ТРЕБОВАНИЯ К ШРИФТУ ПЛАКАТА




 

Большое значение имеет графическое оформление шрифта в плакате. Начертание буквы в силу закономерностей нашего восприятия обладает эмоциональностью и образностью. Органически связанный с содержанием текста шрифт на плакате является одним из изобразительно-выразительных средств.

При выборе шрифта необходимо обратить особое внимание на его четкость, удобочитаемость, выразительность, а также на соотношение цвета, шрифта и фона:

а - четкость и удобочитаемость шрифта подразумевают быструю узнаваемость букв и достаточно оправданную простоту их графики.

Для выбора оптимального шрифта следует учитывать имеющиеся классификации шрифтов. По способу воспроизведения различают шрифты наборные, рисованные и декоративные; по плотности - широкие (соотношение ширины к высоте равно 1:1), нормальные (указанное соотношение - 3:4 или 4:5), узкие или плотные (соотношение - 1:2); по контрастности - светлые (соотношение толщины штриха и внутрибуквенногопросвета равно 1:4 - 8), полужирные (1:2) и жирные (1:1); по наклону - прямыеи курсивные.

Используя различные варианты плотности и толщины букв, следует помнить, что сверхширокиеи сверхузкие, а также сверхжирные и сверхсветлые начертания букв затрудняют чтение. Известно, что с большого расстояния лучше читаются шрифты, состоящие из прямых линий и острых углов. Обладают хорошей видимостью знаки с соотношением высоты к ширине 1:1 и толщины к высоте 1:5. Следует иметь в виду, что зрительное впечатление насыщенности шрифта может изменяться в зависимости от расстояния между буквами: чем больше это расстояние, тем светлее кажется шрифт. Оптимальным расстоянием между буквами в плакате считается расстояние, равное половине средней ширины буквы. Если этот просвет увеличить, то слово имеет тенденцию распадаться. Чрезмерная близость букв также мешает восприятию слов. Однако для короткой надписи прием сближения букв вполне пригоден, так как придает строке выразительность. Расстояние между словами обычно равняется ширине буквы.

На удобство восприятия оказывает влияние контраст основных и дополнительных штрихов. В шрифтах, где вертикальные и горизонтальные штрихи равны, горизонтальные всегда кажутся толще, что придает шрифту некоторое "беспокойство", "неуравновешенность". Умеренный контраст штрихов создает хорошие условия для быстрого чтения. В длинном тексте слишком сложный контраст штрихов утомляет зрение, в коротком же - напротив, способен облегчить чтение (при трафаретном варианте в этом случае штрихи вообще можно не делать).

На удобочитаемость также влияет характер засечек и концевых элементов штриха. Для чтения с большого расстояния рекомендуется использовать буквы с засечками, поскольку шрифты без засечек начинают в этих условиях расплываться. Желательно также, чтобы наклон букв к линии строки составлял не менее 75 - 80 градусов.

Удобочитаемость в большой мере зависит от начертания букв. Так, если сравнить три начертания буквы "К" (не приводятся), то легко заметить, что наилучшей различимостью обладает начертание первой буквы, а две другие с дальнего расстояния можно принять за "Н". Поэтому необходимо следить за тем, чтобы форма каждой буквы сочетала простоту графики с максимальной читаемостью.

Размер шрифта должен подбираться с учетом того, что среднее расстояние считывания плаката - 2 - 4 м. Наименьшая высота шрифта, читающегося с этого расстояния, - 12 - 16 мм;

б - выразительность шрифта. Следует иметь в виду, что шрифт обладает и большими выразительными возможностями. Это позволяет в ряде случаев обыграть тему текста в шрифте, т.е. связать шрифт с изображением и текстом плаката. В зависимости от содержания плаката шрифт может быть спокойным или напряженным, статичным или динамичным, строгим или веселым, монументальным или декоративным, может иметь исторические и национальные черты.

В ряде случаев можно найти удачное решение, используя рисованные шрифты. Так например, на плакате по антиалкогольной тематике слово "алкоголь" было нарисовано волнистыми буквами, а на плакате о вреде вибрации было использовано горизонтальное смешение контуров букв. Эти примеры показывают, как тема плаката может быть удачно обыграна с помощью шрифта. Однако использование столь сложных приемов для написания всего текста затруднило бы его прочтение. Их целесообразно применять, когда текст требует выделения отдельных ключевых слов. Для этой же цели можно использовать и шрифты разной окраски;

в - цветовое решение шрифта. В качестве критериев удачного колористического решения шрифта можно назвать следующие:

цвет шрифта и цвет фона должны обеспечивать четкое и удобное восприятие текста;

общее цветовое решение шрифта должно соответствовать эмоциональному выражению и раскрытию темы плаката.

Не рекомендуется употреблять на одном плакате более двух видов шрифтовой цветов, причем выбранные шрифты должны быть близки по стилю.Наилучшее для восприятия цветовое решение является тонально-контрастным: светлое на темномили темное на светлом. При использовании контрастных цветов следует учитывать, что интенсивного цвета должно быть меньше, чем более "спокойного". Для решения вопроса об удачном цветовом сочетании шрифта и фона можно руководствоваться следующими данными о наилучшей различимости и читаемости шрифтов на цветовых фонах (при одинаковой интенсивности цветов):

черный - на желтом;

зеленый - на белом;

красный - на белом;

синий - на белом;

белый - на синем;

черный - на белом;

желтый - на черном;

белый - на красном;

белый - на зеленом;

белый - на черном;

красный - на желтом;

зеленый - на красном;

красный - на зеленом.

В дополнение к изложенным рекомендациям при выборе шрифта следует руководствоваться ОСТ 29.28-78.

 

ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ПЛАКАТА

 

Повышение художественного уровня и эффективности воздействия всех средств наглядной пропаганды, в том числе и плакатов по охране труда, в значительной мере зависит от их гармоничного цветового решения.

Разнообразная цветовая палитра, тональность и насыщенность цвета - все, что касается цветового решения при создании плакатов, - требуют от художника большого вкуса и учета физического и психологического воздействия цвета на человека.

 

Основные характеристики цвета

 

Правильному обращению с цветом помогает понимание его цветовых характеристик:

цветовой тон - основная характеристика цвета, определяемая длиной волны, соответствующей преобладающему монохроматическому излучению. Монохроматические (основные) цвета: красный, зеленый, желтый и другие цвета одинаковой яркости различаются как раз по своему цветовому тону. Для каждого цветового тона существует дополнительный цветовой тон. Дополнительные цветовые тона (к красному - сине-зеленый; к оранжевому - зелено-синий; к желтому - синий; к желто-зеленому - фиолетовый и т.д.) расположены примерно на противоположных концах диаметров цветового круга;

светлота - степень близости к белому цвету;

насыщенность - степень заметности цветового тона, показатель, пропорциональный степени отличия цвета от серого равной светлоты;

оттенки - промежуточные состояния основных цветов.

 

Психологические особенности восприятия цвета

 

Для того чтобы найти наиболее оптимальное цветовое решение плаката, необходимо знать психологические особенности восприятия цвета и цветовых сочетаний.

Путем наблюдения и экспериментов установлено, что цвет оказывает определенное воздействие на эмоциональную сферу человека, может возбуждать и успокаивать, угнетать и радовать. Действие цвета вызывает у человека ряд ассоциаций. Такнапример, оранжевый цвет ассоциируется с представлением о пламени и вызывает ощущение тепла; голубой цвет напоминает о небе, море, льде и невольно вызывает ощущение холода. Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) действуют на человека возбуждающе, холодные (зеленый, голубой, синий) - наоборот, успокаивают; фиолетовый цвет подавляет настроение, вызывает чувство печали; черный и темно-серый цвета в большом количестве действуют угнетающе.Однако в небольшом количестве черный цвет очень полезен, так как по закону контраста усиливает яркость и воздействие цвета, с которым сопоставлен. Красный цвет имеет стимулирующее действие, активно воздействует на зрителя, сразу бросается в глаза, поэтому он предпочтителен как акцент для выделения композиционного центра в колористической композиции плаката. Соподчиненные элементы композиции плаката также могут иметь вкрапления красного цвета или его оттенков. Количество красного и черного цвета должно соотноситься так, чтобы не создавать траурного впечатления.

Следует заметить, что воздействие цвета тем сильнее, чем больше его насыщенность, человек не проявляет эмоций к цветам неярким, тусклым.

Также нужно помнить, что цвета ассоциируются у человека с определенным представлением о весе. Элементы композиции, окрашенные в теплые и насыщенные цвета, воспринимаются более тяжелыми, чем имеющие холодный и светлый тон.

В плакате мы имеем дело не с одним цветом, а с цветовыми отношениями. Психологическое воздействие цвета зависит от того, как цвета расположены один в отношении другого. В зависимости от того или иного сочетания, от той или иной цветовой композиции, цвет может быть усилен, ослаблен или вообще нейтрализован, хотя по своим физическим характеристикам он практически не изменяется. Такнапример, в присутствии дополнительного сине-зеленого цвета красный приобретает предельную выразительность, в сочетании с желтым он становится "кричащим" и воспринимается более темным; на синем - красный цвет приобретает теплый оранжевый оттенок, на черном - все цвета кажутся яснее, на белом - глуше. Светлые цвета, например желтый, на белом фоне мало заметны, на черном же - наоборот. Поэтому в художественной практике необходимо учитывать способность цвета приобретать совершенно различный характер и менять свои качества в зависимости от окружения, в котором он находится.

 

Требования к цветовой композиции плаката

 

Цветовая композиция плаката отличается от цветового строя других видов изобразительного искусства. Правильно подобранные цвета должны действовать как сигнал, привлекающий внимание человека. Цветовая композиция плаката рассчитана на мгновенное воздействие, поэтому нет ничего более неприемлемого для плаката чем "серость".

При выполнении плаката должна решаться определенная цветовая задача. Если ее нет, то сочетание даже самых ярких красок может привести к тому, что при восприятии с расстояния они сольются в сероватые тона. В плакате всегда должен быть ведущий цвет, в соответствии с которым строятся все остальные, входящие в плакат цвета. Причем в плакате не должно быть чрезмерного количества цветов, рекомендуется использовать не более четырех.

Гармонию цветового решения можно считать достигнутой в том случае, когда цветовое решение отвечает чувству эстетического удовлетворения, способствует эмоциональному выражению и раскрытию содержания основной идеи плаката; цвет шрифта и цвет фона обеспечивает быстрое и четкое восприятие текста плаката.

Плакатная графика должна строиться на применении контрастов. При выборе цветового решения художники должны добиваться максимального контраста между фоном и изображением. Это достигается использованием либо дополнительных и разных по насыщенности цветов, либо сочетаний ахроматического и хроматического цветов для обеспечения мгновенности зрительного восприятия плаката.

Нужно следить за тем, чтобы цветовые контрасты не привели к раздробленности отдельных элементов композиции плаката. Наиболее удачными композициями на темном фоне следует считать те, в которых основные части текста и изображения выполнены в полутонах, а главный смысловой элемент сделан более светлым или белым, резко контрастирующим с основным тоном.

Необходимо учитывать, что различимость цветов убывает по следующей шкале:

желтый - на черном;

белый - на синем;

черный - на оранжевом;

оранжевый - на черном;

черный - на белом;

белый - на красном;

красный - на желтом;

зеленый - на белом;

оранжевый - на белом;

красный - на зеленом.

Выбирая то или иное сочетание цветов желательно учитывать характер освещения (естественное или искусственное). Если плакаты выполнены в расчете только на дневное освещение, они будут по-другому восприниматься в вечернее время или могут оказаться совсем "слепыми".

 

Словесное изложение материала допускает второстепенную информацию, а средства

наглядности помогают выделить главное. Именно поэтому наиболее высокое качество

усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и

использовании средств наглядности. Наглядность применяется и как средство познания

нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего

запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса

обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний,

формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле

усвоения учебного материала.

Использование средств наглядности обеспечивает успешное решение следующих

дидактических задач:

• развитие у учащихся наглядно-образного мышления;

• формирование навыков работы с информацией, представленной в графической

форме;

• фиксация внимания при усвоении учебного материала;

• развитие познавательного интереса;

• активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

• конкретизация изучаемых теоретических вопросов;

• наглядная систематизация и классификация изученных явлений на схемах,

таблицах и т.д.

Печатные наглядные пособия — обязательный атрибут каждого

специализированного учебного кабинета. Занятия по информатике и информационным

технологиям проходят в кабинете информатики — учебно-воспитательном подразделении

средней общеобразовательной школы, оснащенном комплектом учебной вычислительной

техники, соответствующими учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и

приспособлениями. Это психологически, гигиенически и эргономически комфортная

среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному

преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры

учащихся, приобретению ими прочных знаний по информатике при полном обеспечении

требований к охране здоровья и безопасности труда [6]. Печатные наглядные пособия

(плакаты) по информатике и информационным технологиям включены в Перечень

учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных

учреждений [7].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: