Адаптация детей-сирот к жизни в условиях воспитания в Детской деревне




 

Директор «SOS-Детской деревни Марьина Горка» О.Н. Севрюк выделяет следующие периоды адаптации ребёнка в SOS-семье:

ознакомительный, когда наиболее ярко проявляется социальный и эмоциональный барьеры в поведении детей (в этом случае контакт с детьми легче установить через игрушки, подарки, при этом можно идти даже и «на поводу» у ребёнка, так как ограничениями во многих случаях нельзя ничего добиться);

приспособительный (2–4 месяца), когда ребёнок освоился в новых условиях и начинает искать свою линию поведения, со временем происходит ломка сложившегося стереотипа поведения;

привыкание, когда дети реже вспоминают прошлое, появляется привязанность к маме и другим детям []

По мнению О.Н. Севрюк, чем раньше ребёнок будет помещён в семью, тем меньше на нём скажутся последствия сиротства. Ведь подавляющее большинство детей, поступающих в Детскую деревню, имеют те или иные отклонения в физическом, психическом и эмоционально-личностном развитии, различные соматические заболевания, неврозы и невротические проявления. Все сотрудники Детской деревни видят свою работу в том, чтобы и в адаптационный период, и в дальнейшем его сопровождении как можно больше оказать SOS-маме квалифицированной социальной, педагогической и психологической коррекционной помощи. Для этого в Детской деревне по договору работают специалисты: логопед-дефектолог, детский психотерапевт, оказывается педагогическая поддержка детям, имеющим трудности в обучении. При необходимости воспитанники проходят медицинское обследование у узких специалистов, лечение в клиниках города Минска, а дети школьного возраста – обследование в диагностическом центре достижений города Минска []. А воспитанники Кобринской детской деревни направляются на обследование в клинику города Гродно.

Существует ещё одна классификация стадий адаптации ребёнка к новой семье, разработанная сотрудниками Кобринской детской деревни, которая происходит примерно в течение года и условно делится на три стадии:

Первую стадию можно было бы назвать «Идеализированные отношения», как у ребёнка, так и у родителей-воспитателей. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребёнка к старой семье ещё сохраняется, а к новой пока ещё не сформировалась, привыкание к смене требований и правил – трудно для него и вызывает протест. В результате возникают «установочные конфликты», которые являются естественной частью приспособления новой семьи и ребёнка друг к другу.

«Установочные конфликты», поначалу нарастая и учащаясь, после какого-то основательного кризиса и «разборок», постепенно становятся реже и возникают только по значительным поводам. Так наступает вторая стадия «Вживания» – или адаптация. Происходит установление границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. На этой стадии фактически формируется привязанность к новой семье. Вспышки негативного поведения в это время могут иметь следующие причины:

- дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой семье;

- они колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать свои тёплые чувства, поскольку знают, как взрослые могут злоупотреблять своей властью;

- ребёнок может тосковать и злиться;

- дети таким образом могут демонстрировать, чему они научились в родной семье, их представления о том, как надо себя вести;

- проверяют, до каких пределов они могут дойти в своём плохом поведении, сохраняя принятие со стороны взрослых;

- у детей очень много оснований для того, чтобы вести себя «плохо», и это становится дополнительной нагрузкой для родителя-воспитателя, осложняющей появление у него привязанности к ребёнку.

Главное достижение второй стадии «Вживания», длящееся чуть более полугода – взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность.

Таким образом, наступает некое «Равновесие» третья стадия адаптации в семье, принявшей ребёнка. В этот период семья становится достаточно самостоятельной и меньше обращается за помощью.

Во время адаптации к новым условиям жизни у детей может наблюдаться реакция отказа. Эта реакция наблюдается у детей, вызванных из обычной среды и живущих в условиях подавляющего воспитания. Реакции отказа характерны следующие признаки:

1. Потеря инициативности

2. Ощущение отсутствия перспективы

3. Отчаяние

4. Избегание окружающих

5. Страх перед новшеством

6. Пассивность

7. Отказ от притязаний

При положительном протекании периода адаптации эти отклонения исчезают. Самое сложное время в период адаптации – это первые две недели. Необходимо помнить, что реакция отказа протекает в тяжелейшей форме у детей, оторванных от семьи.

Целями адаптационного периода в условиях Кобринской детской деревни являются:

- оказать содействие в адаптации воспитанников к условиям и образу жизни в Детской деревне, новому кругу общения;

- оказать содействие в принятии нового родителя-воспитателя;

- помочь им принять свою собственную судьбу;

- не возвышаться над их судьбой и судьбой их родителей.

Главными условиями адаптации в Кобринской детской деревне являются:

- доброжелательность, тактичность сотрудников Детской деревни;

- помощь психолога;

- помощь социального педагога;

- создание ситуации успеха;

- дружелюбие детской группы;

- вовлечение воспитанника в деятельность по интересам;

- поддержание связи с семьёй.

Для проведения успешной адаптации в условиях проживания в Кобринской детской деревни используются следующие формы и методы работы:

– индивидуальные занятия;

- беседы;

- консультации;

- тренинговые занятия;

- игротерапия;

- арттерапия;

- сказкотерапия;

- занятия в кружках по интересам.

Для того, чтобы оценить успешность процесса адаптации специалисты Кобринской детской деревни разработали критерии эффективности адаптации нового воспитанника:

- преобладание спокойного, уравновешенного настроения;

- наличие устойчивого круга общения;

- участие (активность, инициативность) в общественной жизни Детской деревни и школы;

- оценка самим с ребёнком своей адаптированности: «уже привык», «мне здесь хорошо».

Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им всё равно» и «они быстро всё забудут» – ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только одна: стараться не думать о том, что с ними случилось. Поэтому наша основная задача создать все условия для нормальной адаптации и социализации детей-сирот.


Заключение

 

Детская деревня представляет собой модель жизнеустройства детей-сирот, которая принципиально отличается по своей структуре от общеизвестных детских домов и школ-интернатов и основывается на реализации комплексного подхода в отношении своих воспитанников. Она базируется на создании атмосферы тепла и уюта в доме, формировании тесных семейных связей между опекаемыми детьми. Такая модель призвана оптимизировать систему детских интернатных учреждений в целом, поэтапно перевести детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы устройства. Процент устройства детей-сирот на семейные формы воспитания в целом по республике стабильно возрастает, в то время как процент устройства детей данной категории в интернатные учреждения уменьшается. Свидетельством этого факта являются следующие данные: в период с 2006 по 2008 год было закрыто 8 интернатных учреждений, в результате чего сократилось число детей-сирот, воспитывающихся в них, на 1228 человек по сравнению с 2005 годом [].

Приведённые статистические показатели лишний раз подчёркивают востребованность в современном обществе новых форм воспитания детей-сирот, максимально приближённых к семейным и позволяющих более гармонично развивать личность ребёнка.

Приоритетным направлением в реализуемой социальной политике должна стать работа по формированию разветвлённой системы социальной, социально-педагогической и психологической поддержки семьи и детей, основанной на оптимизации межведомственного взаимодействия и интеграции усилий, ориентированных на укрепление статуса семьи, раннее выявление семейного неблагополучия.

Крайне важной в решении вопроса профилактики социального сиротства представляется тщательно скоординированная работа различных служб и ведомств (органов охраны детства, социально-педагогических центров, религиозных центров поддержки семьи) по раннему выявлению проблемных семей и их сопровождению с целью предотвращения возможного лишения родительских прав.

Важно продолжать совершенствование деятельности социально – педагогических учреждений как в системе образования, так и в системе социальной защиты. Сегодня они становятся многофункциональными центрами по оказанию высокопрофессиональной помощи семье и детям, их деятельность носит профилактический характер, во многом содействует стабилизации нарастания социального сиротства и семейного неблагополучия, снижению факторов, приводящих к социально опасному положению детей [].

Детская деревня помогает детям вернуть радостное детство, даёт возможность расти и развиваться в единственно нормальных условиях – условиях семьи. Чем раньше будет разорван круг «никому ненужности», тем меньше скажутся на судьбе ребёнка печальные последствия сиротства.

 

 


Литература

1. Екель, Л. Тепло родного дома // Нёман. – 2007. – №7.-с. 100–113.

2. Итоги работы системы образования Республики Беларусь в 2008 году и основные задачи по её развитию в 2009 году. – Минск: РИВШ, 2009.-с. 66.

3. Красовская, Н.Н. Жизнеустройство детей-сирот // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – №7. – с. 5–10.

4. Мартынова, В.В. Мониторинг положения детей в замещающих семьях / В.В. Мартынова, В.А. Маглыш. – Минск: Пачатковая школа. – 2008.-

5. 5. Пронь, Е.А. SOS-Детская деревня как форма охраны прав детей / Е.А. Пронь, У.Е. Ашурко // Адукацыя і выхаванне. – 2007. – №7.-с. 8–12.

6. Сапежинская, А.С. Помогайте детям сегодня и завтра будет светлее // Счастливая семья. – 2009. – №7.-с. 8–13.

7. Севрюк, О.Н. SOS – Детская деревня Марьина Горка как одна из форм семейного устройства детей-сирот // Сацыяльна-педагагічная работа. У дапамогу педагогу. – 2007. – №2.-с. 26–30.

8. Сотникова, Т.Л. Дом, в котором мы живём // Сацыяльна-педагагічная работа. У дапамогу педагогу. – 2008. – №3.-с. 62.

9. Чечет, В.В. SOS-KINDERDORF в мире и в Республике Беларусь // Сацыяльна – педагагічная работа. У дапамогу педагогу. – 2007. – №5.-с. 34–35.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: