ПОЛОЖЕНИЕ
о выставке-конкурсе семейного творчества «Это все театр!»
В рамках районного фестиваля детского творчества
«Надежды Прилузья» и Года культуры в Республике Коми.
Организатор выставки:
МУК «Районный Центр изобразительного искусства и прикладного творчества при главе МР «Прилузский».
Цель: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; обогащения развивающей среды.
Задачи:
1. Приобщение родителей и педагогов к совместной художественно-творческой деятельности с детьми.
2. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, художественного образного мышления детей.
3. Формирование навыков работы с различными материалами (ткань, картон, бумага, бросовый материал и др.).
Участники:
Для участия в Конкурсе приглашаются учащиеся из учреждений культуры, искусства, дошкольных и общеобразовательных учреждений, центров дополнительного образования, педагоги технологии, мастера и творческие семьи.
Номинации конкурса:
· «Театральный уголок» (Приложение 3);
· «Театральные куклы» (Приложение 4);
· «Театральная маска» (Приложение 5);
· «Театральный костюм» (Приложение 6).
Требования к выполнению работ:
· работы должны соответствовать основной теме и номинациям данного конкурса;
· работы могут быть выполнены с использованием различного материала (нитки, пряжа, шерсть, мех, мочало, солома, ткань, папье-маше, глина и т.д.)
· работы должны быть представлены до 26 марта 2018 года;
· количество работ не ограничено;
· принимаются работы ранее не представляемые в данном конкурсе;
· от учреждений работы принимаются с предоставлением описи по форме (Приложение 1).
|
· к каждой работе прилагается этикетаж (Ф.И.О. автора, возраст автора, название работы, техника исполнения, материалы, наименование организации, Ф.И.О. преподавателя). Пример этикетки в Приложении 2.
Критерии оценки и отбора их для участия в выставке – конкурсе:
· Эстетичность.
· Использование экологически чистых материалов.
· Участие детей в создании кукол, игрушек.
· Творческий подход к изготовлению.
· Возможность использования театрального уголка, куклы, костюма, атрибута в игровой деятельности детей.
Поощрение
Жюри определяет победителей по четырем основным номинациям конкурса. Жюри вправе присуждать дополнительные призы по следующим критериям:
· «Лучшее совместное творчество детей и родителей».
· «Лучшая коллективная работа (группа, класс, кружок)».
· «Возможность широкого использования театральной игрушки в деятельности детей».
· «Приз зрительских симпатий».
Победители награждаются дипломами и памятными подарками, участники благодарностями.
Наши контакты:
МУК «Районный Центр ИИиПТ при главе МР «Прилузский»
Адрес: с.Объячево, ул. Мира, д.81, левое крыло
Контактный телефон: 2-20-10
Координатор: Никулина Александра Николаевна
e-mail: zenter.10@mail.ru
Приложение 1
к Положению
Заявка на участие в районной выставке семейного творчества «Это все театр!»
В рамках районного фестиваля детского творчества
«Надежды Прилузья» и Года культуры в Республике Коми
Название учреждения, адрес, контактный телефон, e-mail
№ | ФИО автора, группы авторов (возраст) | Название работы, техника изготовления, материал | ФИО руководителя |
1. | |||
|
_____________________________ «____»___________________2018 г.
подпись
Приложение 2
к Положению
Форма этикетки
Ф.И.О. автора возраст автора Название работы Техника исполнения, материалы Наименование организации Ф.И.О. преподавателя |
Примеры:
Образцовый детский коллектив «Школа юного мастера» 7-11 лет Театральный уголок по сказке «Теремок» Конструирование, шитье, дерево, ткань, акриловые краски МУК «Районный Центр ИИиПТ при главе МР «Прилузский» преподаватели И.И. Иванова, П.П.Петрова, С.С.Сидорова |
Иванов Иван Иванович 11 лет Кукла-марионетка «Петрушка» Шитье, ткань, бисер МБОУ «СОШ» с.Объячево преподаватель И.И. Иванова |
- Шрифт – Times New Roman (13).
В зависимости от объема текста шрифт можно уменьшить до 12.
- Этикетки должны быть оформлены к каждой творческой работе!!!
Приложение 3
к Положению
Примеры театрального уголка.
Приложение 4
к Положению
Информация по теме «Театральные куклы»
Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище,
быть может, и не стоило бы класть в него столько труда.
К.С. Станиславский.
Театральная тема довольно-таки интересна и занимательна, а сам кукольный театр представляет немалый интерес не только среди детской аудитории, но также на спектакли с участием кукол с удовольствием ходят и взрослые.
Истоки кукольного театра уходят в языческие обряды с игрищами, в которых использовались куклы — символы богов, олицетворяющие силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов — покровителей первобытных племен.
|
В настоящее время среди театров кукол различают три основных направления:
1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол других конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды обычно скрыты за ширмой.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволок.
3. Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. К числу срединных кукол относятся куклы театра теней, когда актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находятся за экраном, на котором проецируются тени от плоских или не плоских кукол.
На первый взгляд все театральные куклы кажутся одинаковыми. Но главное отличие кукол — в их устройстве. Простейшими являются петрушечные или перчаточные куклы, то есть все те куклы, которые одеваются на руку как перчатка, только не на пять пальцев, а на три.
Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые маскируются под одеждой куклы. По размерам тростевая кукла больше перчаточной, а по своим пропорциям напоминает человека. Тростевые куклы наиболее распространены в кукольном театре.
Наиболее сложна в изготовлении и управлении кукла-марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками, которые крепятся к крестообразному держателю (вага). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актёр попеременно дергает за нити, приводя в движение куклу-марионетку.
На этом список видов театральных кукол не заканчивается. Ещё куклы бывают пятачковыми, вертепными, планшетными, ростовыми, мимирующими, тантамарески, а также существуют куклы с устройствами, которые отличаются расположением гапита или трости.
Здесь Мастер-класс по изготовлению одной из театральных кукол: https://www.livemaster.ru/topic/1301355-teatralnye-kukly
ВИДЫТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ
Верховые куклы – т. е., те, что во время спектакля находятся над ширмой, выше работающего с ней кукольника. Термин введен в оборот русскими народными кукольниками, противопоставляющими верховых кукол марионетке. Верховые куклы, в свою очередь, подразделяются на несколько видов.
Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы – чуть больше кисти кукловода. Классический образец перчаточной куклы – русский Петрушка. Древние странствующие комедианты-петрушечники обходились без ширмы: на поясе актера закреплялось полотнище, свободный конец которого натягивался на обруч и поднимался вверх, выше головы кукольника. Из-за его верхнего края и показывался петрушечный спектакль. Одновременно на этой «сценической площадке» могли находиться только два персонажа – по количеству рук кукольника. Юбку с обручем допетровских скоморохов сменила простыня, развешенная на палках, а затем – ширмы, образующие четырехгранный столб, внутри которого помещался актер со своими куклами.
Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.
К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т. н. гапита, пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов.
Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette – название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом (т. н. невропастом) сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка – на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению-крестовине – т. н. ваге, или коромыслу. Левой рукой кукловод держит и раскачивает вагу, управляя основными передвижениями марионетки, правой – перебирает остальные нити, заставляя куклу совершать более сложные движения. Сценическая площадка, по которой движутся куклы, называется платформой и находится на уровне глаз зрителей. Выше находится огражденное пространство, т. н. тропа, с которой кукловоды, скрытые от публики, управляют марионеткой.
Среди других видов театральных кукол существуют следующие:
Куклы-автоматы. Это – механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т. д. Известны и куклы (например, китайские) которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, своей текучестью изменяющей центр тяжести куклы. Подобные куклы-автоматы используются, например, в спектаклях Три толстяка по Ю. Олеше (кукла наследника Тутти) или Соловей по Г.-Х. Андерсену. Однако в целом возможности применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму. Подобные автоматы первоначально использовались в культовых целях, когда на глазах изумленных зрителей происходило чудо оживления статуи божества. Позже куклы-автоматы получили широкое распространение на ярмарочных аттракционах и в аристократических светских салонах (в Санкт-Петербургском Эрмитаже представлены роскошные механические часы-автомат «Павлин»). По этому же принципу устроены и часы на фасаде Московского театра кукол. Сегодня в определенном смысле потомками этих автоматов можно считать компьютерные игры, в процессе которых по сути разыгрывается виртуальное театральное представление с интерактивным участием игрока.
Куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.
Приложение 5
к Положению
Театральные маски.
Очень подробный мастер-класс по изготовлению маски из гипса здесь: https://stranamasterov.ru/node/482649
Также на выставку можно предложить любой свой рукодельный вариант маски.
Приложение 6
к Положению