позитивные тенденции развития дополнительного образования детей в современных условиях.




Иванова Марина Юрьевна,

методист, педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МАУДО города Набережные Челны «Дом детского творчества №15»

Дополнительное образование детей является «одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка «образовательных услуг». Оно социально востребовано, способствует сохранению пространства детства, предоставляет ребенку свободный выбор вида деятельности, приобщает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал, побуждает к достижению значимого результата, способствует развитию гражданских и нравственных качеств.

Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства. Особенно потому, что развитие дополнительного образования детей в современной реальности способствует достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.

Наша система изначально ориентирована на свободный выбор обучающимися «той или иной области знаний и умений, на формирование их собственных представлений о мире, на развитие познавательных мотиваций и способностей. Вся учебно-воспитательная работа здесь строится на индивидуальных особенностях, на возникающих в ходе познания, интересах к различным сферам жизни. Такая личностная направленность деятельности позволяет этим учреждениям активно использовать потенциал свободного времени, более эффективно решать проблемы духовно-нравственного, интеллектуального и физического воспитания.

Педагогический процесс происходит в форме поиска решений как отдельных, так и извечных общечеловеческих ценностей. А результатом становится «жизнетворчество, позволяющее личности накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее использования для достижения жизненно важных целей»

Ценностный статус ДОД заключается в:

· уникальности ДОД, многообразии видов деятельности, определяющих индивидуальное развитие детей;

· вариативности содержания и форм организации образовательного процесса;

· доступности глобального знания и информации для каждого;

· адаптивности к возникающим изменениям;

· опережающим характере обновления содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны;

· системном интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

Дополнительное образование детей направлено на развитие человеческого капитала страны и входит в систему непрерывного образования. Не секрет, что в ведущих компаниях страны ни один сотрудник не варится в собственном соку, каждые полгода каждый сотрудник проходит обучение, участвует в выставках, конференциях, тренингах. В свободном доступе любая подписка на любой журнал по своей тематике и оплата любой подписки в интернете не развлекательного характера, потому что последние достижения науки публикуются именно там.

Мы все понимаем, что обучением и совершенствованием своих компетенций человек будет заниматься регулярно и на протяжении всей жизни. Многие педагоги дополнительного образования несколько лет назад не предполагали, что будут работать с одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями, будут создавать для них программы. Всего пять лет назад на курсах повышения квалификации, когда мы обсуждали, что программ у педагога будет много, если он хочет быть востребованным в системе дополнительного образования, многие педагоги улыбались и не верили в это. Но реальность меняется, и меняется стремительно, и мы меняемся вместе с ней.

Для нас существует государственный заказ к системе дополнительного образования детей, который является на сегодня источником инноваций:

- работа с детьми с ограниченными возможностями;

- работа с одаренными детьми;

- раскрытие способностей детей к творчеству;

- содержательный досуг разработка электронных ресурсов для работы с разными категориями детей;

- профессиональная ориентация и профильное обучение;

- создание консультативных центров для родителей;

- развитие научно-технической, естественно - научной и инженерной направленностей;

- выстраивание индивидуальных маршрутов ребенка, учет конкретных интересов и многое другое.

Давайте рассмотрим, как за последние три года изменилась наша система взаимодействия с семьей и детьми. В нашей практике появились:

Навигаторы услуг.

Электронная запись.

Учет времени и достижений в образовательных траекториях.

Предоставление городских пространств и помещений для неформальных самодеятельных практик.

Мобилизационные механизмы вовлечения детей из неблагополучных семей.

Интернет и медиа.

Логика сложившейся ситуации такова, что у дополнительного образования уже не осталось выбора – меняться или нет. Новая ситуация, новая реальность задает высокую планку для дополнительного образования, его роль возрастает, государство признало, что этот тип образования — социальное благо граждан России, вклад в развитие человеческого капитала.

Актуальность развития дополнительного образования детей определяется его современной миссией. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование должно обеспечить непрерывность образования, сопровождая и дополняя все уровни, что в значительной степени обусловлено мировыми тенденциями, требованиями модернизации образования и переходом на новые ФГОС.

Действительно, дополнительное образование детей пронизывает все другие виды образования, интегрирует их, обеспечивая непрерывность. Чтобы менять качество образования надо использовать этот ресурс, его потенциал, что улучшит основной образовательный процесс и предоставит больше возможностей личности для удовлетворения интересов и развития способностей. Проработка этих положений может стать основой конкретных инноваций в дополнительном образовании.

В современных условиях экстренный переход в дистанционный формат оказался возможен не для всех программ дополнительного образования: часть программ так и не была переведена в полноценный формат. Ситуация перехода работы дополнительного образования в дистант продемонстрировала ценность практической деятельности и очного общения, с одной стороны, с другой – подтвердила невозможность и нецелесообразность ведения образовательной деятельности исключительно с использованием онлайн - обучения для ряда практик (спорт, туризм, танцы, конструирование, естествознание и др).

Как показал опрос педагогов и руководителей организаций дополнительного образования, проведенный Институтом образования НИУ ВШЭ, среди сложностей – технологические и рабочие условия для занятий «в дистанте» у педагогов вызвали наибольшие трудности (53,4%), как и отсутствие или плохая работа Интернета у семей (45%), технические нестыковки, неполадки (42%). Не могла здесь не сказаться и оснащенность организаций дополнительного образования необходимыми для цифровизации устройствами: согласно статистическим данным (2019 г.) персональных компьютеров, используемых в учебных целях и подключенных к сети Интернет в системе дополнительного образования на 21% меньше, чем аналогичных устройств в общеобразовательных организациях.

Проведенные опросы педагогов констатировали факт, что у большинства педагогов (72%) и руководителей (66%) дополнительного образования не было навыков работы с цифровыми инструментами. Возможно, это объясняет тот факт, что в большинстве своем использовались «простые решения», как временная мера, не предполагающая перестраивания образовательного процесса: мессенджеры, электронная почта и существующие видеолекции, видеозаписи.

Выделены основные проблемы работы в условиях «дистанта».

Материально-технические проблемы. Кроме собственно технических устройств для коммуникации, существуют ограничения, связанные с отсутствием специфических средств обучения и материалов для выполнения практических задач.

Компетенции и мотивация сотрудников организаций дополнительного образования. Значительная часть сообщества не обладала навыками использования цифровых инструментов в обучении. Большинство педагогов в условиях пандемии (как показали, например, опросы Института образования и ФИРО РАНХиГС) не использовали существующие платформенные решения, электронные среды ввиду ограниченности собственного опыта, недоступности (в т.ч. финансовой) таких решений для работы.

В ситуации неопределенности и необходимости действовать выкристаллизовались проблемы педагогов, ожидающих передачи готового решения, инструкций действовать.

Вовлеченность и заинтересованность. Еще в опросе ФИРО РАНХиГС 2019 года (Попов А.А., Глухов П.П.) при выборе оптимальных технологий и форм дополнительного образования меньший выбор родителей пал на дистанционное образование. В опросе Института образования ВШЭ (май 2020 года)2 семьи отметили значительное снижение заинтересованности в дополнительном образование в «дистантном режиме». И если со средним профобразованием таких родителей 28%, то среди родителей с высшим образованием – 70%.

Коммуникативные проблемы. Педагогам и родителям пришлось тратить значительно большее время на коммуникации по организации образовательного процесса. С другой стороны, отсутствие очной и персональной связи («лицом к лицу») с наставником и сверстниками (что оказалось самым болезненным, по мнению детей, в дистанте), фактического сокращения групповых занятий («плечом к плечу») в цифровой форме сделали занятия по программам дополнительного образования менее эффективными, как считают дети и их родители.

Нельзя дистанционно научиться вещам, которые должны происходить в реальной плоскости (работать на станке, играть на музыкальном инструменте), но получить избыточную информацию об этом в «дистанте» точно можно. А уж тем более осваивать присущие этой сфере практики, тем более – программирование, веб-дизайн и т.д.

Поэтому яснее становятся возможности «перевернутого класса», или «смешанного обучения», рационально совмещающего форматы аудиторных, самостоятельных и дистанционных занятий. Цифровые ресурсы могут использоваться в качестве дополнительного образовательного ресурса как за рамками непосредственного процесса освоения программы, так и для разнообразия форм самой образовательной деятельности и т.д.

Главное понимать, что для развития дополнительного образования детей нужны системные изменения и недостаточно традиционного проведения разовых мероприятий: проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение сегодня – это важнейшая стратегическая задача России: новое время требует новых подходов, инновационной деятельности, что, безусловно, ведёт к позитивным изменениям.

 

Литература

1. Бруднов А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей// Директор школы. 1995. № 2. с.56-59.

2. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ-М. П.едагогическое общество России, 2015 г. – С. 272.

3. Золотарева А.В., Логинова Л.Г. Проблемы управления в системе дополнительного образования детей: Комплексная программа повышения квалификации управленческих кадров системы дополнительного образования детей. – М., АПКиППРО, 2008. – 112 с.

4. Круглова Л.Ю. От тетради успешности – к успешному обучению в системе дополнительного образования //Внешкольник, 2006. – № 4. – С. 8-9.

5. Павлов А.В. Дополнительное образование детей̆ в период пандемии //Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. – М.: Высшая школа экономики. – No3 | 29.05.2020.

6. Путин В.В. «Строительство справедливости, социальная политика для России». [Электронный ресурс].

https:// edinrostgn.ru/component/content/article/4-2008-08-17-20-36-09/291-----q-----q.html (Дата обращения 27.11.2020 г.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: