Глава 1. Формирование и развитие личности




РЕФЕРАТ

 

 

Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности

Тема: «Развитие личности и социальная среда»

 

Выполнила студентка 2 курс 3 семестр

Факультет Психологии

Направление подготовки Психология

Форма обучения очно-заочная

Учебная группа ПСИ-Б-0-В-2016-1

Дымма Людмила Викторовна

 

Москва — 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.. 5

ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12

СПИСОК РЕФЕРИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 14

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Исследования личности и вопросы личностного становления рассматриваются как междисциплинарные и приоритетные в рамках наук о человеке. Их актуальность объясняетсясовременной необходимостью индивидуализации сфер, где задействован человеческий фактор на основе учета не только объективных причин детерминирующих развитие, но и субъективного мира формирующейся личности.

Что же такое личность? На этот вопрос все отвечают по-разному. Разнообразие ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. При этом каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями.

Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. В содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Важнейшим фактором и условием развития личности вы­ступает социальная среда.

Социальная среда — все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических от­ношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, пред­ставляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказы­вают совместное воздействие на психическое развитие и по­ведение индивида. В их число входят:

1. Микросреда — это ближайшее окружение, все то, что не­посредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность. Это семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, раз­личные неформальные группы общения и многие другие объ­единения, с которыми человек постоянно сталкивается в по­вседневной жизни.

2. Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида — это образования, не связанные напрямую с инди­видом. Например, производственный коллектив, где трудятся его родители, непосредственно связан с ними, но лишь кос­венно — через родителей — с ребенком.

3. Макросоциальные структуры (макросреда) — это система социальных отношений в об­ществе. Ее структура и содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте эконо­мические, правовые, политические, идеологические и другие отношения. Названные компоненты макросреды воздейст­вуют на индивидов как непосредственно — через законы, со­циальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации, так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид.

Итак, социальная среда — это сложное многоуровневое об­разование, конкретное проявление общественных отношений, сложившихся в обществе, в которых живет и развивается конкретная личность.

В данной работе рассмотреныаспекты формирования и развития личности, а такжеее социализация.

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Личность как некое системное качество возникает, формируется и развивается на основе индивид-соглашения в социуме, где включается в деятельность, общение, а также подвергается в период становления целенаправленному социоформирующему воздействию воспитанию и межличностным отношениям.

Б. Г. Ананьев выделил четыре уровня челове­ческой организации, представляющих наибольший интерес для научного иссле­дования:

1) индивид принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя опреде­ленных биологических свойств.

2) личность появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью.

3) субъект деятельности человек, вклю­чаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

4) индивидуальность особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивиду­альность.

Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

Следует отметить, что в отечественной психологии представители московской школы не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Однако, несмотря на эти расхождения, понятие «личность» в отече­ственной психологии соотносится с социальной организацией человека.

Итак, в каждой из теорий личности проблема развития личности рассматривается по-своему.

Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

Однако существует и тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности.

Одной из таких концепций стала теория американского психологаЭ. Эриксона, который в своих взглядах на развитие придерживался эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов:

1) кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни);

2) автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около 2–3 лет);

3) появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет);

4) трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет);

5) личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет);

6) интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет);

7) забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами);

8) удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Э. Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек – существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия.

Л. С. Выготский рассматривает формирование и преобразование психики человека и его личности в целом как некое общечеловеческое образование, где управление психической сферой производится не самим человеком, а всем обществом в целом. Общество контролирует и управляет поведением каждого своего члена начиная с пеленок: «Наша первая пеленка– это саван нашей природной индивидуальности».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: