Практическое занятие 1.
Элементы сакрального искусства в космосе (миропорядке) орнамента
Задание 1. Выполненное задание в электронном или письменном виде представить тьютору и преподавателю до 17.04.2020
Сделать краткое эссе на тему:
«Роль ритма в возникновении орнаментального образа: объяснить необходимость периодического повторения орнаментального узора»
Задание 2. Вопросы для самостоятельного изучения (письменного доклада на одну из предложенных тем). Выполненное задание в электронном или письменном виде представить тьютору и преподавателю до 24.04.2020
1. Особенности древнейшего сознания, в контексте которых возник предметный мир. Основные мотивы и композиции орнаментального искусства.
2. Генетическая связь вещи и орнамента. Возникновения орнамента на вещи. Роль вещи с нанесенным орнаментом в древней культуре.
3. Мировоззрения древнейших культур и универсальные мотивы орнамента. Смысловая основа взаимосвязи универсальных мотивов и композиций в орнаменте.
4. Связь мотива и композиции в художественном орнаментальном образе. Специфичность декоративного искусства по сравнению с народным творчеством.
Рекомендуемая литература
1. Буткевич Л.М.История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л.М. Буткевич. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 267 с., 8 с. ил.: ил. - (Изобразительное искусство).
2. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента: Учебное пособие, М.: Изд-во «Владос». 2010 г., 368 стр
3. Свешникова Е.Е. Художественная культура древнейших цивилизаций: Лекция, М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 2009. – 56 с.
4. Чернецова Е.М. Мировое искусство: Энциклопедический словарь, М.: Вече: ОЛИСС, 2005. – 574с.: ил.
|
5. Кашекова И.Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре, М.: Просвещение, 2000. – 143с.: ил.
6. Кон-Винер История стилей изобразительных искусств: Пер.с нем., М.: Сварог и К`, 2000. – 217с.: ил.
7. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура: Учебное пособие, М.: Тетра Системс, 1997. – 320с.
8. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 558 с.: ил.
9. Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ/Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова»
Методические рекомендации студентам по написанию Доклада
Написание Доклада является:
· одной из форм обучения студентов, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов;
· одной из форм научной работы студентов, целью которой является расширение научного кругозора студентов, ознакомление с методологией научного поиска.
Целью написания Докладов является:
· привитие студентам навыков библиографического поиска необходимой литературы;
· привитие студентам навыков компактного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком и в хорошем стиле;
· приобретение навыка грамотного оформления ссылок на используемые источники, правильного цитирования авторского текста;
|
· выявление и развитие у студента интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и дипломной работы и дальнейших научных трудах.
Основные задачи студента при написании Доклада:
· использовать литературу по выбранной теме для правильного понимания авторской позиции;
· верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе;
· изложить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по
данной проблеме.
Требования к содержанию:
· материал, использованный в Докладе, должен относиться строго к выбранной теме;
· изложить основные аспекты проблемы грамотно и в соответствии с хронологической, тематической последовательностью;
· Доклад должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу.
Структура Доклада.
1. Титульный лист;
2. Текст Доклада (введение, основная часть и заключение):
· введение - постановка проблемы, которая будет рассматриваться в выбранной теме;
· основная часть - последовательное раскрытие выбранной темы. Основная часть может быть представлена как цельным текстом, так и разделена на главы. При необходимости текст Доклада может дополняться иллюстрациями, таблицами, графиками;
· заключение - должен быть представлен в виде выводов, которые готовятся на основе подготовленного текста. Выводы должны быть краткими и четкими. Также в заключении можно обозначить проблемы, которые "выявились" в ходе работы над Докладом;
|
3. Список источников и литературы - источники, на которые ссылается студент при подготовке Доклада. В работе должно быть использовано не менее 5 разных источников.
Объем и технические требования, предъявляемые к выполнению Доклада.
· Объем работы должен быть, как правило, не менее 5 и не более 10 страниц.
· Листах формата А4 (210х297).
· Текст- печатается на одной стороне листа через полтора интервала;
· Параметры шрифта:
¾ гарнитура шрифта – Times New Roman,
¾ начертание – обычный,
¾ кегль шрифта – 12 пунктов,
¾ цвет текста – авто (черный);
· Параметры абзаца:
¾ выравнивание текста – по ширине страницы,
¾ отступ первой строки -12,5 мм,
¾ межстрочный интервал – полуторный;
· Поля страницы для титульного листа: верхнее и нижнее поля – 20 мм; правое и левое поля – 15 мм, поля всех остальных страниц: верхнее и нижнее поля – 20 мм, размер левого поля 30 мм, правого – 15 мм;
· Страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Порядковый номер ставят внизу страницы, справа. Нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе не указывается;
При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:
· текст цитаты заключается в кавычки и приводится без изменений, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента (пропуск слов, предложений или абзацев допускается, если не влечет искажения всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска) и без искажения смысла;
· каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.
Оценивая Доклад, преподаватель обращает внимание на:
· соответствие содержания выбранной теме;
· отсутствие в тексте отступлений от темы;
· соблюдение структуры;
· умение работать с научной литературой - вычленять проблему из контекста;
· умение логически мыслить;
· культуру письменной речи;
· умение оформлять научный текст (правильное применение и оформление ссылок, составление библиографии);
· умение правильно понять позицию авторов, работы которых использовались при написании Доклад а;
· способность верно, без искажения передать используемый авторский материал;
· аккуратность и правильность оформления, а также технического выполнения работы.
Доклад должен быть сдан для проверки в установленный срок.
Критерии выставления оценки:
- оценка «отлично»: Доклад создан с использованием компьютерных технологий (презентация Power Point, Flash–презентация, видео-презентация и др.) Использованы дополнительные источники информации. Содержание заданной темы раскрыто в полном объеме. Отражена структура доклада (вступление, основная часть, заключение, присутствуют выводы и примеры). Оформление работы. Оригинальность выполнения (работа сделана самостоятельно, представлена впервые).
- оценка «хорошо»: Доклад создан с использованием компьютерных технологий (презентация Power Point, Flash–презентация, видео-презентация и др.) Содержание доклада включает в себя информацию из основных источников (методическое пособие), дополнительные источники информации не использовались. Содержание заданной темы раскрыто не в полном объеме. Структура доклада сохранена (вступление, основная часть, заключение, присутствуют выводы и примеры);
- оценка «удовлетворительно»: Доклад сделан устно, без использования компьютерных технологий. Использованы дополнительные источники информации. Содержание заданной темы раскрыто в полном объеме. Отражена структура доклада (вступление, основная часть, заключение, присутствуют выводы и примеры);
- оценка «неудовлетворительно»: Доклад сделан устно, без использования компьютерных технологий. Содержание доклада ограничено информацией только из методического пособия. Содержание заданной темы раскрыто не в полном объеме. Отсутствуют выводы и примеры. Оригинальность выполнения низкая.