Контрольная работа по теме «Словосочетание»




Вариант 2

Класс _________ Имя_________________ дата__________ отметка_______

1. Ученик 8 класса при изучении темы «Словосочетание» сделал запись в своей тетради. Найдите ошибочные утверждения в записи ученика.

1) Словосочетание называет предмет, действие или признак, но более полно указывает на те или иные отличительные свойства.

2) Грамматическая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросу, который задаётся от главного слова к зависимому.

3) Глагольными являются такие словосочетания, в которых главное слово выражено глаголом.

4) При примыкании главное слово должно быть неизменяемым.

5) При согласовании изменение главного слова приводит к изменению зависимого.

Ответ: __________________________________________________________________

2. Ученик 8 класса получил задание – выписать из приведённого ниже предложения пять словосочетаний. Вот его ответ.

Исходное предложение Словосочетания, которые ученик выписал из этого предложения
Литература даёт нам колоссальный опыт жизни и непременно делает человека интеллигентным. 1) литература даёт 2) даёт нам 3) колоссальный опыт 4) даёт и делает 5) непременно даёт

При выполнении этого задания восьмиклассник допустил ошибки. Запишите цифры, под которыми идут сочетания слов, которые словосочетанием не являются. Объясните свой выбор.

Ответ: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Запишите цифрой, сколько именных словосочетаний вы нашли в стихотворении Д. Кедрина, и выпишите именное словосочетание, в котором главное слово стоит перед зависимым.

Наступило бабье лето -

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щёлке муха ожила.

Ответ: ________________; _________________________________________________

4. Укажите, какой частью речи выражено зависимое слово в словосочетаниях: к каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ЧАСТЬ РЕЧИ
А) любые недостатки Б) знаменитый писатель В) предполагаемые результаты Г) оба друга Д) такие правила Е) забытый зонт Ж) десятый класс З) существенное замечание 1) причастие 2) имя прилагательное 3) имя числительное 4) местоимение

 

Запишите в таблицу соответствующие цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е Ж З
               

5. Прочитайте текст и определите, какие лингвистические термины должны стоять на месте пропусков в предложениях 1, 2, 3, 4. Запишите их.

(1) Какой же вид подчинительной связи между словами называется ____________________?

(2) Это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится по указанию главного в определённом ________________________.

(3) Главным словом при таком виде подчинительной связи чаще всего бывает _____________________.

(4) А управляемым словом может быть имя существительное или другое слово, заменяющее его: поливать деревья; встречать приехавших; гордиться ими.

(5) Подобно регулировщику, который на шумном перекрёстке управляет движением, _____________________________управляет падежными формами имён существительных.

6. Укажите, какой вид подчинительной связи между словами устанавливается в словосочетании: к каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ
А) приготовленный обед Б) жизнь прекрасна В) шаг назад Г) ссора с другом Д) впоследствии уехал Е) созданный в лаборатории   1) согласование 2) управление 3) примыкание 4) словосочетанием не является

 

Запишите в таблицу соответствующие цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е
           

 

7. Найдите два словосочетания, в которых допущена ошибка в управлении. Исправьте ошибку и запишите эти словосочетания правильно.

1) рецензия на книгу 2) по прибытии в город 3) поражаться его терпением

4) отличать добро от зла 5) поступить согласно приказа

Ответ: __________________________________________________________________

8. Составьте словосочетания и укажите вид подчинительной связи в них.

1) отряд (партизаны) - _____________________________________________________

2) (новый) тюль - _________________________________________________________

3) управляющий (банк) - __________________________________________________

4) уделять внимание (изучение) - ___________________________________________

5) береговые (катер) - _____________________________________________________

9. Найдите два словосочетания, в которых допущена ошибка в согласовании. Исправьте ошибку и запишите эти словосочетания правильно.

1) с шестьюстами студентами 2) согласно сложившихся традициям

3) обоими руками 4) более полутораста километров 5) в ста странах

Ответ: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

10. Определите, в каком ряду все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

1) природа зимой, успешно выполненное, изнывая от скуки

2) собираясь уехать, собралась замуж, раскатистое «вперёд»

3) походка вразвалку, стрелял не целясь, вернулся домой

4) всегда весёлый, слишком громко, проскользнув в кусты

Ответ: __________________________________________________________________

11. Из приведённого ниже предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ и напишите синонимичное ему словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Я вдруг с испугом посмотрел вдаль и почему-то начал дрожать.

Ответ: __________________________________________________________________

12. Из приведённого ниже предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ и напишите синонимичное ему словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Много душевных сил у нас уходит на воспоминания о прошлом.

Ответ: __________________________________________________________________

13. Выпишите словосочетание, в котором представлен иной способ связи главного слова с зависимым, чем в остальных словосочетаниях. Мотивируйте ответ (подсказка: обращайте внимание не только на вопрос, но и на возможности изменения зависимого слова)

каменный дом этот дом их дом строящийся дом дедушкин дом

Ответ: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

14. Выпишите словосочетание, в котором грамматическое значение – «предмет и его признак», а связь между зависимым и главным словом – управление.

туманное утро рассказывать интересно кувшин воды костюм из шерсти

апельсиновый сок

Ответ: __________________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 15-19

 

(1)Главным центром кузнечного производства в средневековой Москве было Заяузье. (2)Вернее, та его часть, которая простиралась по прибрежным высотам от устья реки Яузы до Таганки. (3)На обширной территории здесь жили кузнецы, а также мастера, производившие котлы и другую металлическую посуду, - «котельщики». (4)… об этом сейчас свидетельствует название набережной. (5)Котельническая. (6)Так названия средневековых профессий закрепились в московской топонимике.

15. Укажите предложение, в котором верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1) В средневековой Москве, в Заяузье, жили кузнецы и котельщики.

2) Главным центром кузнечного дела в средневековой Москве было Заяузье, о чём свидетельствуют московские топонимы, например, название Котельнической набережной.

3) В Заяузье жили котельщики, которые производили котлы и другую металлическую посуду.

4) Название Котельнической набережной происходит от профессии живших здесь «котельщиков», которые производили котлы и другую металлическую посуду.

Ответ: __________________________________________________________________

16. Определите, какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении. Запишите это слово.

Однако Поэтому Именно Хотя

Ответ: __________________________________________________________________

17. Укажите значение слова ОБШИРНЫЙ в третьем (3) предложении текста.

1) не стеснённый в проявлении

2) занимающий большую протяжённость

3) весь, целый

4) самый существенный, важный

Ответ: __________________________________________________________________

18. Укажите, чем связаны между собой предложения 3 и 4 текста.

Запишите свой ответ.

Ответ: __________________________________________________________________

19. Выпишите все подчинительные словосочетания из предложения 4 и укажите вид связи между главным и зависимым словом в них.

Ответ: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Прочитайте текст и выполните задание 20.

 

(1)Всем известно, что XXI век – век господства Интернета. (2)Почему так? (3)А потому что все остальные средства массовой информации отошли на второй план. (4)По результатам социологических опросов, проведённых среди людей в возрасте от 25 до 50 лет, оказалось, что для большинства из них основным источником информации является Интернет. (5)На втором месте – телевидение. (6)Газеты и радио – лишь на третьем. (7)Но к Интернету у людей разное отношение. (8) «Смотря на ценники в книжном магазине, сразу понимаешь, что глобальная сеть появилась очень вовремя: в виртуальном пространстве можно бесплатно скачать многие книги», - радуются одни. (9)Другие считают, что Интернет не всегда является благом для человека: «Всемирная паутина сближает людей, находящихся далеко, но отдаляет от тех, кто рядом». (10)А что думаете вы?

 

20. Напишите сочинение, выразив своё мнение по следующему вопросу: «Интернет: друг, помощник или враг человека?»

Обоснуйте свою точку зрения, приведя два аргумента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: