Четвертый пункт: Акыка (Жертвоприношение за новорожденного)




Это: животное, которое приносят в жертву за новорожденного.

И Имам аш-Шафии (да будет доволн им Аллах и да помилует его) считали нежелательным называть этот процесс "аль-'акыка", потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) считал нежелательным дурное предзнаменование. Напротив, этот процесс называют "закланием" или "жертвоприношением".

Сказал аш-Шихаб ибн Хаджар в "ат-Тухфа":

وهذه الكراهة ليست شرعية لصحة ذكر العقيقة في الأحاديث، بل هي كراهة أدبية لإشعاؤ لفظ العقيقة بالعقوق. وعليه فينبغي التنزه عن التلفظ بما لا ينبغي.

И эта нежелательность не является канонической - ввиду того что слово "аль-Акыка" действительно упоминается в хадисах - однако, это нежелательность вызванная нормами этики, ввиду того, что слово "аль-Акыка" наталкивает на слово "аль-Укук" (непокорность). И, ввиду этого, необходимо остраняться от произнесения того, что не следует произносить.

И привел аль-Бейхакы в своей книге "ас-Сунан аль-Кубра":

أن النبي - صلى الله عليه وسلم - سئل عن العقيقة فقال: (لا يحب الله العقوق) - كأنه كره الاسم - وقال: (من ولد له ولد فأحب أن ينسك عنه، فلينسك عن الغلام شاتان متكافئتان وعن الجارية شاة).

Что Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили об «Акыке» и он сказал: «Аллах не любит непокорности (аль-Укук) – словно ему не понравилось такое название. И сказал: Тот, у кого родится ребенок и он захочет принести за него жертву, то пусть принесет в жертву за мальчика две одинаковых овцы, а за девочку – одну овцу.

И слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): (متكافئتان) означают (متساويتان) т.е две одинаковых, и это слово – с кясрой над «фа» и «хамзой» после нее, как об этом сказал ан-Навави в «аль-Маджму’».

Основа - в законности "Акыки".

"Акыка" за новорожденного узаконена достоверными хадисами, из числа которых:

То, что аль-Бухари привел от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал:

مع الغلام عقيقة, فأقريقوا عنه الدم وأميطوا عنه الأذى

«Акыка» следует вместе с рождением ребенка, так пустит же за него кровь, и удалите от него вред.

И из числа этого: то, что привел ат-Тирмизи от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

الغلام مرتهن بعقيقته، تذبح عنه يوم سابعة، ويحلق رأسه، ويسمى. قال: حسن صحيح.

«Мальчик – заложник своей «акыки». За него приносят жертву на седьмой день, бреют ему голову и дают имя».

Сказал ат-Тирмизи: Хороший, достоверный хадис.

И смысл слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)
(مرتهن بعقيقته) т.е "заложник своей акыки": что он не сможет заступиться за своих Родителей, как об этом сказал Имам Ахмад (да помилует его Аллах), и его точку зрения поддержал аш-Шихаб ибн Хаджар в "ат-Тухфа" и сказал:

(قال الخطابي وهذا أحسن ما قيل فيه، واستبعده غيره، وهذا لا بعد فيه; لأنه لا مدخل للرأي في ذلك فاللائق بجلالة أحمد وإحاطته بالسنة أنه لم يقله إلا بعد أن ثبت عنده توقيف فيه لا سيما نقله الحليمي عن جمع متقدمين على أحمد) اهـ.

Сказал аль-Хаттаби: И это – лучшее, из сказанного на этот счет. И другие посчитали это утверждение далеким от реальности, тогда как это не является таковым; Потому что этот вопрос – не место для личный мнений на этот счет, и более подобающим для почтенности Ахмада и охвата им Сунны является сказать, что он не сказал этого кроме как после того, как получит достоверное заключение на это. В особенности, аль-Хулейми передал это от группы живших до Ахмада. Конец цитаты.

 

 

И мудрость "акыки" - как об этом сказали ученые - выявление радости и счастья появлению на свет новорожденного и распространение его рода/родословной.

Каноническое положение "Акыки".

И в отношении этого есть несколько пунктов.

Первый: Ранее мы уже узнали об узаконенности "акыки", и согласно нам (Шафиитам) она является желательной, а не обязательной. И это - мнение большинства Ученых из числа сподвижников и таби'инов (их последователей). И это - ввиду наличия хадиса Абу Дауда:

من أحب أن ينسك - بضم السين - عن ولده فليفعل

Тот, кто пожелает принести жертву - с «доммой» над буквой «син» - за своего ребенка, то пусть сделает это.

Сказал Имам аш-Шафи'и:

(أفرط في العقيقة رجلان: القائل بالوجوب والقائل بالبدعة) اهـ.

Чрезмерство в отношении «акыки» проявили два человека: считающий это обязательным и считающий это нововведением. Конец цитаты.

Я [Амджад Рашид] сказал: Считающий это обязательным это аль-Хасан аль-Басри и Давуд аз-Зохири, а считающий это нововведением: Имам Абу Ханифа, да помилует Аллах их всех. И в отношении их позиции доводов является то, что предшествовало из числа Хадисов относительно узаконенности и желательности акыки.

Второй: "Акыка" является Сунной для мальчика и девочки, согласно основополагающему мнению, ввиду хадисов, которые ясно упоминают девочку, подобно следующему хадису от госпожи 'Аиши (да будет доволен ею Аллах), и привели аль-Баззар и Абу-ш-Шейх от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал:

إن اليهود تعق عن الغلام كبشًا، ولا تعق عن الجارية، فعقوا عن الغلام كشبين وعن الجارية كبشًا.

Поистине, иудеи приносят в жертву за мальчика – барана, и не приносят жертвы за девочку. Так приносите же в жертву за мальчика – двух баранов, а за девочку – одного.

Третий: Сказал Имам ан-Навави в «аль-Маджму'»:

(فرعٌ) فعل العقيقة أفضل من التصدق بثمنهاعندنا، وبه قال أحمد وابن المنذر. اهـ.

(Второстепенный пункт): Совершение «акыки» лучше чем раздача милостыни соразмерной ее цене, согласно нам. И в соответствии с этим мнением высказался Имам Ахмад и ибн аль-Мунзир. Конец цитаты.

Численность "акыки".

И относительно этого есть несколько пунктов.

Первый: Является желательным принести в жертву за мальчика двух овец, а за девочку - одну овцу; Согласно тому, что привел Абу Давуд от 'Аиши (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: أمرنا رسول الله - صلى الله عليه وسلم - أن نعق عن الغلام بشاتين متكافئتين، وعن الجارية بشاة

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел нам приносить в жертву за мальчика двух овец, а за девочку - одну.

Второй: Если ограничиться принесением в жертву одного барана за мальчика - этого будет достаточно для выполнения акыки; Согласно тому, что привеи Абу Давуд и аль-Бейхакы от Ибн 'Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими): أن رسول الله - صلى الله عليه وسلم - عق عن الحسن كشبًا، وعن الحسين كشبًا

Что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принес в жертву за аль-Хасана - одного барана, и за аль-Хусейна - одного барана.

Третий: Если человек принесет в жертву за семерых детей корову или верлюдицу [а именно словом بدنة называют верблюдицу или корову приносимую в жертву в Мекке] - то этого будет достаточно. И разрается семи людям соучавствовать в "акыке" выражающейся в принесении в жертву коровы или верблюдицы, без разницы: хотели ли они все совершить "акыку" или же часть из них хотела совершить "акыку", а часть хотела мяса, также как и в случае жертвоприношения.

Четвертый: Наши ученые разошлись относительно принесения в жертву одной овцы вместе с намерением как на "акыку" так и на жертвоприношении вместе: является ли это достаточным или нет? И аш-Шихаб Ибн Хаджар и сказал: ولا يحصل له واحدة منهما И у него не засчитывается ничего из этих двух. И дозволил это аш-Шамс Мухаммад ар-Рамли и сказал: ويحصل له بذلك الأضحية والعقيقة И у него засчитывается и "акыка" и жертвоприношение таким путем. И в этом мнении есть облегчение.

И Имам аль-Баджури, да помилует его Аллах, последовал мнению ар-Рамли в дозвоенности принесения в жертву одной овцы за нескольких детей, однако, то, о чем явно высказался Имам ан-Навави в "аль-Маджму'" - что "акыка" не засчитывается таким путем, и цитата выглядит так: (ولو ولد له ولدان فذبح عنهما شاة لم تحصل العقيقة) И если у него родятся два ребенка, и он принесет в жертву за них обоих одну овцу - "акыка" не будет засчитана. Конец цитаты.

И это - основолагающее мнение; А то, что сказал аль-Баджури - это его исследование данного вопроса, расходящееся с переданным от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и собственное исследование не отменяет переданного текста, как об этом явно высказались ученые.

Пятый: Животное для "акыки" приобретается за счет денег, которые расходуются на ребенка или же ее, в качестве подношения, приобретает другой человек. И не допускается приобретать ее за счет имущества ребенка, потому что это Сунна, и это относится к разделу добровольно совершаемых [не обязатеьных] поступков, а в добровольно совершаемых поступках не разрешается использовать имущество маленького ребенка.

Время совершения "акыки"

И относительно этого есть несколько пунктов.

Первый: является желательным принести жертву за ребенка после того, как он окончательно будет отделен [от чрева матери], даже если он умрет после рождения. И если тот, кто обеспечивает новорожденного будет способен сделать это материально, то это будет для него желательным.

Второй: Ученые разошлись относительно случая: "Если животное будет принесено в жертву, после того, как будет достигнута убежденность что ребенок находится в чреве матери, однако это будет сделано до того, как он отделится [от него]. Будет ли это засчитано или нет?". И то, чего придерживается наибольшее количество ученых - что этого недостаточно. А аш-Шихаб Ибн Хаджар в "ат-Тухфа" склонился к мнению о том, что суть Сунны [т.е акыка] достигается таким путем; Он сказал: (والمدار على علم وجود الولد وقد وجد) И главную роль здесь имеет наличие знания о существовании ребенка, и то, что ребенок существует - было установлено.

Третий: Является желательным принести в жертву "акыку" на 7-й день с рождения ребенка. И день рождения считается как входящий в число этих семи. И если "акыка" не будет совершена на 7-й день, то будет совершена в 14-й, иначе же в 21 итак далее, по неделе. И если человек не будет соблюдать этот порядок [т.е отсчитывать по неделе] - то в этом нет проблем.

Четвертый: Тому, за кого не была принесена жертва, до наступления совершеннолетия, желательно после достижения совершеннолетия принести жертву за себя самого.

Характеристики животного, используемого для "акыки".

Необходимо, чтобы у животного, используемого для "акыки" присутствовали полноценно условия, предъявляемые к животному, которого приносят в жертву [удхия] с точки зрения вида животного, его возраста и характеристик.

Что касается вида животного, то это должно быть "скот", то есть: верблюд. корова и баранта (овцы и козы).

И не засчитывается "акыка" - как и жертвоприношение - чем-то кроме скота, без разногласия. Подобно тому, как сказал Имам ан-Навави в "аль-Маджму'". И в субкомментариях выдающегося ученого Ибрахима аль-Баджури имеются следующие слова:

أن شيخه كان يفتي الفقراء بذبح الديك عقيقة وأن العلامة الميداني من متأخّري أئمتنا كان يفتي بهذا ويقول: إنه مذهب سيدنا ابن عبّاس رضي الله عنه

Что его шейх выносил решение о том, что беднякам допустимо совершать "акыку" принося в жертву петуха, и что выдающийся Учёный аль-Майдани - из числа наших поздних имамов - выносил решение в соответствии с этим мнением, и говорил: Это - методология нашего господина ибн 'Аббаса (да будет доволен им Аллах)

 

Я [Амджад Рашид] сказал: Это понимается в соответствии с тем, что посредством абсолютно любой формы принесения в жертву [даже] того, что не является скотом достигается благодать.

А что касается именно проистечения "акыки" так, что спадает необходимость ее совершить - то этого не случается [т.е это не не снимает необходимости ее совершить].

А если же автором подразумевалось именно это [что даже принесение курицы в жертву засчитывается как "акыку"] - то это опровергается словами ан-Навави, на которые мы указали ранее, касаемо отсутствия разногласия относительно того, что не засчитывается жертвоприношение чем-то кроме скота.

И утверждено, что "акыка" вбирает в себя канонические постановления касающиеся жертвоприношения, за исключением небольшого количества канонических норм, которые ученые исключили оттуда, и это не относится к данному случаю.

А то, что было упомянуто от ибн 'Аббаса - быть может это то, что не было достоверным, а если и будет достоверным, то это понимается в том ключе, что мы упомянули ранее [что речь идет о том, что любое жертвоприношение несет в себе благодать], и Аллах - знающий.

Что касается возраста, то это: один год для овец, два года для козлов и коров, пять лет для верблюдов.

А что касается характеристик, то необходимо, чтобы в животном отсутствовали недостатки, подобно болезни, хромоты, кривизны, слепоты.

Желательные моменты в жертвоприношении.

И относительно этого есть несколько пунктов.

Первый: самое лучшее это принесение "акыки" в жертву после восхода солнца.

Второе: во время принесения в жертву желательно сказать (Бисмиллях, ва-Ллаху Акбар. Аллахумма ляка ва иляйка, Аллахумма хазихи 'акъикъату фулян) т.е "С именем Аллаха. И Аллах - Велик. О Аллах это ради тебя и Тебе. О Аллах, это - 'акыка [такого-то, назвать имя]".

Третье: Является желательным не ломать кости 'акыки, ввиду запрета этого Пророком (да благословит его АЛлах приветствует), как это будет упомянуто вскоре; и ввиду надежды на благо в виде сохранении Всевышним в безопасности органов новорожденного; Так, пусть совершающий "акыкку" отделяет каждый орган от сухожилия. А если же он сломает его, то это не будет считаться нежелательным (макрух), а напротив, будет расхождением с более предпочтительным (хиляфу-ль-авля).

Четвертый: Является нежелательным пятнать голову новороженного кровью животного, приносимого в жертву в формате "акыки". Потому что это относится к поступкам времен Невежества (Джахилиййи), и является желательным намазать его голову шафраном и чем-то подобным из благовоний.

Форма распределения и употребления в пищу "акыки".

И относительно этого есть несколько пунктов:

Первый: Если "акыка" была совершена ввиду обета о том, что человек совершит ее -то является запрещенным есть ее. Напротив, обязательно раздать ее в качестве милостыни нуждающимся, целиком. А что касается "акыки" которая является желательной, на совершение которой человек не давал обета, то является обязательным раздать ее часть - даже если она будет небольшой - подобно жертвоприношению, а остальное дозволяется есть. Однако, наиболее лучшим является подарить часть из нее нуждающимся и бедняам, принести им ее, а не звать их к сеебе. Однако, если он приготовит ее и позовет их к себе - это будет дозволено. И нуждающиеся и бедняки должны быть из числа мусульман, подобно ситуации с жертвоприношением.

Второй: Является желательным приготовить мясо "акыки" вместе с чем-то из сладостей, подобно изюму и меду, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) любил сладости и мед, как это пришло в достоверном хадисе, и также ввиду благого предзнаменования на то, нравы новорожденного будут так же сладки.

Третий: является желательным отдать правую ногу животного до начала бедра [не включая бедро], и чтобы она была сырой, принесенного в жертву как "акыка", акушерке. И если он даст ей левую ногу, то Сунна будет исполнена, однако правая - лучше. Так вот, привел аль-Бейхакы в своей книге "ас-Сунан аль-Кубра" что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) касаемо "акыки" которую совершила Фатыма за аль-Хасана и хусейна (да пребудет над ними мир) сказал:

أن ابعثوا ،لى القابلة منها برجل، وكلوا وأطعموا، ولا تكسروا منها عظمًا

Отправьте повитухе ногу от "акыки", ешьте сами, кормите других, и не ломайте ее кости.

И мудрость в этом: благо предзнаменование в том, что новорожденный будет жить и ходить на своих ногах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: