Покорение Сибири
Жанр- произведение написано для женского хора с сопровождением
Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов — русский композитор, дирижёр. Родился будущий композитор в Гатчине, близ Петербурга, 7 ноября (19 ноября по новому стилю) 1859 года.
Первоначальное музыкальное образование получил в музыкальных классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в Петербурге (1872—1875), затем в Петербургской консерватории, в которой в 1882 году он закончил класс композиции Н. А. Римского-Корсакова.
С 1882 по 1893 годы работал в Тифлисе (ныне — Тбилиси) в качестве руководителя основанного им отделения Русского музыкального общества, оперно-симфонического дирижёра и преподавателя музыкального училища.
С 1893 года по приглашению Чайковского Ипполитов-Иванов — профессор Московской консерватории, а в 1906—1922 годах — её директор. В 1899—1906 годах дирижёр Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина, а с 1925 — Большого театра. Под его руководством впервые были исполнены следующие оперы: «Царская невеста», «Кащей Бессмертный» и др.
Умер 28 января 1935 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В своем творчестве ориентировался на учителя — Н. А. Римского-Корсакова. Использовал русский, грузинский и тюркский фольклор. В области гармонии был чужд новаций. Преимущественное внимание уделял жанру оперы. Сочинял церковную музыку.
Среди сочинений: I. Для оркестра: увертюра на русские темы "Яр-Хмель" (op. 1); симфоническое скерцо (op. 2); сюита "Кавказские эскизы" (op. 10, 1895); симфониэтта (первоначально соната для скрипки с фп., op. 8) op. 34 (1902);
II. Камерная музыка: фортепианный квартет op. 9; струнный квартет A-moll, op. 13;
|
III. Для голоса с оркестром.: Коронационная кантата op. 12; "Пять характерных картинок" для хора и оркестра, op. 18; кантаты в память Пушкина (op. 26), Гоголя и Жуковского (op. 35).
IV. Хоры: 10 двухголосных женских хоров с фп. op. 16; Пять 4-голосных. смешанных хоров a capella ор, 17; 5 трехголосных женских хоров a capella; "Характерные картинки" с фортепиано; "Новгородская былина о лебеди белой" op. 24, Псалмы 132 и 133 для смешанного хора op. 29 и др.;
V. Романсы и дуэты: op. 11 (сюита из 4 романсов), op. 14 (6 ром.), op. 15 (3), op. 21 (6), op. 22 (6), op. 23 (3 мавританские мелодии), op. 25 (5 дуэтов), op. 27 (2), op. 28 (5), op. 31 (4), op. 33(6). VI. Две оперы: "Руфь" (на библейский сюжет) и "Ася" (на сюж. Тургенева, по характеру музыки примыкает к "Евг. Онегину" Чайковского); "Руфь" шла впервые в, Тифлисе (1887), "Ася" — в Москве, на Частной сцене (1900).
Кроме того Ипполитов-Иванов издал "Учение об аккордах, их построение и разрешение" (Москва, 1897).
Славна земля, земля сибирская!
На полуночи обреталася,
От Волги матушки до моря синего
Из края в край раскидалася.
В ее горах, в темных лесах казна несметная сохранлася.
Злата серебра много ценного в земле матушке находилося.
Сумел взять его добрый молодец, то Ермак был сам Тимофеевич.
Откопать его с глубины большой, принести на поклон царю
Царю грозному.
Наградил его подарочком, шубой ценною с своего плеча.
Наградил он его шубой ценною с своего плеча царского.
Происхождение Ермака в точности неизвестно, но существует несколько версий. «Родом неизвестный, душой знаменитый», он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовая. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока его не забрали служить-казачить (Черепановская летопись). Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский) [1].
|
Сохранилось описание внешности Ермака Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века. Согласно С. У. Ремезову, отец которого — казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов — знал лично выживших участников похода Ермака, он знаменитый атаман был
«вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».
Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из типичных для того времени многочисленных дружин волжских казаков, промышлявших на торговом пути по Волге грабежом и разбойными нападениями на русские купеческие караваны и на крымских, астраханских татар и казахов. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас песни и предания донских казаков о Ермаке, в которых о составе шайки Ермака сказано дословно: «из тумы-то тумов мазурушки».
Характер произведения- волевой, мужественный, сильный, опевающий «героя» Ермака.
Форма произведения куплетная. Состоит из 1 куплета. Куплет написан в сложной 2-х частной форме.
Темп произведения-быстро, решительно. Михаил Ипполитов-Иванов использует этот темп чтобы передать решительность народа и «героя».
|
Размер сложный- .Метр четырехдольный. На протяжении всего произведения темп остается неизменным.
Произведение «Покорение Сибири» написано в тональности E dur(ми мажор), которая передает волевой, взволнованный характер произведения.
Пример №1.
Характерный ритмический рисунок:
В произведении используются _____________ длительности,передающие решительность.
Гармонический язык достаточно прост и состоит из чередования аккордов классического оборота –T-S-D.(см. пример №1)
Аккомпанемент в произведении играет немаловажную роль. Он хорошо дублирует главную мелодию и поддерживает ее.
Пример №2
Фактура песни –гармоническая.
Пример №3
Голосоведение смешанное: плавно-восходящее, прямое,плавно-нисходящее.
Пример №4
Звуковедение –non legato-должно передать характерный для произведения напор, выраженный, в частности, очень четким, пульсирующим сопровождением.
Диапазон хоровых партий:
Так как в партиях диапазон хоровых голосов не выходит за пределы рабочего, ансамбль будет естественным.
Вокально-хоровые трудности:
1.Интонационные:
Следить за четкой интонацией хора
2.Ритмические:
Присутствуют четвертные и восьмые паузы(чаще всего на 1 доле каждого такта).Поддерживать ритмический ансамбль между партиями.
3.Дикционные:
Все согласные,звонкие, шипящие в словах-«Славна», «обреталася», «раскидалася», «казна», «несметная», «злата» и т.д- петь прикрыто,не раскатисто
Исполнение обьемных прикрытых главных в словах «Волги», «полуночи», «откопать», «большой», «поклон» и т.д.
Произведение «Покорение Сибири» может исполнить женский учебный или академический хор.