ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПЛАКАТА ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ ПЛАКАТА Основные типы изобразительных композиций Выделение смыслового...




ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПЛАКАТА

Одним из основных условий действенности плаката является актуальность тематики, ее социально-значимый характер, злободневность, важность для предполагаемой аудитории.

В плакате должна быть четко выражена основная идея, т.е. главная мысль. Четкая формулировка основной идеи еще на этапе подготовки к созданию плаката - важнейшее условие эффективной работы художника и автора плаката.

Содержание (тема и идея) конкретного плаката может быть решена в различных типах сюжета.

По способу воплощения идеи выделяются три основных типа сюжета:

1. Положительный сюжет.

В его основе лежит факт, образ или действие, которые по замыслу автора и в соответствии с социальными нормами должны вызвать к себе положительное отношение. Упор в таких плакатах делается на общественную и индивидуальную значимость и необходимость пропагандируемого действия. Тема имеет, как правило, оптимистическое, мажорное "звучание".

2. Отрицательный сюжет.

Строится на показе в реалистической или метафорической форме отрицательного факта, неправильного поведения и часто его последствий. Такие образы воздействуют на зрителя через пробуждение негативного отношения к изображаемому, через осознание опасных последствий несоблюдения тех или иных норм и правил. Тема звучит драматически или сатирически.

3. Двойной сюжет.

Строится на показе двух действий: положительного и отрицательного или их последствий. Основная идея выражается в противопоставлении положительного и отрицательного действий или фактов. Тема характеризуется напряженностью и динамичностью.

Выбор того или иного типа сюжета зависит от темы плаката и может варьироваться в зависимости от социально-демографических характеристик предполагаемой аудитории плаката.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ ПЛАКАТА

 

Плакат - средство пропаганды и обучения, поэтому текст в нем одновременно выполняет две функции: коммуникативную (функцию сообщения) и экспрессивную (функцию воздействия). В связи с этим важнейшими требованиями, определяющими эффективность текста плаката, являются его доходчивость и выразительность.

1. Доходчивость текста зависит от его краткости, степени легкости лексико-синтаксической структуры, смысловой точности употребляемых слов и выражений, связи текста и изображения в выражении идеи плаката:

а - кратность текста - одно из условий его быстрого восприятия и запоминания. Известно, что человеком оптимально воспринимается и запоминается 7 (+/- 2) слов. Следует учитывать, что текст легче запоминается в виде краткого призывного лозунга. Плакат не должен быть перегружен словами, не несущими конкретной смысловой нагрузки.

б - лексико-синтаксическая структура. В текстах, обращенных к массовой аудитории, следует избегать употребления узкоспециальной терминологии, оборотов официально-делового характера, а также фраз, состоящих из слов родительного падежа или из нескольких однородных членов предложения.

 

Во всех случаях при построении текста надо стремиться к возможному облегчению его синтаксической структуры, не употреблять сложные предложения, причастные и деепричастные обороты не употреблять сложные предложения, причастные и деепричастные обороты. Следует учитывать, что наиболее доходчив текст, приближенный к разговорной речи. Однако в нем недопустимо употреблять просторечные слова и выражения.

в - смысловая точность.Большое значение в тексте имеет смысловая точность употребления слов и выражений, литературная грамотность речи, т.е. отсутствие в тексте стилистических ошибок, а также слов и выражений, которые могут быть поняты двусмысленно.

г - смысловая связь изображения и текста.

2. Выразительность плакатного текста обеспечивается эмоциональностью его окраски и активным употреблением изобразительно-выразительных средств языка:

а - эмоциональность может создаваться с помощью употребления эмоционально окрашенной лексики (слова типа "хорошо", "плохо", "полезный", "вредный", "опасный"). Рекомендуется применять такое эффективное средство повышения эмоциональности текста, как ссылка на авторитетные источники информации, престижность пропагандируемого явления или образа жизни и др.;

б - изобразительно-выразительные средства языка обязательно должны применяться в тексте плаката.

Можно использовать эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы и др., но в связи с массовостью аудитории их следует применять с осторожностью.

Большие экспрессивно-выразительные возможности заключаются в синтаксисе, который предусматривает возможность различных способов синтаксического выделения наиболее важных слов в предложении, а также придания всей фразе динамичности.

Большой выразительностью обладает инверсия - изменение обычного порядка слов, при котором главный смысловой элемент выносится на первое или последнее место в предложении ("Хочешь бросить пить - посмотри на пьяного").

Можно использовать прием параллелизма - одинаковое синтаксическое построение двух предложений или двух частей одного предложения. В этих случаях одновременно с параллелизмом часто используется анафора - повторение одного и того же слова в начале двух или нескольких отрезков речи ("Научился сам - научи другого") или антитеза - противопоставление отдельных понятий ("Минимум затрат - максимум эффекта").

Для повышения эмоциональности и выразительности высказывания можно с успехом использовать восклицательные и вопросительные предложения, особенно риторические вопросы.

Большой динамикой обладают эллиптические предложения, которые характеризуются пропуском какого-либо слова, не обязательного для понимания смысла фразы. Например: "После работы - душ", "Стой - опасная зона" (слова "принимайте", "впереди" здесь сами собой разумеются).

Можно рекомендовать использовать также неполные предложения, которые представляют собой придаточную часть сложноподчиненного предложения и начинаются со слов: "если", "когда", "чтобы" - в том случае, если созданный в плакате образ достаточно выразительно рекомендует, что делать в том или ином случае. Например, "Если Вы работаете на высоте..." - рисунок на этом плакате показывает необходимость регулярного осмотра врачом.

Тексту плаката более всего противопоказан назидательный тон, поэтому плохо воспринимаются побудительные предложения, особенно, если используются глаголы второго лица единственного числа с отрицанием ("Не ходи", "Не делай" и т.п.).

При разработке текста плаката автор должен стремиться к созданию ощущения непосредственного, личностно-направленного общения, чего можно достичь использованием различных форм обращения. Обращение выражается, как правило, при помощи местоимения "Вы" (вежливая форма обращения ко второму лицу единственного числа) или местоимения "ты" (такая форма воспринимается человеком как обращение к нему лично). Нельзя также забывать об эффективности обращения к той группе, к которой адресуется плакат. Обращение - действенное средство повышения внимания ("Каменщик! Осторожно: свежая кладка!"). Можно использовать в плакате и косвенные формы обращения. Например: "Настоящий строитель никогда не придет на стройку пьяный", "Хороший рабочий никогда не забывает о чистоте рабочего места". Обращение может быть усилено путем замены местоимения "Вы" местоимением "Я". В этом случае текст пишется от лица того, кто соблюдает необходимые нормы поведения: "Мое рабочее место - всегда в чистоте и порядке".

Нельзя забывать и о больших выразительных возможностях пунктуации. Знаки препинания в плакате обычно выполняют сигнальную функцию: они привлекают внимание к тексту. Умело употребленная пунктуация способна повысить выразительность и усилить динамизм фразы. Особенно большие возможности в этом отношении имеет тире. С помощью этого знака можно передавать различные оттенки мысли и сконцентрировать внимание на тех частях высказывания, которые этого требуют. Тире следует обязательно использовать в неполных и эллиптических предложениях: "Травматизм - спутник неосторожности", "Активный отдых - в спортзале".

Не меньшими выразительными возможностями обладает восклицательный знак, который может ставиться не только в конце восклицательных, но и в конце побудительных предложений, а также после обращений. Таким образоммогут сосуществовать варианты: "Не стой под грузом" и "Не стой под грузом!" или "Доярки, следите за чистотой рук" и "Доярки! Следите за чистотой рук". Нетрудно заметить, что вторые варианты звучат более призывно. Особенно следует подчеркнуть эмоциональный характер употребления восклицательного знака в тех предложениях, которые содержат указания на полезность выполнения рекомендаций. Например: "Активный отдых - залог долголетия!".

Авторы и редакторы должны постоянно стремиться к поиску таких языковых средств, которые обеспечат доходчивость и выразительность текста плаката.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: