было написано Пушкиным в 1825 г. Это лирическое произведение посвящено А. П. Керн. В его основу положены реальные факты биографии Пушкина.
В заглавной строфе описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот момент очень выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолетнее виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта – это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его.
Дальнейшие три строфы стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта - его изгнание. Тяжелое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время «томленья грусти безнадежной» в душе поэта. Расставание с его юношескими идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и моменты отчаяния («Без божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке автора («В глуши, во мраке заточенья…»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл.
В дальнейшем поэт вновь встречает любовь своей молодости, о чем повествуют заключительные строфы стихотворения. Пятая строфа очень похожа на первую. Пушкин пробуждается, возрождается. Вместе с прекрасной музой к поэту возвращается вдохновение, желание творить.
|
Билет № 2
1. Дайте определение понятию «комедия». Назовите комедии, изученные в 8 классе.
2. Расскажите о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования.
3. Прочитайте выразительно наизусть отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября 1825 года». Какие чувства вызывают у поэта воспоминания о друзьях?
1. Комедия – это драматический жанр литературы, в центре которого стоит комическое смешное событие. Комедия противостоит трагедии: трагедия – это высокий жанр литературы, а комедия, наоборот, приниженный жанр. Комедия, как и трагедия, возникла из древних обрядовых действ, в который участники обряда разыгрывали определенные ситуации.
Основа жанра. Основополагающим, жанрообразующим признаком комедии является смех. Аристотель определил смешное, комическое как некоторую ошибку и безобразие, которое никому не причиняет вреда и страданий. Если в центре трагедии неразрешимый трагический конфликт, то в центре комедии – нелепая смешная ситуация. Трагический герой всегда возвышенный, он наполнен богатым миром чувств, эмоций, переживаний. Он ставит на карту свою жизнь, он преследует благородные цели. Комический персонаж, наоборот, нелепый, смешной, глупый, порочный, неполноценный, в большинстве случаев лишенный внутреннего мира, этакий простачок, не понимающий того, что он смешон.
В комедии высмеиваются низкие качества человека, такие как глупость, подлость, наивность, недальновидность, простоватость. В этом году мы познакомились с комедией «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Недоросль» Д. Фонвизина.
Вспомогательный материал. Комедия «Недоросль» построена по законам классицизма. Здесь только одна сюжетная линия, одно место действия и все события происходят в течение суток. Но в пьесе проявляются и некоторые черты реализма: достоверное изображение быта, далекие от схематичности персонажи, отдельные элементы драмы. Фонвизин создал новый жанр – социально-политическую комедию. В центре сюжета, вопреки канонам классицизма, находится не любовная интрига, а острый социальный конфликт. Пьеса состоит из пяти действий. В первом автор знакомит нас с основными персонажами, происходит завязка сюжета – письмо от Стародума, в котором Софья названа богатой наследницей. Кульминация наступает в пятом действии, когда Правдин зачитывает письмо о переходе имения Простаковых под его опеку. Развязкой становятся последние слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!».В «Недоросле» показаны практически все сословия Российского государства. Согласно традициям классицизма, все действующие лица четко разделены на отрицательные и положительные, а их имена указывают на основные черты характера. Правдин олицетворяет справедливость, Стародум – мудрость и мораль, а фамилии Вральман и Скотинин понятны даже ребенку. Госпожа Простакова – наиболее яркий комедийный образ. Простакова стремится все прибрать к рукам, единовластно распоряжается не только крепостными, но и родными. Ее муж – бесправное существо, которое не смеет и шагу ступить без приказа жены. Главный девиз помещицы: «Что захотела, поставлю на своем».
«Ревизор» – пьеса совершенно новаторская. Гоголь впервые создал социальную комедию без любовной линии. Ухаживания Хлестакова за Анной Андреевной и Марией Антоновной скорее пародия на высокие чувства. В комедии нет также ни одного положительного персонажа. Когда писателя упрекали в этом, он отвечал, что главный положительный герой «Ревизора» – смех.
Необычна и композиция пьесы, поскольку в ней нет традиционной экспозиции. С первой же фразы Городничего начинается завязка сюжета. Финальная немая сцена также немало удивила театральных критиков. Классическая путаница с главным героем приобретает у Гоголя совершенно иной смысл. Хлестаков не собирался выдавать себя за ревизора, он какое-то время сам не мог понять, что происходит. Просто считал: уездное начальство заискивает с ним только потому, что он из столицы и модно одет. Окончательно открывает глаза щеголю Осип, уговаривая барина уезжать, пока не поздно. Хлестаков не стремится обмануть кого-либо. Чиновники обманываются сами и втягивают мнимого ревизора в это действо.
Несомненным новшеством явился и сам главный герой. Впервые им стал глупый, пустой и ничтожный человек. Писатель так характеризует Хлестакова: «без царя в голове». Характер героя наиболее полно проявляется в сценах вранья. Хлестаков столь сильно вдохновлен собственным воображением, что не может остановиться. Игрок, мот, любитель приударить за женщинами и пустить пыль в глаза, «пустышка» – таков главный герой произведения. В пьесе Гоголь затронул масштабный пласт российской действительности: государственная власть, медицина, суд, образование, почтовое ведомство, полиция, купечество. Писатель поднимает и высмеивает в «Ревизоре» множество неприглядных черт современной жизни. Здесь поголовное взяточничество и пренебрежение своими обязанностями, казнокрадство и чинопочитание, тщеславие и страсть к сплетням, зависть и наушничество, хвастовство и глупость, мелочная мстительность и тупость… Чего только нет! «Ревизор» – настоящее зеркало российского общества.
2. Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено житие. Произведение было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь. Его роль в истории Руси заключается в том, что он возглавил борьбу с немецко-шведскими захватчиками.
В 1240 году шведские рыцари вторглись в пределы Руси. Они вошли на кораблях в реку Неву. С небольшой дружиной князь Александр Ярославич 15 июня 1240 года напал на неприятеля и одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра — Невский. В 1241–1242 годах он возглавил борьбу с войсками литовских рыцарей, захватившими псковские и новгородские земли. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло решительное сражение, окончившееся разгромом врагов и вошедшее в историю под названием "Ледовое побоище".
Александр Невский был выдающимся дипломатом. Он поддерживал мирные отношения с ханом. Житийный рассказ об Александре Невском должен был показать, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо-татарам, на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам. Даже Батый признавал величие Александра.
Автор жития знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов. Ученые полагают, что житие написано митрополитом Кириллом. Характеристика князя в житии очень разнопланова. С одной стороны, он исполнен церковных добродетелей – тих, кроток, смиренен, с другой, — мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца.
Так, в сражении на Неве "он крепко верил в помощь святых и мучеников Бориса и Глеба", лики которых представились в видении посланному в дозор старейшине земли Ижорской Пелгую. Воодушевясь этим видением, князь решил с малочисленным войском напасть на врага. В житии изображена и битва с немецкими рыцарями на Чудском озере, которые хотели "посрамить народ славянский".Автор обращается к свидетельству очевидца: "видели мы на небе полк божий, пришедший на помощь князю Александру", и продолжает рассказ: "...и победил Александр врагов с помощью божьей и обратились они в бегство. Эта победа принесла Александру Невскому великую славу. Автор восхищается князем, приписывает ему лучшие человеческие качества: он красив, силен, премудр, храбр. Часто автор жития обращается к библейским мотивам: в изображении битв и побед Александра он видит божественное предначертание, в портрете князя подчеркиваются черты сходства с персонажами священного писания. Красота лица его подобна красоте Иосифа, сила — силе Самсона, премудрость — Соломона, храбрость — римского императора Веспасиана.
Особой торжественностью и лиричностью пронизана заключительная часть жития — рассказ о смерти князя. На обратном пути из Орды Александр Невский заболел и вскоре умер. Завершается повесть рассказом о "дивном" и "достойном памяти" чуде, совершившемся во время погребения князя. Когда мертвому Александру хотели вложить в руку "прощальную грамоту", то он сам, словно живой, протянул руку и взял грамоту у митрополита.
Вплоть до XVI века "Житие Александра Невского" являлось своего рода образцом для изображения русских князей.
3. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
19 октября 1811 года в Царском Селе открылся Лицей - новое учебное заведение для мальчиков из привилегированных семей. Новое учебное заведение создавался под пристальным вниманием императора Александра I, который хотел, чтобы из Лицея выпускались высокообразованные люди, которые в будущем могли бы занимать самые важные государственные должности. Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея.
В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью. Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Иваном Пущиным:
...Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его, лицея превратил.
Близки ему были и Дельвиг, и Вильгельм Кюхельбекер, «братья родные по музе». Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный», и внёс бодрость в душу изгнанника.
Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».
Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего в Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине. Всё стихотворение — это гимн дружбе.
Судьбы друзей-лицеистов: Федор Федорович Матюшкин – стал профессиональным моряком, заслужив орден и звание мичмана, корабль стал для него домом, прожил 73 года. Антон Антонович Дельвиг – умер от тифа в возрасте 32 лет. Иван Иванович Пущин – по указу Николая I велено было его «по лишении чинов и дворянства, сослать вечно в каторжные работы в Сибирь». Вильгельм Карлович Кюхельбекер – был приговорен на пятнадцать лет одиночного заключения за причастность к декабристскому восстанию. Корсаков Николай Александрович – умер в Италии от туберкулеза в возрасте 20 лет. Князь Горчаков пережил всех лицеистов.
Билет № 3
1. Назовите признаки исторической песни как жанра устного народного творчества. Прочитайте наизусть народную песню (на выбор).
2. Как раскрывается проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
3. Раскройте смысл эпиграфа к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
1. Исторические песни – это эпические и лирические произведения о событиях и деятелях истории. Ранние исторические песни относятся к XIII–XIV векам. Они отражают все наиболее значительные события истории: эпоху монголо-татарского ига, время Ивана Грозного, Смутное время, реформы Петра I, Отечественную войну 1812 года, крестьянские восстания Пугачева и Разина. В XIX веке жанр исторической песни постепенно приходит в забвение. В начале столетия складывали песни, посвященные Отечественной войне 1812 года. Героями этих песен являлся народ, любимый военноначальник Кутузов и казак Платов. Последние исторические песни были сложены в середине XIX века. Они посвящены русско-турецкой и крымской войнам.
«Пугачев казнен». Эта историческая песня относится ко времени Крестьянской войны 1773-1775 годов. Предводителя этой войны звали Емельян Иванович Пугачёв. Скорее всего песня написана крестьянами, так как высшие сословия хотели убрать Пугачёва и тогда бы в песне не звучали такие слова:
"Нет больше народного заступника
Емельян ты наш родной батюшка!" или
"Как остались мы, сироты горемычны!"
По названию "Пугачев казнён" понятно, какие события послужили для неё основой - казнь Пугачева. По историческим источникам отмечено, что приговор был приведен в исполнение 21 января 1775 года на Болотной площади.
По объему песня короткая, но даже в этих семи строках понятно, как любили и уважали крестьяне Емельяна Пугачёва, обращаясь к нему: "Емельян ты наш родной батюшка!"
Характерные признаки жанра исторической песни: чувства неизвестных авторов к тому или иному историческому лицу, событию. Песня проникнута тоской, страхом, горем...В песне присутствуют такие средства художественной выразительности, как: олицетворение ("Красное солнышко закатилось..."); эпитеты ("родной батюшка", "сироты горемычны").
2. Комедия «Недоросль» была написана в переходный для России период – во времена правления Екатерины ІІ. Старые устои и нормы были уже непригодны для нового общества, но поддерживались дворянством, которое не было готово перенять идеалы просвещения. Наиболее ярко это видно при анализе проблемы воспитания в комедии «Недоросль».
В произведении тема воспитания занимает центральное место и связана с основным конфликтом пьесы, который представляет собой противостояние между новыми идеями просвещения и устаревшими крепостническими устоями. Простакова и Скотинин являются непосредственными носителями последних, так как переняли их с воспитанием от своих родителей. Жестокость по отношению к крепостным, жадность, чрезмерная ценность вещей и денег, отрицание учености, плохое отношение даже к родным – все это «впитывает» в себя и Митрофан, становясь «достойным» сыном своей матери.
Простакова, несмотря на свою жадность, хитрость и грубость, остается любящею матерью, готовой на все ради своего сына. Однако именно чрезмерная опека приводит к плачевным результатам – избалованным Митрофан, которого воспитывали одними «пряниками», не ценит усердий своей матери. При этом трагичность ситуации состоит в том, что сама Простакова, воспитанная по правилам «Домостроя», просто не может понять, где ошиблась. Возможно, ее судьба сложилась бы по-иному, выйди она замуж за образованного человека, рядом с которым ее практичность была направлена в добродетельное русло. Однако отец Митрофана, Простаков, предстает как безвольный, во всем согласный со своей более активной женой, персонаж. Эту же пассивность мы видим и у юноши, когда тот во всем соглашается сначала с матерью, затем с Правдиным, когда тот собирается забрать его с собой.
Полной противоположностью глупому, грубому Митрофану является Софья. Девушка много читает, внимательно слушает наставления Стародума, стремится к добродетельной жизни. В отличие от Митрофана, для которого жениться – это новое развлечение, девушка воспринимает брак серьезно. Кроме того, Софья не противится решению Стародума выдать ее за достойного человека, который он выберет ей сам, то есть мнение родителя для нее является авторитетным, чего не скажешь о Митрофане.
Ярче всего в комедии Фонвизина «Недоросль» проблема воспитания раскрывается при сравнении педагогичных идей Стародума и Простаковой. В пьесе они противопоставлены не только как положительный и отрицательные персонажи-зеркальщики, но и как носители противоположных идей.
Стародум относится к Софье как к взрослому человеку, ведет с ней беседы на равных, наставляет к добродетели и необходимости образования. Простакова же обращается с Митрофаном не как с состоявшимся 16-летним юношей, а как с маленьким ребенком, которому учение на самом деле не нужно, ведь все блага он и так получит по наследству. Особенно в пьесе интересен момент, что, поддавшись моде, женщина приглашает сыну учителей, но по причине собственно невежества не видит их некомпетентности.
Обнажая всю отсталость устаревших норм воспитания, Фонвизин не просто осмеивает ситуацию, а подталкивает к возможному решению этой проблемы. Так, червоточина кроется не только в семейной педагогике, где от поколения к поколению передаются отмирающие, неприемлемые в новом обществе идеи. Фонвизин приводит тому ряд связанных с общероссийской проблемой воспитания аргументов. «Недоросль» – это зеркало социальной жизни всей России, которая боится избавиться от старого и открыться к новому. Поэтому в пьесе и появляются гипертрофированные формы воплощения просветительских идей – учителя, которые не закончили семинарию или вовсе не имеют отношения к образованию, портные, которые не имеют понятия, как шить, и молодые люди, которые делают вид, что учатся, потому что это общепринято.
Для Фонвизина, как личности Просвещения, было важно, чтобы читатель или зритель комедии перенял его идеи и поддержал новый шаг развития российского общества.
3. В качестве эпиграфа к повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин взял сокращенный вариант русской пословицы «Береги платье снову, а честь смолоду». Эпиграф обращает внимание читателя на идейно-нравственное воспитание, формирование личности главного героя повести Петра Гринева.
Проблема нравственного воспитания молодого человека своего времени глубоко волновала Пушкина. Он ощущает настоятельную необходимость сопоставить нравственный опыт разных поколений, показать связь между ними. Старшее поколение повести представляет, в первую очередь, отец главного героя — Андрей Петрович Гринев. Он отставной премьер-майор, который, окончив службу, поселился в деревне и женился. Гринев-отец сочувственно упоминает о своем пращуре, казненном на лобном месте, и об отце, который пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. По обычаю, еще не рожденного сына Гринев-отец записывает сержантом в Семеновский полк. Предъявляя столь высокие требования к будущему сына, он, тем не менее, мало уделяет внимания его воспитанию и образованию. Сначала Петю обучает русской грамоте стремянный Савельич, а затем всем наукам французский парикмахер Бопре. Иронично отзывается рассказчик о временах своего детства: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Но ситуация резко меняется, как только мальчик достигает шестнадцатилетнего возраста. Моральный облик сына очень волнует отца. Вместо предполагаемого Семеновского полка Гринев-отец отправляет Гринева-сына служить в Оренбург: «Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху...» Свою систему ценностей Андрей Петрович излагает, напутствуя сына: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». В дальнейшем отец внимательно следит за судьбой сына, наказывая за ослушание и неправедные поступки.
Петр Андреевич, вырвавшись на волю из родного гнезда, сразу же совершает ряд оплошностей: чрезмерно увлекается спиртным, проигрывает в карты большую сумму денег. Пытаясь доказать свою взрослость, обижает старика Савельича. Но врожденная порядочность тут же вызывает у героя раскаяние. Прибыв в Белогорскую крепость, молодой офицер находит жизнь здесь «не только сносною, но даже и приятною». Главную роль в этом сыграла Маша Миронова, в которую герой влюбляется. Любовь вдохновила Гринева-сына на «подвиги»: он участвует в дуэли и предлагает Маше выйти за него замуж. Гринев-отец категоричен в оценке поведения Гринева-сына: «...не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей...». Однако дальнейшие события доказывают обратное: Петр Гринев способен защищать и отечество, и дорогих ему людей, и собственную честь. Можно опровергнуть эту мысль, утверждая, что Петр Гринев предал отечество, нарушил клятву верности, ибо находился в дружеских отношениях с Пугачевым. Гринев, напротив, защищает и спасает любимую, оставаясь бережным к ее чувствам. Даже оказавшись перед угрозой тюремного заключения, Гринев не защищается, боясь, что его оправдания принесут вред Маше: «...мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев... так меня поразила, что я замялся и спутался». Поведение Гринева свидетельствует о том, что под влиянием чрезвычайных событий он взрослеет и мудреет. Позиция, избранная пушкинским героем, внутренне «подсказана» ему родовым преданием, примером и заветом отца: «Береги честь смолоду». Линия поведения героя является результатом сословного воспитания в духе чести, преданности присяге и свидетельствует лучших традициях высших духовных ценностей.
Билет № 4
1. Гротеск и гипербола как приемы сатирического изображения в «Повести о Шемякином суде».
2. Раскройте смысл говорящих фамилий героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
3. Почему рассказ Л.Н.Толстого назван не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает значительную часть произведения?
1. Гипербола — художественный приём, основанный на преувеличении; гротеск — совмещение несовместимых явлений.
"Шемякин суд" - это классический случай гротеска, то есть ситуация специально закручивается, изначальный небольшой проступок обрастает проступками все более серьезными, и уже не знаешь, кому сочувствовать и над кем смеяться в этой повести. В итоге судья доводит ситуацию до абсурда, вынося решения одновременно смешные до гениальности и страшные тем, что такие решения действительно могли иметь место в каком-нибудь древнем или современном аналоге шемякина суда.
И вроде в повести все проступки совершаются по случайности, без злого умысла, а единственное реальное преступление не совершается по злому умыслу судьи, но в итоге оказывается, что желание получить взятку спасает судью, а бедняка делает богачом.
Решение судьи – это тоже гротеск. Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.
2. Фамилии действующих лиц – это, пожалуй, первое, что привлекает внимание современного читателя комедии Фонвизина “Недоросль”. Фамилии эти “говорящие”, их значение формирует у читателя отношение к их носителям. Он уже не может беспристрастно наблюдать за происходящим, у него складывается определенное мнение по поводу того или иного героя. Фамилии действующих лиц еще в начале произведения сами рассказали о том, кто из героев положительный, а кто отрицательный.
Все действующие лица комедии делятся на три группы. Самой яркой являются отрицательные герои: Простаковы, Скотинин, Митрофан.
К положительным героям относятся Стародум, Софья, Правдин, Милон. А к третьей группе относятся все остальные лица – это учителя и слуги.
Простаков – простой, обычный. Простаков слушается свою жену, правда не очень её любит. Слабохарактерный, тихий, уравновешенный.
Простакова – жена, девичья фамилия — Скотинина, что ей подходит. По-скотски обращается с прислугой и крепостными. Главное в её жизни – Митрофанушка. Бесконечно любит его, но любовь эта переходит в уродливую форму, порождающее не искренность и милосердие, а лесть и обманы. Главной основой для жизни считает не счастье и любовь, но деньги.
Митрофан – мамин. Так и есть в пьесе – мамкин сыночек. Без конца льстит и обманывает, но не из-за злого умысла, а просто по-другому не умеет. Эгоистичен.
Еремеевна – в переводе вознесенная Богом. Простая крестьянская женщина, кормилица Митрофана.
Правдин – правда. Член правления наместничества губернии, в которой находится имение Простакова. Всегда говорит только правду, не врал никогда, делал всё по совести, никогда по выгоде.
Стародум – по старому думает, дядя Софьи. Воспитанный в старых манерах времен Петра Первого. Деятельный и мудрый человек пожилого возраста.
Софья – в переводе – мудрость, племянница Стародума. Мудра как и Стародум, но высказать мысли ей тяжело и нелегко. Сирота.
Милон – милый, влюблен в Софью. Красив и атлетичен, не столь мудрый как Стародум, но имеет чистое сердце и прекрасную душу. Уверенный в себе, доверчивый.
Скотинин – брат Простаковой. Увлечен разведением свиней. Глуповат и крайне завистлив.
Кутейкин – семинарист (обучает Митрофана). Сама фамилия – насмешка. Обозначает, что данный церковный человек любитель кутьи. Всегда говорит то, что приятно услышать слушающему.
Цыфиркин – сержант. Обучает Митрофана арифметике.
Вральман – немец, работал извозчиком, в доме Простаковых обучает Митрофана всем наукам, притом, что сам абсолютно ничего не знает.
Тришка – портной. Существует такое понятие как тришкин кафтан – это значит, что человек что-то и исправил, но за счет ухудшения чего-то другого.
3. Толстой остановился именно на этом названии, так как события после бала — и есть истинное отражение действительности, правды жизни, а не то напускное, что обычно бывает на балах и других светских мероприятиях. Рассказ «После бала» состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу — «После бала».