В 1653 г. началось проведение церковной реформы.




Полки «нового строя».

События нач. 17 в. продемонстрировали серьезные недостатки дворянского ополчения – слабую дисциплину и плохую управляемость. Дворяне не знали строя, не умели по команде выполнять маневры, вести залповый огонь.

В связи с этим было решено создать полки «иноземного (или нового) строя) – солдатские (пешие), рейтарские (конные), драгунские (воюющие как в пешем, так и в конном строю). Они получали денежное жалованье, оружие, форму. Командирами этих полков обычно были иностранные офицеры.

Создание новых полков наталкивалось на 2 препятствия:

- казна не имела средств для постоянного финансирования новых воинских формирований, - в России было не так много свободных людей, пригодных для службы в армии.

Народные волнения.

1. Соляной бунт, 1648. Вечная нуда в деньгах порой толкала правительство на рискованные новшества. В 1646 г. было решено увеличить пошлины на соль. Соль резко вздорожала. Беднота оказалась не в состоянии покупать соль по новым ценам. В 1648 в Москве вспыхнул бунт, вызванный налогом на соль. Многие авторы этой идеи поплатились за это жизнью. Бунт утихомирили, налог отменили.

2. Хлебный бунт. В то время Московское государство было обязано поставлять в Швецию большое количество зерна, с момента заключения Столбовского мира 1617 г. В 1650 г. спекуляция на хлебную продукцию ярче всего выражалась именно в Пскове, в результате чего малоимущие жители города (торговцы, ремесленники и стрельцы) стали в открытую бунтовать: массово уничтожались дома знатных людей, богатых торговцев, а также представителей духовенства. Также были помещены под стражу посланники шведской короны, которые в тот момент находились в Пскове. Москва в ответ направила войска. Царские войска простояли три месяца под городом, не в силах его захватить. Однако восстание Пскова было все же подавлено изнутри. В городе вновь захватили власть богатые горожане, и когда московская делегация прибыла в город, бунт уже фактически был прекращен. Московские власти захватили зачинщиков бунта, подвергли их жестоким пыткам, а затем сослали.

2. Медный бунт, 1662. Очередная финансовая авантюра произошла в 1656 г. Шла война с Речью Посполитой, требовались деньги. Царю предложили приравнять медные деньги и серебряные: стали печатать медные и серебряные рубли. Но медь и серебро имеют разную стоимость. Жалованье платили медными деньгами, а налоги требовали серебряными деньгами, торговцы тоже не желали брать за свой товар медь. В 1662 г. в Москве вспыхнул Медный бунт. Его подавили, медные рубли чеканить перестали.

3. Восстание Степана Разина, 1670-71 гг. Причиной восстания, как и многих других народных волнений, стало ухудшение положения народа:

- в результате принятия Соборного Уложения 1649 г., которое оформило крепостное право, - многочисленные налоги, - частые войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством. - расслоение казачества не бедных и богатых, - формальным поводом к выступлению стало стремление правительства ограничить волю донских казаков, ликвидировать принцип «с Дона выдачи нет».

Лидером восстания стал Степан Разин донской казак, умный, инициативный, смелый, жестокий. Участвовал в казачьих походах «за зипунами», с целью грабежа. Ходили по Волге, Яику (р. Урал), Каспийскому морю, грабили торговые караваны русских и иранских купцов, грабили прибрежные поселения Персии (Ирана). В 1670 г. Разин организовал поход по России. Он рассылал «прелестные письма» - от слова «прельщать», т.е. призывать к бунту. Восстание произошло в 1670-71 гг. Историки называют его 2-ой крестьянской войной. Восстание охватило Дон, Поволжье. Основной силой были казаки, участвовали крестьяне, посадские люди. Разин захватил Царицын (Волгоград), Саратов, Самару, Астрахань. Правительство двинуло против мятежников значительные силы. В 1671 г. под Симбирском (Ульяновск) Разин был разбит. Богатые донские казаки, не участвовавшие в восстании, выдали Разина властям. Он был привезен в Москву, где был казнен.

Причины поражения восстания:

- стихийность и неорганизованность, - отсутствие программы – что будет в стране, если победим, - плохое вооружение, - кроме казаков остальные участники восстания не были знакомы с военным делом, - противоречия в среде восставших, - монархические иллюзии простого народа: это бояре и дворяне плохие, а царь хороший и добрый.

Церковный раскол.

В 1653 г. началось проведение церковной реформы.

За время существования христианства на Руси в богослужебных книгах при переписке появилось много ошибок и неточностей. Русские богослужебные книги и церковные обряды не всегда соответствовали аналогичным в греческой православной церкви.

Причины церковной реформы:

· образование единого русского государства требовало, чтобы русская православная церковь соответствовала этому статусу,

· после принятия в состав России украинских земель, усиление связей с южнославянскими народами требовало единообразия церковных книг и ритуалов,

· рукописный характер большинства церковных книг,

· множество ошибок, разночтений и искажений в церковной литературе.

Инициатором реформы был патриарх Никон.

Патриарх Никон (в миру Никита Минов) – русский патриарх в 1652-67 гг. родился в семье мордовского крестьянина, принял постриг в Соловецком монастыре. Его отличали решительность, жесткий характер, ум и фанатичная вера. При царе Алексее Михайловиче, который тоже отличался большой религиозностью, сложился «Кружок ревнителей благочестия». Именно там зародилась идея церковной реформы.

Острые споры вызывал вопрос, что должно быть образцом при исправлении церковных книг. Никон считал, что за образец следует брать существующие греческие богослужебные книги. Другой член «Кружок ревнителей благочестия» протопоп Аввакум Петров считал, что за образец следует древнерусские (византийские) книги. В 1653 г. Никон начал реформу церкви, взяв за образец существующие книги. Реформа не затрагивала никаких религиозных православных догматов, изменились лишь книги, иконы, некоторые обряды.

Но значительная часть русского населения восприняла реформы Никона как посягательство на вековые традиции. Церковь раскололась на никониан – сторонников реформы (большая часть верующих) и старообрядцев – противников реформы. Лидером старообрядцев стал протопоп Аввакум, человек не менее фанатичный, чем Никон. Старообрядцы прятали «неправильные» иконы и книги. Светские и духовные власти преследовали их, называли их раскольниками. Старообрядцы (раскольники) – ревнители старой веры бежали в леса, труднодоступные места, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признал реформу Соловецкий монастырь, там началось восстание, монастырь находился в осаде в 1668-76 гг., но восстание было подавлено.

Старообрядцы не расходились с официальной церковью ни в одном догмате. Поэтому они были раскольниками, но не еретиками. Церковный собор 1666-67 гг. предал раскольников проклятию (анафеме). Старообрядцы не признавали официальную православную церковь. Раскол не преодолен до сих пор.

Протопоп Аввакум в результате преследований погиб. Никону проведенной реформы оказалось мало. Он считал, что церковь стоит выше государства. Он хотел иметь власть большую, чем та, которой обладал царь. Терпение «тишайшего» царя было не безграничным. Претензии Никона привели к ссоре с Алексеем Михайловичем. Это привело к тому, что Никон потерял сан патриарха. Он был сослан в Соловецкий монастырь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: