Урок ОРКСЭ
Тема. Отношение к труду
Цель урока:
формирование представление о христианском понимании труда.
Задачи урока:
Познавательные:
- помочь учащимся понять заповедь труда как основополагающее задание
Бога человеку творчески возделывать и преображать окружающий мир;
- установить понятие пост.
Развивающие:
- развивать мышление на основе установления логической связи между
четырьмя заповедями Бога;
- развивать умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку
зрения.
Воспитывающие:
- создавать условие для духовного развития учащихся;
- установить, что не всякий труд облагораживает мир и человека.
Ход урока
Организационный момент.
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья- то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
- На данном уроке мне хотелось бы зажечь ответную искру в вашей душе.
Мотивация учащихся к учебной деятельности.
Дома воина ждала большая голодная семья и работа, работа, работа. Чтобы свежий каравай оказался на столе, крестьянину приходилось много и тяжко потрудиться.
С ранней весны до поздней осени вся семья трудилась в поле: пахали, бороновали, сеяли, косили, жали, молотили, мололи, толкли. И вот все работы в поле завершены.
Зимой мужик тоже был весь в трудах: чинил порванную упряжь, сапожничал, мастерил что-нибудь. Некоторые уходили из родной деревни на заработки – в город или другую местность.
Не бездельничали зимой и женщины. Всё свободное от многочисленных хозяйственных забот время они проводили за прялкой. Из полученных на прялках нитей – пряжи - ткали холсты, шили одежду, украшали вышивкой. Тут требовалось большое мастерство.
- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (о труде).
- Какие виды труда вы знаете? (умственный и физический)
- Приведите примеры профессий умственного и физического труда.
- Прослушайте стихотворение поэта Николая Заболоцкого.
- О каком труде идет речь в данном произведении?
Не позволяй душе лениться!
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! | Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! |
- Как вы понимаете выражение «Душа обязана трудиться»? О каком труде
идет речь?
- А название нашему уроку я предлагаю следующее «Труд – дело святое».
Работа над новым материалом
- Слышали ли вы библейские имена первых людей?
- Зачитайте имена первых людей.
- Как вы думаете, что Адам и Ева делали в райском саду?
Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей, и не было смерти.
- Какие заповеди получили первые люди от Творца?
- Зачитайте выдержку из текста.
Людям были даны четыре заповеди
- умножения жизни;
- возделывания и хранения сада;
- познания мира;
- поста.
- Какая из заповедей связана с темой нашего урока – трудом?
- Зачитайте, о чём гласит эта заповедь.
Эта четвертая заповедь говорила: «не вкушай плодов древа познания добра и зла».
- Как же воспринимают в православии 4-ую заповедь?
(В православии ее воспринимают как заповедь о посте)
- Что такое «пост»?
Пост – это ведь еще внутренняя сосредоточенность, готовность дать отпор врагу – собственным грехам и страстям.
Все деревья райского сада были насаждены Творцом, и всеми их плодами человек мог пользоваться – кроме плодов древа познания.
- Почему человек не мог пользоваться плодами дерева познания?
Человек должен был бы вкусить и эти плоды, но не сразу. Сначала он должен был окрепнуть в своем служении добру и следовании Богу. Человек должен был потрудиться: изменяя мир, он должен был менять и себя. В «древе познания» не было никакого зла. Более того – оно было святыней.
- Как поступил человек?
(Вместо пути труда человек предпочел пойти путем магии. Что такое магия? Мол, просто съем этот плод – и сразу стану мудрым. Но мудрость никогда не дается без труда и опыта)
- В чем грех первых людей?
Самые первые грехи в истории человечества – это лень и гордыня. Человек гордо решил, что Творец был неправ, поставив ему столь странное ограничение («не вкушай…»). Он решил стать «как бог», но без Бога и безо всякого труда. И это кончилось бедой. Люди перестали видеть Бога и утратили свое бессмертие.
- С историй прошлого мы разобрались, давайте теперь окунёмся в
современность.
- Всякий ли труд хорош?
Любой труд почётен, если у него правильная цель.
Христиане трудятся не только ради себя и своей семьи. Есть труды на благо Отечества. Это любой труд человека, когда он трудится ради пользы другим людям, а не только ради денег. Например, геологи ищут полезные ископаемые для всех, врачи заботятся о здоровье сограждан, военные, летчики, моряки, машинисты поездов и многие другие работают на благо других и своей Родины.
- Всякий ли способ зарабатывания денег хорош для христианина?
Не всякий труд хорош. Если человек работает только для своего обогащения — такой труд не приближает человека к Богу. Дурной оказывается и такая работа, которая приводит к горю людей. Вот некий человек немало потрудился, создавая отмычки к замкам. Он прекрасно овладел искусством проникновения в квартиры людей. Но его цель была дурна. А потому и труд по достижению такой цели не был добрым. Низок «труд» тех, кто выращивает и распространяет наркотики, кто открывает казино или «клубы игровых автоматов».
Итог
ПРИТЧА
На постройку большого храма пришел посмотреть один мудрец. Он наблюдал за строительством. Потом стал обращать внимание на лица людей. И увидел – лица разные. Люди заняты простым трудом. Таскают камни. У одних на лицах безнадежность. Они рабский тяжелый труд совершают. У других лица спокойные, мир на их лицах. И совсем мало было людей, на лицах которых было вдохновение. И он решил разобраться. Подошел к первому и задал простой вопрос: «Друг, что ты делаешь?». И он говорит: «Да вот, тяну эту проклятую лямку, каждый день. Другого выхода нет». Он спросил другого, того, у которого мир был и на лице и в глазах: «Друг, чем ты занимаешься?». И он сказал: «Я зарабатываю на хлеб семье». Он видел смысл. Он видел смысл в тех же самых камнях, которые переносил. Он спросил представителя третьей группы, у которого на лице было вдохновение: «Друг, чем ты занимаешься?». И он ответил: «Я участвую в строительстве уникального храма, и Бог дал мне честь его строить!».
- А какая точка зрения на отношение к труду вам ближе всего и почему?
- Представьте, что вы являетесь строителями храма. Чью оценку труда вы принимаете?
Итак, с христианской точки зрения труд — это не просто средство пропитания (хотя очень точны слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»). Труд — это еще и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Труд дает человеку опыт, знания, закаляет его характер.
Рефлексия
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «труд»!
А сейчас коротко на листочках напишите по одному доброму делу, которые вы сделаете сейчас или в будущем.
На прощание хочу прочитать вам несколько строк из стихотворения Валерия Брюсова «Работа»
Великая радость – работа,
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
Пусть эти поэтические строки будут вам добрым напутствием в будущем!