Художественно-исполнительские направления хоровой самодеятельности




 

В исполнительской практике хоровой самодея­тельности установились различные художественно-исполни­тельские направления

 

1. Народное хоровое исполнительство.

2. Академическое хоровое исполнительство (коллективы этого направления в последнее время именуются хорами общего типа).

3. Смешанное вокально-инструментальное исполне­ние— ансамбли песни.

4. Театрализованное хоровое исполни­тельство.

5. Симфоническо-хоровое исполнительство.

 

Наиболее часто встречающимся видом хорового исполнитель­ства являются народные хоры и хоры общего типа. Затем идут ансамбли песни, значительно реже встречаются коллек­тивы театрализованного вокально-хорового исполнительства. Совсем редко можно встретить коллективы, посвятившие свою деятельность симфоническо-хоровому исполнительству.

Каждое направление имеет свои особенности, которые находят выражение в репертуаре и художественно-выразительных средствах исполнения. Исполнительское направление определяет также содержание учебных занятий и всю мето­дику работы хора.

 

Народные хоры

Основным репертуаром хоров этого направления является народная песня, а также произведения композиторов, близ­кие по своей ладово-интонационной основе и голосоведению к народнопесенному, творчеству.

Для лучших хоров народной песни характерна импровизационность исполнения. Наиболее даровитые и опытные участ­ники хора в процессе хорового пения создают дополнитель­ные мелодии к главному напеву. Благодаря этому исполнение лучших народных хоров отличается непосредственностью, жизненностью и искренностью.

Характерной чертой народных хоров является также и своеобразие вокальной основы исполнительства. Пение в этих хорах осуществляется на натуральной манере звукообразова­ния, что придает особые тембровые краски звучанию хора.

Натуральная манера звукообразования определяет и тес- ситурные возможности народных хоров. Женские голоса поют сравнительно в низких регистрах, которые являются естест­венными для натуральной манеры пения. Мужские же голоса тяготеют к верхним регистрам, ограничиваясь звуками, не требующими прикрытия.

В последнее время в народных хорах выявляется стремле­ние к овладению округленным, прикрытым звуком с голов­ным резонированием, что расширяет диапазон голосов и уве­личивает исполнительские возможности коллективов.

К жанровым особенностям этих хоров относится и вокаль­ная структура их. Для народных хоров совсем не характерно разделение на четыре устойчивых партии. Вокальная струк­тура народных хоров зависит от местных певческих традиций. Отличительной чертой вокальной структуры смешанных народных хоров является преобладающая роль женских голосов.

Вот наиболее существенные и характерные особенности жанра народно-хорового исполнительства.

 

Академические хоры

Хоры этого направления в повседневной практике име­нуются хорами общего типа.

Хор общего типа характеризуется широкими возможно­стями в репертуарном отношении. Ему доступны произведе­ния классики, как русской, так и зарубежной, песни различ­ных народов в хоровой обработке, творчество современных ком­позиторов.

Неограниченные репертуарные возможности хора общего типа определяют большой исполнительский диапазон его и обусловливают наибольшую действенность в отношении му­зыкально-художественного воспитания по сравнению с хора­ми других исполнительских направлений.

Отличительной чертой академического хорового исполни­тельства является присущая ему вокальная культура, осно­ванная на сглаживании регистров и пользовании верхними резонаторами. Такая вокальная основа обеспечивает хору возможность исполнения произведений, имеющих самую раз­нообразную тесситуру в хоровых партиях.

К особенностям хоров общего типа следует отнести и во­кальную структуру, предполагающую строгое разделение на партии, каждой из которых отведены свои особые функции в общем исполнении.

Для хоров академического направления характерна обя­зательность точного следования партитуре произведения, которая и воплощается в звучании хора. Импровизационность в исполнении хоров общего типа не имеет места.

Большое значение в работе хора общего типа имеет дири­жер, роль которого весьма значительна при выступлениях в концертах.

 

Ансамбли песни

Этот вид исполнительства представляет собой смешанное вокально-инструментальное исполнение.

Основу репертуара коллективов этого направления со­ставляет современная и народная песня. Отличительной чертой этого вида хорового исполнитель­ства является наличие сопровождения, осуществляемого раз­личными музыкальными инструментами. Наиболее часто встречаются оркестры, состоящие из баянов и русских народ­ных инструментов. Ансамбли песни других республик используют свои нацио­нальные инструменты.

Оркестровая группа обычно состоит из лиц, не принимаю­щих участия в хоровом пении; но встречаются и такие кол­лективы, в которых инструментальное сопровождение ведут сами певцы. Наиболее часто это бывает в капеллах банду­ристов и в ансамблях чонгуристов.

В выступлениях коллективов рассматриваемого направле­ния большое значение имеют певцы солисты, участие кото­рых увеличивает исполнительские возможности хора.

Смешанное вокально-инструментальное исполнение неред­ко сочетается с танцем. В таких случаях творческие коллек­тивы именуются ансамблями песни танца или песни и пляс­ки. Ансамбли песни и пляски возникли на основе стремления к синтетическому объединению различных элементов худо­жественного творчества.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: