Тема: ЛИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМА. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Цели:формирование представления оспецифике социологического изучения личности; анализ процесса становления личности; характеристика социокультурных ориентаций современной молодёжи.
Задание: Разделившись на 3 подгруппы (по количеству вопросов, выносимых на семинар), выполните задания по своему вопросу плана.
План:
1. Теории развития личности
2. Социальный статус и социальная роль
3. Социализация личности
ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ
1. Марксистская теория рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения. При этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.
Какие из нижеперечисленных суждений о личности характеризуют ее общечеловеческие, национальные, классовые, индивидуальные качества?
· Бедность – не порок;
· что хочу, то ворочу;
· кто не отомстил за смерть родственника, тот не мужчина;
· старших надо уважать;
· на добро надо отвечать добром;
· джентльмен должен держать слово.
2. В рассказе А.П. Чехова «Пассажир 1-го класса» герой, инженер, построивший за свою жизнь много мостов, автор технических изобретений, возмущается тем, что его имя неизвестно публике: «Пока живу, я построил на Руси десятка два великолепных мостов, соорудил в трех городах водопроводы, работал в России, в Англии, в Бельгии... Во-вторых, я написал много специальных статей по своей части... я нашел способы добывания некоторых органических кислот, так что имя мое вы найдете во всех заграничных учебниках химии».
|
Далее инженер возмущается тем, что его любовница, местная певичка, пользуется широкой известностью, хотя она – «девчонка пустая, капризная, жадная, притом еще и дура». И рассказывает случай: «Помню, происходит у нас торжественное открытие движения по вновь устроенному мосту. Ну, думал, теперь публика на меня все глаза проглядит. Куда бы спрятаться? Но напрасно, сударь мой, я беспокоился». Герой не привлек внимания публики. «Вдруг публика заволновалась: шу-шу... Лица заулыбались, плечи задвигались. Я подумал, что они меня, должно быть, увидели. Как же, держи карман!». Оживление публики было вызвано появлением... певички.
Как объяснить подобную реакцию публики при помощи статусно-ролевой теории личности?
3. Теория зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид) понимает личность как совокупность отражений реакций других людей. Самосознание личности развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучается смотреть на себя глазами других людей. Объясните при помощи данной теории поведение героев.
В Одессе, на Привозе у входа, в самом зловонном месте, растерянно стоял сельский гражданин. В немыслимых полосатых штанах с мотней у колен, в крапчатом пиджаке на вырост, лоснящимся от огородной грязи, в соответствующей костюмному ансамблю кепке набекрень. Растерянно рылся в карманах, искал чего-то. Выворачивая, извлекал на свет божий их содержимое: грязные тесемки, базарные квитанции, огрызки бублика, носовой платок, которым, должно быть, обтирал и сапоги. И вдруг – засаленную лохматую колоду карт и стопку, толстенную стопку разнокалиберных грязных купюр. Извлеченные вещи наивно и доверчиво держал пока в руке.
|
– Что, батя, посеял? – сладко посочувствовал возникший подле гражданина один из хозяев этого не самого уютного места под солнцем.
– Шо? – отозвался батя, не прерывая поисков.
– О, карты, что ли? – изумился вроде сочувствующий.
– Ну.
– Ты шо, батя, в карты играешь? – явно подхалимажно сбился на сельский говор подошедший.
– Да, играю, – доверчиво, как соседу через плетень, подтвердил гражданин.
Что тянуть. Заманил этот привозный подхалим мужичка в игру. Мужичок его и нагрузил на восемнадцать штук. И пришлось платить. Потому как кличка у мужика была Маэстро. (Из книги Ю.В. Щербатых «Искусство избегать обмана», 1999).
4. Объясните при помощи психоаналитической теории З.Фрейда, поведение генерала А. Лебедя (из интервью в журнале «Обозреватель», 1994, № 9, с. 11).
Корреспондент: Вам приходилось иметь дело с толпами разных национальностей. В чем разница между восточной толпой и российской?
Александр Лебедь: Наша чуть медленнее собирается.
Корр.: Как следует вести себя с толпой?
А.Л.: Беспредельно нагло… По-другому – бесполезно. Хотите пример?
Корр.: Естественно…
А.Л.: В Тбилиси собирается толпа и гундит: «Вот, ваш десантник бежал за старушкой три километра и лопаткой ее зарубил!». Я говорю: «Будем орать или поговорим? Если орать, я ухожу». – «Ну, давай поговорим». – «Тогда у меня три вопроса. Первый: что это была за бабка, которая смогла пробежать три километра? Второй: что это был за десантник, который три километра бабку догнать не мог? И самый главный вопрос, уважаемые грузины: как это среди вас не нашлось мужчины-воина, который бы заступил дорогу этому негодяю?».