Комбинированное занятие № 26.
Тема. Тригонометрические функции у=tg x, y=ctg x, их свойства и графики.
Актуальность темы.
В рамках изучаемой темы рассматриваются основные свойства тригонометрических функций и их графики, связь данных функций с медициной и другими областями знаний, подчеркивается важность данной темы. В ходе освоения темы "Тригонометрические функции, их свойства и графики" студенты осознают роль математики и тригонометрии в медицине, а именно по расшифровке кардиограммы сердца, учатся высчитывать ЧСС (частоту сердечных сокращений), распознавать синусовый ритм (нормальный, тахикардия, брадикардия).
При изучении данной темы прослеживается связь с медициной, биологией, анатомией, что безусловно вызывает мотивацию у студентов к изучению данной темы, и позволяет в дальнейшем углубить знания по предмету.
В процессе изучения темы "Тригонометрические функции, их свойства и графики" студенты смогут в реальной жизни и в своей профессиональной деятельности определять по кардиограмме сердца ЧСС и делать заключение о характере синусового ритма.
Цель урока:
Образовательные: рассмотреть графики и свойства функций
у= tg х, у = ctg х.
Развивающие: Продолжить формирование умений и навыков по построению графиков, применяя зависимость y от x.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность, целеустремленность, дисциплинированность..
План занятия.
1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление изученного материала с помощью упражнений.
4. Домашнее задание. Самостоятельная работа
Ход урока.
Актуализация знаний.
Заполните таблицу (Заполняем зеленым цветом пропуски):
0° | 30° | 60° | 180° | 360° | ||||
- | - | |||||||
- | - | - |
Изучение нового материала.
Рассмотрим две оставшиеся тригонометрические функции - тангенс и котангенс .(в тетради нарисовать графики тангенса и котангенса)
1. Функция у = tg x
Остановимся на графиках функций тангенса и котангенса. Сначала обсудим построение графика функции у = tg х на промежутке Такое построение аналогично построению графика функции у = sin х, описанному ранее. При этом значение функции тангенса в точке находится с помощью линии тангенсов (см. рисунок).
Учитывая периодичность функции тангенса, получаем ее график на всей области определения параллельными переносами вдоль оси абсцисс (вправо и влево) уже построенного графика на π, 2π и т. д. График функции тангенса называют тангенсоидой.
Приведем основные свойства функции у = tg х:
1. Область определения - множество всех действительных чисел, за исключением чисел вида
2. Функция нечетная (т. е. у(-х) = -y(x)), и ее график симметричен относительно начала координат.
3. Функция возрастает на промежутках вида где к ∈ Z.
4. Функция не ограничена.
5. Функция не имеет наименьшего и наибольшего значений.
6. Функция непрерывная.
7. Область значений Е(у) = (-∞; +∞).
8. Функция периодическая с наименьшим положительным периодом Т = π, т. е. у(х + пk) = у(х).
9. График функции имеет вертикальные асимптоты
Пример 1
Установим четность или нечетность функции:
Легко проверить, что для функций а, б область определения - симметричное множество. Исследуем эти функции на четность или нечетность. Для этого найдем у(-х) и сравним значения у(х) и y(-x).
а)
Получим: Так как выполнено равенство y(-x) = у(х), то функция у(х) по определению четная.
б)
Имеем:
Так как выполнено равенство y(-x) = -у(х), то функция у(х) по определению нечетная.
в) Область определения данной функции - несимметричное множество. Например, функция определена в точке х = π/4 и не определена в симметричной точке х = -π/4. Поэтому данная функция определенной четности не имеет.
Пример 2
Найдем основной период функции
Данная функция у(х) представляет собой алгебраическую сумму трех тригонометрических функций, периоды которых равны: T1 = 2π,
Запишем эти числа в виде дробей с одинаковыми знаменателями Наименьшее общее кратное коэффициентов НОК (6; 2; 3). Поэтому основной период данной функции
2. Функция у = ctg x
Аналогично графику функции у = tg х или с помощью формулы приведения строится график функции у = ctg x.
Перечислим основные свойства функции у = ctg x:
1. Область определения - множество всех действительных чисел, за исключением чисел вида х = пk, к ∈ Z.
2. Функция нечетная (т. е. у(-х) = -y(x)), и ее график симметричен относительно начала координат.
3. Функция убывает на промежутках вида (пk; п + пk), к ∈ Z.
4. Функция не ограничена.
5. Функция не имеет наименьшего и наибольшего значений.
6. Функция непрерывная.
7. Область значений Е(у) = (-∞; +∞).
8. Функция периодическая с наименьшим положительным периодом Т = п, т. е. у(х + пk) = у(x).
9. График функции имеет вертикальные асимптоты х = пk.
Домашнее задание:
посмотреть ОБЯЗАТЕЛЬНО видеоурок: https://youtu.be/zSJKqieSFUM
Прочитать учебник стр.217 п.42, разобрать примеры из данных параграфов. сделать опорный конспект (Построить в тетради графики функций, заполнить таблицу).
Подотовиться к контрольной работе по теме «Функции и их графики»
1.Нахождение значений функции по формуле.
2.Нахождение области определения функции.
3.Нахождение нулей функции.
4.Построение графиков(показательной, логарифмической и тригонометрических функций)
5.Нахождение по графику -области определения, множества значений функции.
Самостоятельная работа по изученной теме:
- Заполните таблицу (Заполняем зеленым цветом пропуски):
Свойства функции | y = | ||
Область определения | |||
Область значений | |||
Монотонность | |||
Непрерывность | |||
Периодичность | |||
Чётность | |||
Наибольшее значение ф–ии | |||
Наименьшее значение ф-ии |
- График какой функции изображен на рисунке?
а) | б) |
в) | г) |
- График какой из тригонометрических функций называется синусоидой?
Ответ:_______________
- Какие из тригонометрических функций являются нечетными?
Ответ:_______________ - Назовите период функции ?
Ответ:_______________
- Укажите промежутки возрастания и убывания функции ?
Ответ:_______________
- На каком из рисунков изображен график функции ?
8. Найдите область определения функции у = 2sin 3x.
9. Определить, является ли данная функция четной или нечетной:
у = 3х2 – cos x.
10. Доказать, что данная функция у = 2cos 2x. является периодической с периодом Т = p.
Список используемой литература:
Алимов Ш.А.-Алгебра и начала анализа.10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 2016. - 336 с.