1. Определите, к какому виду статусов (социальному, личному, достигаемому, приписываемому, смешанному) принадлежат следующие позиции: безработный, жадина, инвалид, домохозяйка, эмигрант, чемпион мира, член профсоюза, теща, православный, руководитель завода, школьник, китаец, наркоман, душа компании, сестра, трус, эгоист, турист, мачеха, американец, детдомовец.
2. Проверьте на совместимость статусов следующие ситуации:
- депутат выполняет функции министра;
- представитель власти входит в преступную группировку;
- врач выполняет функции судьи;
- выпускник инженерного вуза работает юристом;
- домохозяйка работает врачом;
- студент баллотируется в мэры;
- священник участвует в выборах в Национальное Собрание.
3. Ниже приведены примеры статусных наборов. В каждом случае надо решить, могут ли они принадлежать одному человеку (дать разъяснения):
- директор банка, научный сотрудник, депутат, рабочий;
- председатель профкома, мужчина, инженер, член общества филателистов, спортсмен-любитель, русский;
- женщина, мать, сестра, врач, москвичка, беженка;
- школьница, дочь, выпускница, спортсменка, подруга;
- священник, православный, мужчина, русский, аристократ, музыкант.
4. Как известно, одежда такой же социальный символ, как речь или поведение. У нее три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстрационная функция. В различные эпохи правила приличия были разными, но основной принцип оставался неизменным: чем более пуританским является общество, тем тщательнее прячется тело. Когда-то в Англии считалось непристойным даже произносить слово «нога», а ножки рояля закрывались чехлами.
Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук – показатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность владельца к той или иной социальной группе. В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко.
|
В Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального класса. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше его по социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов.
В XVIII веке демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские джентльмены для удобства надевали фраки и цилиндры – именно это одеяние стало позже ассоциироваться с досугом и возможностью не работать. Постепенно «джентльменский» спортивный костюм превратился в костюм высшего света.
В последние годы наметилась обратная тенденция. Современное общество все более напряженно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса демонстрировать свой статус как-то иначе. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных «низов». (Моррис Д. Одежда и социология).
Подумайте, какие статусные различия в одежде существуют в современном обществе.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
|
1. Используя знания о социализации личности, объясните причины ассоциаций в пословицах:
· «с волками жить – по-волчьи выть»;
· «попал в стаю – лай, не лай, а хвостом виляй»;
· «с кем поведешься, от того и наберешься»;
· «с собакой ляжешь – с блохами встанешь».
2. В романе «Собачье сердце» М. Булгаков описывает процесс превращения собаки в человека, сначала физический (после операции на мозге), а затем социальный, названный очеловечиванием. Социологи назвали бы этот процесс социализацией.
Определите, в чем состояла эта социализация: как усваивались культурные и социальные нормы поведения? Почему медицинское превращение оказалось успешным, а социальное – полным провалом? Ведь Шариков хорошо аргументирует свою речь, знает о правах человека, кровнородственных отношениях и прописке. Может быть, это и не был провал? Ответ аргументируйте.
3. Существует мнение, что одна из единых функций социализации во всех обществах – «остановить молодежь». Дело в том, что первоочередная цель сообщества людей – поддержание существующего положения вещей, а потом лишь – развитие. Но вот проблема: школу, вуз ежегодно заканчивают миллионы амбициозных молодых людей…
Оказывается, задача «приостановить нахальную молодежь в развитии» гениально решается еще до ее рождения – молодым людям устраивают «сшибку нервных процессов» по Павлову. С юных лет, через обучение, СМИ, массовое искусство идет постоянное внушение, что, когда молодой человек вырастет, то будет: работа – интересная и высокооплачиваемая; жилье, куда можно просто пригласить друзей; с родителями можно нормально поговорить, посоветоваться, а бабушка и дедушка – просто мудрые люди; супруг(а), как минимум, понимающий.
|
А на деле получается, что в профессию, уже во взрослом состоянии, приходиться входить «с нуля». И достойное человека жилье – проблема. А межличностному общению, тем более в семье, ни в школе, ни в вузе не учат. И реальные друзья – подводят. И не понятно «кто должен любить»... И до тридцати, сорока лет человек будет ходить «по кругу», не особо развиваясь, а пытаясь совместить внушенное с детства и реальность. Признаем: совместить внушенное и реальность почти невозможно. Но возможно сделать человека более управляемым.
Хотите пример? Пожалуйста! Жизнь в хронический кредит. То есть, молодой человек не в состоянии сразу оплатить дом, машину и т.п., но должен их иметь, ибо это престижно, сказывается на общественном и профессиональном статусе. А к старости – что ж, к безопасной для общества старости кредит будет выплачен. Правда, новое поколение тоже будет уже в новых долгах...
Вы согласны с подобным мнением? Аргументируйте.
4. Исследователи из Института демографии Макса Планка в Германии установили, что через несколько лет после начала полового созревания мальчики имеют особенно высокие шансы погибнуть. Доведенные до крайностей бушующими гормонами, они начинают рискованно себя вести, ввязываться в конфликты и совершать безумства. Так было в доисторические времена, и цивилизация мало что изменила. Разве что теперь они погибают на 4 года раньше.
Исследовав данные о смертности юношей в Европе за последние 250 лет, ученые выяснили, что пик смертности «отъезжает» в череде поколений на все более ранний возраст, из чего делается вывод о том, что и половое созревание наступает раньше – на 2,5 месяца за каждые 10 лет.
«Быть 18-летним сегодня – это то же самое, как быть 22-летним в 1800 году», – объясняет демограф Джошуа Гольдштейн. «Вообще, это естественная вещь. Биологи знают, что изобилие, хорошее питание, отсутствие болезней являются сигналом для более раннего развития. Считается, что в дикой природе это такой способ усилить размножение: раз условия позволяют, можно раньше начать рожать и родить больше потомков».
А вот что кажется удивительным, так это то, как мало цивилизация влияет на сам факт такого «горбика» на кривой смертности. Считается, что после первых пяти лет жизни человек уже мало подвержен тем факторам риска, которые определяют детскую смертность, а до старческой смертности ему еще далеко. Речь идет о молодых мужчинах в самом расцвете сил, да еще и в парниковых условиях цивилизации.
Несмотря на это, как выясняется, «горбик» смертности этих молодых мужчин делается в наше время более заостренным. «По мере того как отступают эпидемии и войны, этот пик смертности делается более заметным, как делаются заметнее валуны, обнаженные после отлива, – поясняет Гольдштейн. – Если раньше ребята чуть что хватались за шпагу, то сегодня они прыгают по крышам вагонов, участвуют в городских бандах или просто гоняют на автомобилях и мотоциклах. Страшно, и тем сильнее хочется понять, что конкретно происходит в их головах и как их защитить от такой нелепой смерти».
Подумайте, как при помощи социализации молодежи можно уменьшить подобные риски?
Литература:
- Бабосов, Е.М. Общая социология: учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. - 3-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2006. - 637 с.
- Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления / Е.М. Бабосов. – Минск, 2006. – 410 с.
- Беляева, Е.В. Мораль современной молодежи: от традиционализма к постмодерну / Е.В. Беляева // Социология. – 2008. - № 4. – С. 70-76.
- Гидденс, Э. Социология: учебник / Э. Гидденс; пер. с англ.; научн. ред. В.А. Ядов. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 703 с.
- Гуцаленко, Л.А. Вернуться к человеку, но к какому? / Л.А. Гуцаленко // Социология. – 2009. - № 4. – С. 19-28.
- Данилова, Е.А. Социодинамика ценностей молодежи Республики Беларусь / Е.А. Данилова // Социология. – 2008. - № 4. – С. 99-107.
- Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академический Проект: Фонд "Мир", 2003. - 383 с.
- Левицкая, И.В. Ценностное сдерживание девиантизации современного белорусского общества / И.В. Левицкая // Социология. – 2009. - № 3. – С. 120-134.
- Ротман, Д.Г. Белорусская молодежь на рубеже веков: штрихи к портрету / Д.Г. Ротман // Социология. – 2004. – № 1. – С. 50-59.
- Социология: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Елсукова. - 5-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2004. - 542 с.
- Черняк, Ю.Г. Социальные риски в молодежной среде и их последствия / Ю.Г. Черняк // Социология. – 2008. - № 3. – С. 100-105.