В исполнительской практике хоровой самодеятельности установились различные художественно-исполнительские направления
1. Народное хоровое исполнительство.
2. Академическое хоровое исполнительство (коллективы этого направления в последнее время именуются хорами общего типа).
3. Смешанное вокально-инструментальное исполнение— ансамбли песни.
4. Театрализованное хоровое исполнительство.
5. Симфоническо-хоровое исполнительство.
Наиболее часто встречающимся видом хорового исполнительства являются народные хоры и хоры общего типа. Затем идут ансамбли песни, значительно реже встречаются коллективы театрализованного вокально-хорового исполнительства. Совсем редко можно встретить коллективы, посвятившие свою деятельность симфоническо-хоровому исполнительству.
Каждое направление имеет свои особенности, которые находят выражение в репертуаре и художественно-выразительных средствах исполнения. Исполнительское направление определяет также содержание учебных занятий и всю методику работы хора.
Народные хоры
Основным репертуаром хоров этого направления является народная песня, а также произведения композиторов, близкие по своей ладово-интонационной основе и голосоведению к народнопесенному, творчеству.
Для лучших хоров народной песни характерна импровизационность исполнения. Наиболее даровитые и опытные участники хора в процессе хорового пения создают дополнительные мелодии к главному напеву. Благодаря этому исполнение лучших народных хоров отличается непосредственностью, жизненностью и искренностью.
Характерной чертой народных хоров является также и своеобразие вокальной основы исполнительства. Пение в этих хорах осуществляется на натуральной манере звукообразования, что придает особые тембровые краски звучанию хора.
|
Натуральная манера звукообразования определяет и тес- ситурные возможности народных хоров. Женские голоса поют сравнительно в низких регистрах, которые являются естественными для натуральной манеры пения. Мужские же голоса тяготеют к верхним регистрам, ограничиваясь звуками, не требующими прикрытия.
В последнее время в народных хорах выявляется стремление к овладению округленным, прикрытым звуком с головным резонированием, что расширяет диапазон голосов и увеличивает исполнительские возможности коллективов.
К жанровым особенностям этих хоров относится и вокальная структура их. Для народных хоров совсем не характерно разделение на четыре устойчивых партии. Вокальная структура народных хоров зависит от местных певческих традиций. Отличительной чертой вокальной структуры смешанных народных хоров является преобладающая роль женских голосов.
Вот наиболее существенные и характерные особенности жанра народно-хорового исполнительства.
Академические хоры
Хоры этого направления в повседневной практике именуются хорами общего типа.
Хор общего типа характеризуется широкими возможностями в репертуарном отношении. Ему доступны произведения классики, как русской, так и зарубежной, песни различных народов в хоровой обработке, творчество современных композиторов.
Неограниченные репертуарные возможности хора общего типа определяют большой исполнительский диапазон его и обусловливают наибольшую действенность в отношении музыкально-художественного воспитания по сравнению с хорами других исполнительских направлений.
|
Отличительной чертой академического хорового исполнительства является присущая ему вокальная культура, основанная на сглаживании регистров и пользовании верхними резонаторами. Такая вокальная основа обеспечивает хору возможность исполнения произведений, имеющих самую разнообразную тесситуру в хоровых партиях.
К особенностям хоров общего типа следует отнести и вокальную структуру, предполагающую строгое разделение на партии, каждой из которых отведены свои особые функции в общем исполнении.
Для хоров академического направления характерна обязательность точного следования партитуре произведения, которая и воплощается в звучании хора. Импровизационность в исполнении хоров общего типа не имеет места.
Большое значение в работе хора общего типа имеет дирижер, роль которого весьма значительна при выступлениях в концертах.
Ансамбли песни
Этот вид исполнительства представляет собой смешанное вокально-инструментальное исполнение.
Основу репертуара коллективов этого направления составляет современная и народная песня. Отличительной чертой этого вида хорового исполнительства является наличие сопровождения, осуществляемого различными музыкальными инструментами. Наиболее часто встречаются оркестры, состоящие из баянов и русских народных инструментов. Ансамбли песни других республик используют свои национальные инструменты.
Оркестровая группа обычно состоит из лиц, не принимающих участия в хоровом пении; но встречаются и такие коллективы, в которых инструментальное сопровождение ведут сами певцы. Наиболее часто это бывает в капеллах бандуристов и в ансамблях чонгуристов.
В выступлениях коллективов рассматриваемого направления большое значение имеют певцы солисты, участие которых увеличивает исполнительские возможности хора.
Смешанное вокально-инструментальное исполнение нередко сочетается с танцем. В таких случаях творческие коллективы именуются ансамблями песни танца или песни и пляски. Ансамбли песни и пляски возникли на основе стремления к синтетическому объединению различных элементов художественного творчества.