РЕФЕРАТ
Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности
Тема: «Развитие личности и социальная среда»
Выполнила студентка 2 курс 3 семестр
Факультет Психологии
Направление подготовки Психология
Форма обучения очно-заочная
Учебная группа ПСИ-Б-0-В-2016-1
Дымма Людмила Викторовна
Москва — 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.. 5
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
СПИСОК РЕФЕРИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 14
ВВЕДЕНИЕ
Исследования личности и вопросы личностного становления рассматриваются как междисциплинарные и приоритетные в рамках наук о человеке. Их актуальность объясняетсясовременной необходимостью индивидуализации сфер, где задействован человеческий фактор на основе учета не только объективных причин детерминирующих развитие, но и субъективного мира формирующейся личности.
Что же такое личность? На этот вопрос все отвечают по-разному. Разнообразие ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. При этом каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями.
Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. В содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
|
Важнейшим фактором и условием развития личности выступает социальная среда.
Социальная среда — все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида. В их число входят:
1. Микросреда — это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность. Это семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, различные неформальные группы общения и многие другие объединения, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни.
2. Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида — это образования, не связанные напрямую с индивидом. Например, производственный коллектив, где трудятся его родители, непосредственно связан с ними, но лишь косвенно — через родителей — с ребенком.
3. Макросоциальные структуры (макросреда) — это система социальных отношений в обществе. Ее структура и содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте экономические, правовые, политические, идеологические и другие отношения. Названные компоненты макросреды воздействуют на индивидов как непосредственно — через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации, так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид.
|
Итак, социальная среда — это сложное многоуровневое образование, конкретное проявление общественных отношений, сложившихся в обществе, в которых живет и развивается конкретная личность.
В данной работе рассмотреныаспекты формирования и развития личности, а такжеее социализация.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Личность как некое системное качество возникает, формируется и развивается на основе индивид-соглашения в социуме, где включается в деятельность, общение, а также подвергается в период становления целенаправленному социоформирующему воздействию — воспитанию и межличностным отношениям.
Б. Г. Ананьев выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования:
1) индивид — принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.
2) личность — появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью.
3) субъект деятельности — человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
|
4) индивидуальность — особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность.
Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.
Следует отметить, что в отечественной психологии представители московской школы не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Однако, несмотря на эти расхождения, понятие «личность» в отечественной психологии соотносится с социальной организацией человека.
Итак, в каждой из теорий личности проблема развития личности рассматривается по-своему.
Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».
Однако существует и тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности.
Одной из таких концепций стала теория американского психологаЭ. Эриксона, который в своих взглядах на развитие придерживался эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов:
1) кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни);
2) автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около 2–3 лет);
3) появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет);
4) трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет);
5) личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет);
6) интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет);
7) забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами);
8) удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Становление личности в концепции Э. Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.
В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек – существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия.
Л. С. Выготский рассматривает формирование и преобразование психики человека и его личности в целом как некое общечеловеческое образование, где управление психической сферой производится не самим человеком, а всем обществом в целом. Общество контролирует и управляет поведением каждого своего члена начиная с пеленок: «Наша первая пеленка– это саван нашей природной индивидуальности».