Специфика Детских деревень




 

SOS-Детская деревня – это учреждение, в котором дети-сироты и дети, оставшиеся без родительской опеки, снова обретают утраченную семью и шансы на дальнейшую нормальную жизнь. Ребёнок нуждается в здоровом и всестороннем развитии, а это возможно лишь в семье. Семейный социум оказывает огромное влияние на личность ребёнка, её социализацию, формирование ценностей, потребностей и интересов. Развитие ребёнка зависит от того, насколько эффективно семья выполняет свои функции и удовлетворяет его потребности. И хотя на современном этапе семья претерпевает значительные структурные изменения, незаменимые для ребёнка функции нуждаются в сохранении [].

По мнению В.В. Мартыновой, детская деревня (городок) – социально-педагогическое учреждение образования, созданное на основе двух и более воспитательных групп, в рамках которых супруги или отдельные граждане (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на основании устава детской деревни (городка), договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора [].

В.В. Мартынова выделяет основные задачи детской деревни (городка):

- воспитание и развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – воспитанники);

- создание благоприятных условий, приближённых к семейным, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников;

- обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

- формирование у воспитанников готовности к самостоятельности жизни и профессиональной деятельности;

- обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья воспитанников;

- защита прав и законных интересов воспитанников;

- создание условий для профессионального самоопределения и творческого труда воспитанников;

- профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения и правонарушений воспитанников;

- устройство воспитанников на воспитание в семьи, осуществление их психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения;

- оказание социальной, психолого-педагогической помощи выпускникам детских интернатных учреждений, испытывающим трудности в социализации [].

Наша работа построена на основе изучения деятельности Кобринской детской деревни, поэтому немаловажно будет отметить задачи данного учреждения:

- защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- воспитание у ребят чувства личной ответственности за свою жизнь, правильного понимания положения сироты и того, что они могут добиться успеха в жизни, опираясь прежде всего на себя, на свои знания и умения;

- выявление природных задатков, развитие познавательного интереса, творческого потенциала каждого воспитанника и реализация его в различных сферах деятельности;

- формирование потребности в здоровом образе жизни, умения быть хорошим семьянином;

- помощь выпускникам в социальной адаптации и интеграции в обществе (прописка, жильё, трудоустройство) [].

Программу воспитания SOS-Детской деревни следует рассматривать через призму самых простых и предельно доступных четырёх педагогических принципов. Речь идёт в первую очередь о том, чтобы интегрировать осиротевших детей в общество с учётом их индивидуальных особенностей. В краткой форме эти педагогические принципы сформулированы следующим образом:

- SOS-мама;

- SOS-братья и сёстры;

- SOS-семейный дом;

- SOS-Детская деревня;

SOS-мама

В нашей стране, как и во всём мире, есть одинокие незамужние или разведённые женщины, которые не имеют своих детей или уже вырастили их. Но они любят детей, хотят о них заботиться и могли бы посвятить им всю свою жизнь. А ещё есть дети, брошенные на произвол судьбы, которые ищут маму. Одна из задач состоит в том, чтобы свести этих женщин и детей. Таким образом, SOS-Детская деревня не только помогает детям, но и содействует не имеющим семьи женщинам в обретении наполненной смыслом жизни. SOS-мама – это новая женская профессия. Она находится в центре всего воспитательного процесса. Но одной только любви недостаточно. Как считает О.Н. Севрюк, любовь без строгости, конкретности предъявляемых к ребёнку требований и в отсутствие педагогических знаний не может привести к успеху []. До тех пор, пока ребёнок не почувствует себя в безопасности и защищённости, меры воспитательного воздействия практически утрачивают свой смысл. Воспитание предполагает непосредственное участие в жизни ребёнка, участие в его радостях и горе, ведь при отсутствии нормальных человеческих отношений воспитание лишено всякого смысла.

Мама «SOS – Детской деревни» строит близкие отношения с каждым доверенным ей ребёнком и обеспечивает ему любовь и стабильность. Она профессионально подготовлена к своей работе, живёт вместе с детьми, занимается их развитием. Самостоятельно ведёт домашнее хозяйство, знает и уважает историю каждого ребёнка, его культурные корни и религию. Дети и их SOS-мама находятся в эмоциональных связях, которые продолжаются всю жизнь [].

По мнению Е.А. Пронь, главной и пожалуй, очень сложной задачей основателей и сотрудников «SOS-детских деревень» является отыскивать, обучать и отбирать SOS-матерей, которые и создают все необходимые для жизнедеятельности семьи условия. Мамой SOS может стать незамужняя женщина 35–45 лет, не имеющая своих несовершеннолетних детей, готовая посвятить свою жизнь детям, оставшимся без попечения родителей, идти рядом с ними по жизни с любовью и пониманием, заботой и терпением. В любой стране есть женщины, обладающие необходимой силой, убеждённостью и самоотверженностью, чтобы стать SOS-матерью.

Ещё Герман Гмайнер говорил, что в Детской деревне есть возможность встретиться двум половинкам, обиженным судьбой: женщинам, у которых не получилось завести семью и детей, и детям, у которых нет родителей [].

Самая трудная часть работы оказывается выполненной, когда удаётся найти женщин, которые, действительно, хотят жить вместе с обездоленными детьми, отводить для них место в своём сердце и дарить им любовь. Профессионализм является важной составляющей в любой работе. Прежде чем стать SOS-мамами. Претендентки проходят обучение и стажировку в течение двух лет в уже существующей SOS-семье в роли помощницы мамы. Позднее, в зависимости от достижений и успехов, приступают к непосредственным обязанностям: получают в своё распоряжение дом, в котором поселится новая семья, и отбирают детей, которые станут для них самыми любимыми и родными в мире людьми. Для всех сотрудников в Деревне проводятся обучающие семинары [].

SOS-братья и сёстры

Второй педагогический принцип гласит: в SOS-Детской деревне ребёнок живёт не с воспитанниками-одногодками, а в кругу братьев и сестёр разного возраста. Каждый ребёнок должен занимать в SOS-семье место, соответствующее особенностям его характера, возрасту и уровню общего развития.

Принятый в SOS-семью ребёнок не должен страдать от недостатка общения со своим новым окружением. Кроме матери, он находится среди «больших», по его мнению, детей, на которых может равняться, учиться. Старшим детям предоставлена возможность заботиться о ком-то младшем, они учатся выполнять определённые функции семье. Ничто так не укрепляет характер детей, как посильная ответственность. Овладев этой способностью, ребёнок развивается и становится социально зрелым человеком. При этом нужно с пониманием относиться к возможным ошибкам детей и больше полагаться на их самостоятельность [].

Обязательное регулирование структурного состава SOS-семьи начинается с момента её создания – дети подбираются по половым и возрастным признакам, не больше 7 детей. В семьи принимаются дети и младенческого возраста, и постарше. Поскольку успехи воспитательной работы во многом зависят от продолжительности постоянного пребывания детей в SOS-Детской деревне, возникает необходимость установления предельного возраста приёма – до 7 лет. Исключение составляют родные братья и сёстры старшего возраста, ведь дети из одной биологической семьи не разделяются.

Семейный дом – третий принцип. Семья живёт в отдельном собственном доме, где каждое помещение имеет своё конкретное назначение, где у ребёнка есть своё место за семейным столом, своя кровать, место для игры и учёбы, своя комната. Это способствует гармоничному воспитанию личности. Главной в доме становится гостиная – общая комната. В ней концентрируется вся семейная жизнь: здесь работают и отмечают праздники, смеются и плачут, обедают и играют. Здесь ребёнок учится прежде всего налаживать социальные контакты, столь необходимые в его дальнейшей жизни [].

Поскольку SOS-семья ведёт собственное домашнее хозяйство, дом оборудован всем необходим для этого. Дом является для ребёнка крепостью, куда он снова и снова возвращается после своих контактов с миром, который может быть для него иногда и опасным, и недоступным, но чаще он становится для ребёнка «малой родиной» в рамках сообщества SOS Детской деревни.

По мнению Е.А. Пронь, под крышей своего дома дети получают удовольствие от ощущения защищённости и принадлежности к семье. Знание, что у человека есть дом, куда он может прийти и остаться там, где ему рады и его ждут любящие люди, где ему принадлежит личное пространство, на которое никто не посягает, добавляет ему уверенности в завтрашнем дне и порождает естественное желание создать собственную семью []. Общность территории, на которой проживают такие разные, но с похожими проблемами и переживаниями дети, формирует у них осознание SOS-семьи как ячейки общества. В Детской деревне каждая семья создаёт атмосферу поддержки. В условиях соседства семьи делятся опытом и помогают друг другу. Они интегрированы в окружающую жизнь и вносят в неё свою лепту. В своей семье, в деревне и в местном сообществе ребёнок учится принимать активное участие в жизни целого общества.

В повседневной работе «SOS-Детских деревень» создаются условия для раскрытия потенциала детей. Большое внимание уделяется подготовке их к трудностям и реалиям жизни в обществе уже с раннего возраста. По этой причине важно не окружать детей чрезмерной заботой или одаривать гипертрофированной любовью или создавать материальное сверхблагополучие, а учить их воспринимать без страха жизнь такой, какая она есть, со всеми радостями и печалями, трудиться и ценить каждый прожитый день [].

Как считает О.Н. Севрюк, основной целью деятельности организации «SOS-Детская деревня» является забота о детях и молодёжи, лишённых родительской опеки, направленная на то, чтобы воспитать молодых людей независимыми, способными самостоятельно строить свою жизнь. Конкретная цель в отношении каждого воспитанника сводится к созданию оптимальных условий для физического, психического, социального и мировоззренческого развития, а также развития в познавательном плане, обеспечение возможностей для качественной профессиональной подготовки, оказанию помощи в поиске места работы и поддержки в приобретении или получения жилья [].

Таким образом, SOS-Детская деревня предлагает модель семейного воспитания, результат которого будет достигнут лишь тогда, когда воспитанники по выходу в самостоятельную жизнь будут отвечать следующим требованиям:

– иметь образование и профессиональную подготовку;

– иметь постоянный доход и жильё;

– иметь практические навыки организации быта;

– уметь рационально распоряжаться деньгами;

– уметь заботиться о себе и других;

– быть ответственными за свои поступки;

– знать свои права и обязанности в обществе, уважать права и интересы других граждан;

– уметь заботиться о своём здоровье;

– понимать серьёзность и ответственность семейных отношений.

Таким образом, выделив основные специфические особенности «SOS-Детских деревень» и охарактеризовав черты подобных форм устройства детей-сирот, следует более подробно познакомиться с системой воспитания и содержания детей в Детской деревне.

 

Содержание жизни детей

В настоящее время SOS-детская деревня – это исходное звено всемирной деятельности SOS-Киндердорф Интернациональ (президент Хельмут Кутин, который был ближайшим доверенным лицом Германа Гмайнера). Она представляет собой негосударственное, политически и конфессионально независимое социальное учреждение. Цель SOS-детской деревни – предоставить детям-сиротам и детям, оказавшимся без родителей в экстремальной ситуации (независимо от их этнической принадлежности, национальности и вероисповедания), постоянный родной дом и семью, подготовить к самостоятельной жизнедеятельности [].

Традиционно на территории детских деревень располагается от 10 до 20 домиков, в каждом из которых проживают SOS-мамы со своими детьми (6–11 ребят разных полов и возраста). Они самостоятельно ведут домашнее хозяйство, создают свой неповторимый семейный микроклимат, свои правила, привычки, стиль взаимоотношений. Один из сильнейших рефлексов, заложенных природой, – подражание, поэтому воспитание посредством личного примера необходимо. Образцом семейных отношений выступает семья директора, проживающая в деревне в отдельном доме, как и все SOS-семьи. Директор при исполнении своих обязанностей и днём и ночью, а его взаимоотношения в семье служат примером для детей. Этот человек стремится к развитию и укреплению каждой SOS-семьи, руководит деятельностью Детской деревни, воплощая в жизнь принципы организации, устанавливает цели для команды сотрудников и обеспечивает поддержки семьям, предлагая разнообразные вспомогательные услуги, выполняет ключевую роль в профессиональном развитии SOS-матерей [].

Дети по-разному попадают в SOS-Детские деревни. Чаще всего органы опеки и попечительства информируют администрацию Детской деревни, что родители будут лишены родительских прав, и предлагают забрать ребёнка на воспитание до его переезда в детский дом или приют, чтобы потеря семьи переживалась им менее болезненно. Иногда администрация детских домов обращается к директору с просьбой взять в SOS-деревню их воспитанников, которые наиболее нуждаются в семейных условиях жизни. Для того чтобы ребёнок смог проживать и воспитываться здесь, директор Деревни становится опекуном детей – таков юридический порядок.

Как считает О.Н. Севрюк, в Детскую деревню попадают дети в основном из неблагополучных семей, получившие статус в результате лишения родительских прав родителей. Такие дети переживают двойную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьёй [].

Коридорная система превращает обычные детдома в казармы. По этой причине деревня состоит из нескольких домов-коттеджей. В домах есть необходимая мебель и бытовая техника, которые мама покупает сама. Это рождает у детей ощущение своего дома, а не казённого. Они включены во все процессы жизнедеятельности: уборку, приготовление продуктов питания и всего необходимого для дома. Семья живёт в атмосфере взаимной заботы. Старшие дети хлопочут о младших, передают им свой социальный и бытовой опыт. Большое внимание уделяется благоустройству территории деревни. Стало традицией проведение Дня посаженного дерева, когда каждая семья садит дерево и затем ухаживает за ним. Организуются семейные праздники, хотя есть и общедеревенские мероприятия, которые проводятся в уютном актовом зале.

Юные жители деревни имеют возможность получать полноценное образование. Дети посещают кружки, спортивные клубы, обучаются в музыкальной школе, посещают христианскую школу, где они знакомятся с учением Христа, но и стремятся проявлять любовь и сострадание, навещая больных в онкогематологической клинике. Воспитанники помогают больным сверстникам: читают книги, рисуют и играют с ними, дарят подарки, сделанные своими руками.

Ребята, проживающие в деревне, свободны в своём общении. Их навещают друзья и одноклассники, да и сами они часто ездят к ним в гости. Кроме этого, воспитанники деревни осведомлены о своём происхождении и о биологических родителях, навещают своих родственников (бабушек, дедушек, двоюродных братьев и сестёр), если сами этого хотят.

Июнь – трудовой период для всех детей деревни. Объектами трудовой деятельности являются спортивная и детская игровая площадки, мастерская, территория деревни, местные больницы. В июле – августе планируется реализация оздоровительных проектов: оздоровление воспитанников за границей, а также походы на плотах и байдарках, лесной лагерь и велопробег по территории Беларуси.

Если говорить о содержании жизни детей в Кобринской детской деревне, то следует сказать о том, что данное учреждение состоит из 15 домов-коттеджей, административного здания с актовыми и спортивными залами. На территории оборудованы спортивный городок и несколько игровых площадок, высажен сад. В здании офиса проводятся занятия кружков «Изостудия», «Тайский бокс», «Флористика», «Флородизайн», «Экотеатр». Воспитанники не изолированы от внешнего мира, а находятся в постоянном контакте с другими детьми и взрослыми, посещают детские сады школы города, спортивную и музыкальную школы, кружки в Доме творчества юных и городском Доме культуры, что помогает им развивать свой творческий потенциал, готовит к выбору профессии.

Детская деревня – это мир семьи, который даёт обездоленному ребёнку самое главное – дом, где есть мама, а в 4 семьях – и оба родителя. Преимущество детской деревни в том, что биологические братья и сёстры имеют возможность расти вместе в одной семье. Ощущение любви, защищённости помогает приобрести навыки, необходимые для нормальной жизни в обществе, освоить социальные роли.

Детская деревня – это сообщество взрослых и детей, которое учит жить и трудиться в коллективе и при этом признавать право любого человека на индивидуальность. 15 домов детской деревни живут общими интересами, делятся друг с другом своим опытом, оказывают взаимную помощь. Дети делают шаг в своём внутреннем развитии, когда они увлечены общим делом по благоустройству своего дома и территории, совместным трудом по заготовке овощей на зимний период.

Детская деревня – это мир природы. Окружающая красота – деревья, цветы, настоящий пони, сказочные скульптуры из дерева – развивает душу ребёнка, направляет личность на поиск гармонии, снимает психологическое напряжение, создаёт благоприятный фон для творчества и развития ребёнка. Дети вместе со взрослыми высадили более 600 деревьев: ели, сосны, дубы, ивы, берёзы, фруктовые деревья – и самостоятельно ухаживают за ними.

Благодаря сотрудничеству с Кобринским профессионально-техническим колледжем художественных промыслов Детская деревня украшена резными деревянными скульптурами. Конкурсы на лучший участок, лучшую клумбу приобщает детей к созданию прекрасного и как гордятся дети той красотой, которую создали своими руками.

Детская деревня – это творчество, которое способствует развитию активности детей в процессе проведения традиционных праздников: День Матери, День защиты детей, День рождения Детской деревни, Новый год, Рождественские встречи. В Деревне работает Клуб выходного дня «Маленькая леди». Сотрудники учреждения стремятся выявить способности каждого и дать возможность попробовать себя в различных кружках, которые работают в Детской деревне. Своими работами дети украшают дома, офис, радуют друзей. Для формирования у детей чувства прекрасного часто приглашаются артисты из Брестской филармонии, школы искусств, народные коллективы, организовываются поездки в театр.

Большое внимание уделяется сохранению здоровья детей. Они поступают в учреждение из неблагополучных семей, как правило, с ослабленным здоровьем. Дети регулярно проходят профилактические углублённые осмотры в детской поликлинике, и более 40% детей ежегодно оздоравливаются в белорусских санаториях: «Нёман-72» (Гродненская область), «Солнышко», «Случь», «Богатырь» (Минская область), а также в городских лагерях. Благодаря тесному сотрудничеству с фондами «Мир для детей», «Дерево жизни», «Белорусский фонд милосердия и здоровья» (город Минск), «Лига добровольного труда молодёжи» (город Могилёв) более 70 детей Кобринской детской деревни приглашаются на оздоровление в Италию.

Кобринская детская деревня является уникальным учреждением, её деятельность вызывает живой интерес у общественности. В деревне побывали волонтёры из Англии и Германии, представители различных общественных организаций, постоянно навещают шефы и руководители предприятий области и района.

По мнению директора Кобринской детской деревни А.С. Сапежинской, необходимо осуществить переход от стратегии государственного попечительства, что приводит детей-сирот к иждивенчеству, к стратегии государственной помощи, предлагая совместную ответственность государственных учреждений и самих выпускников за своё будущее. А помощь Детской деревни должна быть направлена прежде всего на то, чтобы создать ситуацию социального «лифта», который позволил бы сиротам войти в самостоятельную жизнь [].

По мнению Н.Н. Красовской, важную роль в деятельности деревни играет психолого-педагогическая поддержка, оказываемая специалистами. Ведь практически все воспитанники в той или иной степени испытывают материнскую депривацию, которая во многом обусловливает их психоэмоциональное развитие и сказывается на их здоровье, поведении и общении. «Семья» призвана компенсировать в определённой мере дефицит любви и удовлетворить потребность ребёнка в эмоциональной привязанности. Эту тяжёлую и не всегда видимую работу выполняют мамы. Следовательно, задача психолога заключается в том, чтобы, используя психологические методы, помочь ей лучше узнать своих воспитанников, разрешить и по возможности предотвратить конфликтные ситуации, создать тёплый микроклимат в семье, а также сохранить психоэмоциональное и психофизическое равновесие, избежать развития синдрома выгорания [].

В SOS-Детской деревне используется метод развивающего планирования, позволяющий понять ребёнка и обеспечить его всестороннее развитие, предоставить возможности для оказания поддержки и помощи ребёнку в повседневной жизни и реализовать их. С целью оказания помощи и сопровождения молодёжи в развитии социальных и практических навыков, выборе профессии, завершении учебной и профессиональной подготовки, трудоустройстве, успешной интеграции в общество за счёт своих сил и возможностей созданы молодёжные дома. Это следующая ступень сопровождения молодых людей. Здесь проживают и воспитываются выпускники SOS-Детской деревни, оканчивающие школу, обучающиеся в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях. Проживая в молодёжном доме, девушки и юноши имеют возможность приобрести профессию, дополнительную специальность, развить жизненно важные навыки и умения. Здесь все воспитанники могут получить педагогическую, психологическую и финансовую поддержку.

Как считает Е.А. Пронь, у ребят формируются и отшлифовываются взгляды на жизнь, отношение к людям и себе, манера поведения, вырабатывается уверенность в себе и закладываются навыки, необходимые для того, чтобы самостоятельно войти в будущее и стать полноценными членами общества. Они учатся брать на себя ответственность за других, за самих себя, свои поступки и собственную жизнь. Обычно ребята в Молодёжном доме живут не более четырёх лет. К этому времени они начинают самостоятельно зарабатывать и обеспечивать себя, получив профессиональное образование [].

В молодёжном доме осуществляется самостоятельный воспитательный процесс с сохранением постоянного тесного сотрудничества с SOS-Детской деревней. Процедура перевода в молодёжный дом стала хорошей традицией, приуроченной к празднику детской деревни, который ежегодно проходит в конце августа. Торжественность и теплота позволяют сделать церемонию посвящения в воспитанники молодёжного дома праздником, а вручение документа подтверждает их заслуженное право на перевод в это сообщество, даёт возможность для воспитанников SOS-Детской деревни почувствовать себя взрослыми и самостоятельными.

В SOS-Молодёжном доме продолжается работа по индивидуальному планированию начатая в SOS-Детской деревне. В планировании принимают участие воспитанник, SOS-мама, воспитатели и руководитель молодёжного дома, а также директор детской деревни и педагог-психолог. Поддержка инициатив молодых людей осуществляется через работу избирательного органа самоуправления – совет молодёжного дома.

С учебными заведениями, в которых обучаются воспитанники молодёжного дома, установлены контакты, идёт тесное сотрудничество в вопросах организации учебного процесса, его контроля и посещаемости занятий. Много внимания уделяется правовому просвещению, повышению психологической грамотности, поддержке и воодушевлению молодёжи на реализацию их собственных возможностей и внутренних сил. Данная работа проводится посредством индивидуальных встреч, образовательных и тренинговых программ [].

В SOS-Молодёжном доме существует замечательная традиция – тесное взаимодействие и сотрудничество с SOS-мамами и SOS-семьями воспитанников. Молодые люди систематически посещают свои SOS-семьи, поздравляют близких с праздниками, общаются и совместно принимают решения по жизненно важным вопросам.

Стали традиционными встречи воспитанников SOS-Молодёжного дома со старшими детьми из SOS-Детской деревни, которые готовятся к переходу в молодёжное сообщество. Молодые люди и воспитатели знакомят будущих воспитанников молодёжного дома с правилами проживания, проводят совместные мероприятия.

Трудовой лагерь традиционно функционирует в летние месяцы. В этот период планируется обустройство территории SOS-Детской деревни, работа на предприятиях, сельскохозяйственная деятельность воспитанников SOS-Молодёжного дома и старших детей деревни. По мнению Н.Н. Красовской, немаловажное значение имеет Программа жилищной поддержки для SOS-молодёжи, которая предполагает оказание помощи в приобретении собственного жилья. Основными условиями её практической реализации являются желание и активность воспитанника, который на протяжении как минимум двух лет ищет работу и сохраняет её; адекватное образование; наличие навыков ведения домашнего хозяйства; успешное полунезависимое проживание; хорошие рекомендации и личные сбережения.

На каждого воспитанника SOS-Молодёжного дома открыт личный счёт в банке целью накопления денежных средств на строительство, приобретение или ремонт жилья в будущем (по окончании учебного заведения) [].

Для воспитания и формирования личности каждого ребёнка решающее значение имеет влияние SOS-матери, тесная внутренняя связь с ней ребёнка. В детском возрасте мама является незаменимым для ребёнка человеком, в то время как отцовские функции без особого труда могут выполнять люди, находящиеся вне SOS-семьи. Отцовские обязанности распределены между сотрудниками мужского пола. В первую очередь, это директор – опекун детей, назначенный государством. Мужское начало в процессе воспитания обеспечивается также за счёт мужчин-педагогов, мастера Детской деревни, двух его помощников, биологических родственников детей.

Таким образом, так называемый отказ от отцовства не означает, что вся ответственность за состояние воспитательной работы возложена на SOS-мам, а мужской фактор из процесса воспитания исключён. Ведь общеизвестно, что влияние отца на воспитание ребёнка в раннем возрасте незначительное, однако позднее оно становится всё более необходимым как естественное и очевидное дополнение к материнским заботам. Воспитание детей осуществляется до тех пор, пока они не станут самостоятельными и независимыми, то есть получат образование, профессию, первое рабочее место и жильё [].

Структура воспитательного процесса включает следующие этапы: 1 – SOS – Детская деревня; 2 – SOS-Молодёжный дом; 3 – полусамостоятельное проживание молодёжи; 4 – внесемейная поддержка. Эта структура ориентирована на реальное развитие ребёнка с момента приёма его в SOS-Детскую деревню и до вступления в самостоятельную жизнь. Ребёнок (подросток) должен развиваться всесторонне. Его способности, таланты изучаются и поддерживаются на основе индивидуального перспективного планирования. Для этого в каждом конкретном случае определяются цели воспитательного процесса, исходя из текущего состояния развития ребёнка, а также план действий для достижения этих целей. Их реализация находится в компетенции SOS-мамы. Вопросы, связанные с развитием ребёнка, периодически обсуждаются директором деревни с SOS-мамой и педагогами. Важными целями воспитания являются постепенное принятие ребёнком (подростком) ответственности как за себя, так и за других, а также формирование положительной установки относительно значения профессии и работы в жизни человека, развитие самостоятельности. Реализация этнх целей происходит на двух уровнях: на уровне SOS-семьи и на уровне SOS-Детской деревни [].

Идеи Германа Гмайнера нашли полную поддержку и понимание в Беларуси. 15 лет назад была создана и сегодня активно развивается общественная организация «Белорусский фонд SOS-Детская деревня», ею реализуются 7 гуманитарных проектов:

- SOS-Детская деревня Боровляны (1995 год);

- SOS-Детская деревня Марьина Горка (2002 год);

- SOS-Молодёжный дом 1 (1999 год);

- SOS-Молодёжный дом 2 (2004 год);

- SOS-Социальный центр матери и ребёнка имени Германа Гмайнера (1996 год);

- SOS-Компьютерный класс (2002 год);

- SOS-проект «Раннее предотвращение социального сиротства» (2004 год).

Приняв за основу своей работы концепцию «SOS-Детских деревень», эта организация первой в Беларуси воплотила в жизнь долгосрочную опеку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. «SOS-Детские деревни» – это одна из альтернативных действенных форм защиты и охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Хельмут Кутин, который с 1985 года возглавляет Международную SOS-организацию и является преемником Германа Гмайнера, говорил в отношении проекта Детских деревень SOS: «В мире нет ничего законченного: всё развивается. Но я лучших решений, воплощённых в жизнь, не видел» [].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: