Глава 1. Понятие средства индивидуализации и его разновидности




 

Насыщение рынка различными товарами и услугами является одним из условий существования рыночной экономики. Расширению спектра высококачественных товаров и услуг во многом способствует наличие системы объектов, индивидуализирующих не только сами товары или услуги, но и их производителей, выступающих участниками гражданского оборота. От наличия такой системы, от ее работоспособности и эффективности выигрывают все: потребители продукции, ее производители, посредники, государство. Потребители получают инструмент, позволяющий им ориентироваться на рынке товаров и услуг и выбирать продукт, обладающий должным качеством, или его производителя, имеющего надлежащую репутацию. Производители и посредники с помощью средств индивидуализации обретают возможность гарантировать качество производимой или продаваемой ими продукции, а также продвигать свои товары и услуги среди товаров и услуг, реализуемых другими участниками рынка. Государство может рассчитывать на высокий уровень цивилизованности экономики и наличие дополнительных механизмов развития институциональной инфраструктуры национального рынка.

В самом общем виде средство индивидуализации может быть представлено неким символом, который служит целям ориентирования в окружающей обстановке и принятия того или иного решения. Указанный символ - носитель образной информации о производителе конкретного товара или услуги либо о самих предлагаемых товаре или услуге. По своей природе средства индивидуализации относятся к числу образных знаков, поскольку не являются частью того, что они обозначают[1]. Согласно классификации знаков, предложенной Чарльзом Пирсом, возможно отнесение средств индивидуализации к индексальным знакам[2].

В зависимости от того, может служить тот или иной символ ориентиром при выборе производителя товаров или услуг либо при выборе самого товара или услуги, различают средства, индивидуализирующие участников гражданского оборота, и средства, индивидуализирующие продукцию.

Сегодня по действующему законодательству РФ к средствам, индивидуализирующим участников гражданского оборота, отнесены фирменные наименования и коммерческие обозначения, а к средствам, индивидуализирующим товары и услуги, - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, указания происхождения. Объединение указанных объектов в одну родственную группу средств индивидуализации обусловлено их главной и общей функцией распознавания товаров и их производителей, которую они призваны выполнять в гражданском обороте. Между тем наличие общей функции не отвергает ряда принципиальных отличий между ними. Так, товарный знак или знак обслуживания, а равно наименование места происхождения товара, для целей получения правовой охраны подвергаются экспертизе заявленного обозначения, а право на их использование удостоверяется специальными охранными документами - свидетельством на товарный знак и свидетельством на право пользования наименованием места происхождения товара. Фирменное наименование хотя и подлежит специальной регистрации по действующему российскому законодательству, не подвергается процедурам экспертной оценки, а право на его использование не удостоверяется специальным охранным документом.

В отличие от фирменного наименования, использование которого является обязанностью коммерческих организаций, аналогичную обязанность по индивидуализации производимых ими товаров либо услуг они не несут. Использование средств индивидуализации продукции с точки зрения идентификации последней является правом, но не обязанностью лиц, ее производящих.

Что касается различий в режиме правовой охраны и использования, то в этом отношении следует указать на бессрочный характер права на фирму, который действует в период жизненного цикла коммерческой организации без необходимости продления, в то время как срок действия регистрации товарного знака и срок действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения определен десятью годами с возможностью продления каждый раз на десять лет.

По общему правилу, право на фирменное наименование может быть передано другому лицу одновременно с передачей самого предприятия. Исключение составляют нормы ст. 1027 ГК РФ, предусматривающие возможность предоставления по договору коммерческой концессии права на фирменное наименование в составе комплекса исключительных прав. Исключительное право на товарный знак может передаваться правообладателем другим лицам без каких-либо ограничений, если такая передача не будет являться причиной введения в заблуждение потребителей товаров или услуг. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам. Обладатель свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара не вправе предоставлять лицензии на пользование таким наименованием.

Средства индивидуализации по своей природе идеальны - как и любая абстрактная знаковая система. В то же время как символы замещаемых (индивидуализируемых) ими объектов они воплощаются в материальных носителях, доступных восприятию человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: