Чтобы правильно выбрать миссию, в ее формулировке можно отразить:
- запросы, которые она призвана удовлетворять (потребителей, сотрудников, собственников и общества);
- главную цель, к которой она стремится;
- продукт, который производит компания (услуги, работы);
- технологии, которые она использует;
- на каких рынках работает;
- какие ценности проповедует организация;
- каковы принципы ее деятельности.
Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Существуют лишь некоторые общие рекомендации, которые следует учитывать руководству:
- Не ограничивается какими-либо временными рамками;
- Должна соответствовать миссии более общей системы;
- Не зависит от текущего состояния, форм и методов работы (т.к. она устремлена в будущее и показывает, на что будут направляться усилия и какие ценности будут для организации наиболее важными);
- Не содержит положений, ограничивающих выбор пути;
- Не содержит в качестве цели получение прибыли (т.к. прибыль представляет собой внутреннюю проблему организации, а миссия должна учитывать прежде всего потребности клиентов, которые может удовлетворить организация);
- Не содержит в качестве цели монополизм на рынке
Конкретная формулировка миссии утверждается руководством организации. Удачная формулировка миссии – это краткое, ясное и четкое определение основных направлений деятельности организаций, которые мотивируют её сотрудников.
После того как руководство определило миссию, оно должно официально сформулировать смысл существования своей организации и сообщить об этом сотрудникам в доступной и понятной форме. Миссия может отражаться в таких документах, как бизнес-план, годовой отчет и т.п.
|
В заключение необходимо сказать, что миссией организации не может быть «предоставление каких-либо товаров или услуг определенному кругу потребителей». Но вполне может быть «постоянное расширение возможностей потребителей с помощью предоставления товаров или услуг», если ничем другим организация в ближайшем будущем заниматься не собирается.
Приведем примеры миссий различных организаций. Вначале хотелось бы привести примеры миссий крупных мировых компаний, давно зарекомендовавших себя на мировом рынке преуспевающими, растущими организации.
Таблица 1 - Продукто- и рыночно-ориентированные определения бизнеса компании
Компания | ОТ определения предназначения организации на основе предлагаемых продуктов и услуг | К определению миссии на основе потребностей рынка и потребителей |
«Эс Эй Эс» | Авиакомпания | Транспортировка людей и грузов |
«Ксерокс» | Мы изготавливаем офисное оборудование | Мы помогаем повысить производительность труда конторских учреждений |
«Стандарт Ойл» | Мы продаем бензин | Мы обеспечиваем энергией средства транспорта |
«Гувер» | Мы производим пылесосы | Мы помогаем создавать более чистое и здоровое окружение |
«Маидас» | Мы производим глушители для выхлопа | Мы обеспечиваем полное обслуживание автомобилей |
Ситуация История компании «Лаборатория Касперского»
В XX веке
История "Лаборатории Касперского" началась в те легендарные времена, когда вирусописатели делали еще только первые шаги, а вирусы распространялись в основном на дискетах.
|
В октябре 1989 года у одного из основателей будущей компании, Евгения Касперского, на дисплее стали осыпаться буквы (это был вирус Cascade, одна из первых в России эпидемий). "Вылечив" свой компьютер, Евгений на этом не остановился... и не останавливается до сих пор.
В 1991 году группа разработчиков, сложившаяся вокруг Евгения Касперского, пришла работать в компьютерную компанию "Ками", где был создан антивирусный отдел. В 1994 этот отдел возглавила Наталья Касперская. Под ее руководством закладывались основы будущего коммерческого успеха антивирусного проекта, начиналось развитие партнерской сети.
В том же 1994 AVP, прототип Антивируса Касперского, принял участие в первом международном тестировании средств защиты от вирусов, проведенном гамбургским тестовым центром. Дебют российского программного продукта получился более чем успешным - он стал абсолютным рекордсменом по уровню обнаружения и нейтрализации вирусов. С тех пор Антивирус Касперского регулярно занимает высшие места в тестах международных исследовательских центров и компьютерных изданий.
21 июля 1997 "Лаборатория Касперского" стала самостоятельной компанией. В том же году антивирусная технология AVP была лицензирована финской DataFellows для ее собственного антивируса F-Secure - достойное признание технологических преимуществ российского продукта (подобных признаний впоследствии было еще немало).
В июне 1999 открылось первое зарубежное представительство компании - Kaspersky Labs UK в Кембридже, Великобритания. А российский рынок антивирусов "Лаборатория Касперского" буквально перевернула: всего за два года ее доля на нем увеличилась с 5% до 50%. Компания предоставила своим клиентам не только антивирусный продукт мирового класса, но и круглосуточную техническую поддержку (для России в то время - уникальный сервис), и регулярное обновление антивирусных баз, с 20 марта 2000 года ставшее ежедневным.
|
В XXI веке
В новое тысячелетие "Лаборатория Касперского" вошла уже признанным лидером российского и одним из ведущих игроков мирового рынка антивирусного программного обеспечения.
Антивирус Касперского® (официальное название главного продукта компании с ноября 2000) защищал уже не только персональные компьютеры, но и рабочие станции, файловые и почтовые сервера под управлением Windows, Linux и FreeBSD, сети Novell NetWare, межсетевые экраны. В 2001 году была разработана дифференцированная продуктовая линейка, включающая продукты для домашних пользователей, для среднего и малого бизнеса и для корпоративных клиентов. Удачное позиционирование позволило "Лаборатории Касперского" достичь феноменального результата, выразившегося в многократном росте объема продаж.
В начале 2002 эксперты компании отметили опасность сращивания различных направлений киберпреступности (этот прогноз, к сожалению, в последующие два года полностью подтвердился). "Лаборатория Касперского" приняла стратегическое решение - расширить сферу деятельности, чтобы защитить пользователей уже не только от вирусов, но и от всей совокупности угроз информационной безопасности. В конце года пользователям были представлены персональный межсетевой экран Kaspersky Anti-Hacker и система защиты от спама Kaspersky Anti-Spam.
2003 стал годом динамичного развития компании. В коллектив "Лаборатории Касперского" влилась команда разработчиков румынской антивирусной системы RAV. Вышли новые версии продуктов и принципиально новые продукты - в том числе Kaspersky Security для PDA, защищающий данные на "наладонниках" не только от вирусов, но и от несанкционированного доступа.
Открылись представительства "Лаборатории Касперского" в нескольких странах, в том числе в Японии и Китае. Заключены новые партнерские соглашения (например, Антиспам Касперского защищает 14 миллионов пользователей крупнейшей российской почтовой системы Mail.ru). Антивирусные базы обновляются каждый час. Сфера деятельности "Лаборатории Касперского" продолжает расширяться: теперь мы защищаем наших корпоративных клиентов и от внутренних угроз (утечка конфиденциальной информации и т. п.); для этого создана дочерняя компания InfoWatch, и уже заключены первые контракты.
Уже полтора десятилетия коллектив экспертов "Лаборатории Касперского" - на переднем крае борьбы с вредоносными программами и другими компьютерными угрозами. Новаторские технологии, впервые разработанные нашей компанией, разошлись по большинству современных антивирусов - но мы остаемся на шаг впереди конкурентов. Наша ближайшая цель - обеспечить своим клиентам принципиально новый уровень комплексной защиты от всей совокупности угроз информационной безопасности.