Структура музыкальности ребёнка.
1. Ладовое чувство, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, т.е. чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях.
Н.А. Ветлугина указывает на следующие составляющие музыкальности:
Комплекс качеств, необходимых для успешного выполнения музыкальной деятельности.
Предполагает знание типологических, индивидуальных особенностей личности с ее интересами, склонностями, с ее волевыми процессами, складывающимися в музыкальной практике.
Синтез эмоционального и слухового компонентов.
Эмоциональной окрашенностью характеризуются все виды музыкальной деятельности. На какой бы стадии своего развития ни находился ребенок, он эмоционально откликается на музыку, выражающую чувства.
Вместе с тем очень важен и слуховой компонент, так как его сенсорная основа, заключающаяся в действенно-наглядной ориентировке в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связана со всеми этапами музыкального развития.
3. На базе единства эмоционального и слухового компонентов складываются две основные музыкальные способности: способность переживания, дифференциации, представления и воспроизведения высотных соотношений; способность переживания, дифференциации, представления и воспроизведения музыкального ритма.
|
Диагностика музыкальных способностей.
Чтобы определить уровень развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, целесообразно в средней и старших возрастных группах в начале, в середине и конце учебного года предложить выполнять короткие тестовые задания, скрининги, предварительно разработав критерии оценок и уточнив ситуацию проверки в зависимости от конкретных условий.
Для установления уровня развития ладового чувства можно попросить ребенка: 1) узнать по мелодии ранее исполнявшуюся песню, инструментальную пьесу, пляску; 2) рассказать о содержании или вспомнить название исполненного фортепианного произведения, которое хорошо знакомо ребенку; 3) определить правильность спетой или сыгранной на инструменте педагогом ранее знакомой мелодии (знакома ли тебе эта мелодия? Правильно ли она звучит?), 4) закончить мелодию на тонике («я начну, а ты закончи»); 5) определить, правильно ли сыграл взрослый знакомое ребенку произведение для игры или пляски.
Для определения уровня развития музыкально-слуховых представлений можно предложить ребенку: 1) спеть мелодию знакомой песни на удобном для воспроизведения слоге, обращая внимание на чистоту интонирования; 2) спеть песню без фортепианного сопровождения; 3) спеть песню в другой тональности; 4) подобрать мелодию знакомой песни на металлофоне; 5) повторять за педагогом голосом играемые на инструменте звуки; 6) повторить за педагогом голосом сыгранную на фортепиано незнакомую музыкальную фразу.
|
Для определения уровня развития музыкально-ритмического чувства можно предложить: 1) прохлопать метрическую долю знакомой песни; 2) прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками!»); 3) воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами!»); 4) эмоционально-выразительно передать в движениях характер знакомого музыкального произведения; 5) прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранной педагогом на инструменте; 6) передать в движениях характер незнакомого ранее произведения после его предварительного прослушивания.
Проверка проводится на индивидуальных занятиях и по небольшим подгруппам. Можно использовать пособия, например, картинки, изображающие танцующих зверей.
Ситуация проверки - обычная обстановка. Педагоги наблюдают, не скован ли ребенок, не стесняется ли он петь, двигаться по просьбе, стремится ли преодолеть затруднения. Педагог обращается к ребенку: «Мы с тобой будем играть в очень интересную игру. Я буду начинать знакомые песенки, а ты — заканчивать». Играет не более двух. Проводится действие. «А теперь попытайся сыграть эту мелодию (одну из них) на металлофоне» Проводится действие. «Посмотри, кто нарисован на этой картине? Что он делает? А как он это делает?» Выслушиваются ответы. «Пожалуйста, превратись в медведя и спляши, как он, вот под эту музыку. Только послушай ее сначала». Ребенок слушает пьесу М. Красева «Пляска медведей», а затем пляшет под ее музыку.
|
Задача решена, если ребенок правильно выполняет все задания.
Задача решена частично, если ребенок не справился с одним заданием, а второе выполнил с помощью педагога.
Задача не решена, если ребенок не справился с двумя заданиями, а третье выполнил лишь с помощью педагога.
Примерные задания для диагностики музыкальной деятельности
I Младшая группа
Исследуемый показатель | Задания | Оценка | Репертуар | |
Начало года | Конец года | |||
1.Восприятие | 1.1.Прослушать музыкальное произведение (песню) | 3 балла – ребенок выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения 2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается 1 балл - равнодушен к звучащей музыке | «Медведь идет» Е.Тиличеевой | «Белочка» М.Красева |
2.Пение | 2.1.Подпевание знакомой песни в сопровождении | 3 балла – подпевает, правильно интонируя 1,2 звука 2 балла – проговаривает слова песни в ритме 1 балл – не подпевает | «Петушок» р.н.п. обр. Красева | «Белые гуси» М.Красева |
3.Чувство ритма | 3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков) | 3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – беспорядочные хлопки | П/и «Ударим в ладошки» | П/и «Повторяй за мной» |
3.1.Соответствие движений характеру музыки | 3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют | «Ноги и ножки» В.Агафонниковой | «Ходим-бегаем» Е.Тиличеевой |
Низкий уровень 1 – 1,7
Средний уровень 1,8 – 2,4
Высокий уровень 2,5 – 3
II Младшая группа
Исследуемый показатель | Задания | Оценка | Репертуар | |
Начало года | Конец года | |||
1.Восприятие | 1.1. Прослушать музыкальное произведение (песню), эмоционально отзываться на музыку | 3 балла – слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения 2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается 1 балл - равнодушен к звучащей музыке | "Зайка" р.н.м. Обр. Александрова | "Котик заболел", "Котик выздоровел" Гречанинов |
1.2. Узнавание знакомой песни | 3 балла – по мелодии 2 балла – по словам 1 балл – не узнал | «Петушок» р.н.п. обр. М.Красева | «Зима прошла» Н. Метлова | |
2.Пение | 2.1.Пение знакомой песни в сопровождении | 3 балла – интонирует всю мелодию 2 балла – частично интонирует мелодию 1 балл – не интонирует | «Колыбельная зайчонка» Карасевой | «Солнышко» Гомоновой |
3.Чувство ритма | 3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков) | 3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – беспорядочные хлопки | Д/и «Повторяй за мной» | Д/и «Три медведя» |
3.2.Соответствие движений характеру музыки | 3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют | «Медведи» Е.Тиличеевой «Марш» Э.Парлова | «Пляска с платочками» Т. Ломовой «Бег» Т.Ломовой | |
3.3.Соответствие движений ритму музыки | 3 балла – соответствует 2 балла – частично соответствует 1 – не соответствует | «Сапожки» р.н.м. | «Топающий шаг» Раухвергера |
Низкий уровень 1 – 1,7
Средний уровень 1,8 – 2,4
Высокий уровень 2,5 – 3
Средняя группа
Исследуемый показатель | Задания | Оценка | Репертуар | |
Начало года | Конец года | |||
1. Восприятие | 1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки | 3 балла – чувствует характер музыки, ассоциации с образом 2 балла – чувствует только общий характер, настроение 1 балл - не чувствует характер музыки | П.И.Чайковский «Игра в лошадки» («Детский альбом») | Чайковский «Подснежник» |
1.2. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту | 3 балла – узнал самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не узнал | «Спи моя радость усни» В.А.Моцарт | «Солнышко» Е.Гомоновой | |
1.3. Наличие любимых произведений | 3 балла – есть любимые мелодии 2 балла – одна любимая мелодия 1 балл нет любимых мелодий | |||
2. Звуковысотный слух | 2.1. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий | 3 балла – правильно ощущает тонику 2 балла – 1,2 ошибки 1 балл – не ощущает | «Василек» Р.н.п. | «Конь» Тиличеевой |
2.2. Определение регистров | 3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл не определил | Д/и «Кто поет?» | Д/и «Веселые гудки» | |
2.3. Определение направления мелодии | 3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл не определил | Д/и «Лесенка» | Д/и «Лесенка» | |
3. Пение | 3.1. Пение знакомой песни в сопровождении | 3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – чисто интонирует только отрезки 1 балл – интонирует только общее направление мелодии | «Листики» Гомоновой | «Веснянка» Е.Шаламоновой (М/п 3/2008) |
3.2. Пение мало знакомой попевки с сопровождением | 3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки 2 балл – интонирует только общее направление мелодии 1 балл – не интонирует | «Курица» Тиличеевой | «Барабан» Тиличеевой | |
4. Чувство ритма | 4.1. Воспроизвести ритмический рисунок попевки на ударных инструментах | 3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – действует беспорядочно | «Василек» Р.н.п. | «Труба» Тиличеевой |
4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями | 3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют | «Парная пляска» Т. Беренс | «Шаг с высоким подьемом ног и поскоки) Ломовой | |
4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма) | 3 балла – соответствует 2 балла – частично соответствует 1 – не соответствует | «Поскачем» Т.Ломовой | «Побегаем, попрыгаем» Соснина | |
5. Музыкальное творчество | 5.1. Выразительность движений в знакомом танце | 3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально 2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально 1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально | «Пляска с листочками» Т.Беренс | «Полька» Штальбаум |
5. 2. Импровизация | 3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не справился | П/и «Воробушки и кошка» | П/и «Кошка и мышки» |
Низкий уровень 1 – 1,7
Средний уровень 1,8 – 2,4
Высокий уровень 2,5 – 3
Старшая группа
Исследуемый показатель | Задания | Оценка | Репертуар | |
Начало года | Конец года | |||
1. Восприятие | 1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки | 3 балла – чувствует характер музыки, ассоциации с образом 2 балла – чувствует только общий характер, настроение, высказывается с трудом 1 балл - не чувствует характер музыки, не высказывается | П.И.Чайковский «Болезнь куклы» | Г.Свиридов «Парень с гармошкой» |
1.2. Определить жанр музыкального произведения | 3 балла – самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не определил | Д/и «Музыкальный светофор» | Д/и «Три кита» | |
1.3. Выбрать из нескольких иллюстраций одну, подходящую к произведению | 3 балла – выбрал правильно самостоятельно 2 балла – выбрал правильно с помощью 1 балл – выбрал не правильно | П.И.Чайковский «Новая кукла» | П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» «Танец лебедей» | |
2. Звуковысотный слух | 2.1. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий | 3 балла – правильно ощущает тонику 2 балла – 1,2 ошибки 1 балл – не ощущает | «Цирковые собачки» Тиличеевой | «Дятел» Н.Леви |
2.2. Определение регистров чистых и смешанных | 3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл - не определил | Д/и «Кто поет?» | Д/и «Веселые гудки» | |
2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков | 3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл - не определил | Д/и «Сколько нас?» | Д/и «Сколько нас?» | |
3. Пение | 3.1. Пение знакомой песни в сопровождении | 3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – чисто интонирует только отрезки 1 балл – интонирует только общее направление мелодии | «Дождик» А.Понамаревой | «Зима проходит» р.н.п. (М/р 1/2008) |
3.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella) | 3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – интонирует направление мелодии 1 балл – проговаривает слова в ритме | «А воробьи чирикают» Т.Тряпицыной (М/П №4 2008) | «Весна» И.Меньших (М/р2/2008) | |
3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением | 3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки 2 балл – интонирует только общее направление мелодии 1 балл – не интонирует | «Смелый пилот» Тиличеевой | «Артистка» Кабалевский | |
4. Чувство ритма | 4.1. Воспроизвести ритмический рисунок мелодии в хлопках и на ударных инструментах | 3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – действует беспорядочно | Д/и «Веселые подружки» | Д/и «Передай ритм»» |
4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями | 3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют | «Шаг с высоким подьемом ног и поскоки» Т.Ломовой | «Потопаем-покружимся» Т.Ломовой | |
4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма) | 3 балла – соответствует 2 балла – частично соответствует 1 – не соответствует | «На лошадке» В.Витлина | «Веснянка» (у.н.м) | |
5. Музыкальное творчество | 5.1. Исполнение движений в свободной пляске | 3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально 2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально 1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально | «Ах, вы сени» р.н.м. | «Во саду ли, в огороде» р.н.п. |
5. 2. Импровизация | 3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не справился | П/и «Заинька, выходи» | П/и «Кошка и мышка» |
Низкий уровень 1 – 1,7
Средний уровень 1,8 – 2,4
Высокий уровень 2,5 – 3
Подготовительная группа
Исследуемый показатель | Задания | Оценка | Репертуар | |
Начало года | Конец года | |||
1. Восприятие | 1.1. Прослушать музыкальное произведение, сделать его анализ (характер, жанр, ритм, темп, динамика) | 3 балла – ребенок проанализировал муз. произведение самостоятельно 2 балла – ребенок проанализировал муз. произведение с помощью взрослого 1 балл - ребенок не смог дать характеристику произведению | П.И.Чайковский «Спящая красавица» «Вальс» | П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Вальс цветов» |
1.2. Из двух прозвучавших произведений выбрать одно, подходящее к картинке | 3 балла – выбрал правильно и обосновал свой выбор 2 балла – выбрал правильно, но не обосновал 1 балл – не смог выбрать правильно | Д.Кабалевский «Упрямый братишка», «Печальная история» (соч.27) | П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Марш», «Танец феи Драже» | |
1.3. Из нескольких прозвучавших произведений назвать близкие по жанру (форме, ритму) | 3 балла – назвал самостоятельно 2 балла – назвал с помощью 1 балл – не назвал | Д/и «Удивительный светофор» | П/и «Три кита» | |
2. Звуковысотный слух | 2.1. Определить направление и характер движения мелодии (плавно, легато, стаккато) | 3 балла – правильно ощущает тонику 2 балла – 1,2 ошибки 1 балл – не ощущает | Д/и «Домик крошечка» | Д/и «Музыкальные птенчики» |
2.2. Подобрать знакомые мелодии на мелодических инструмента | 3 балла – побрал самостоятельно 2 балла – подобрал с помощью 1 балл - не подобрал | «Горошина» Карасевой | П/и «Оркестр» | |
2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков | 3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл - не определил | Д/и «Сколько нас поет?» | Д/и «Сколько нас поет» | |
3. Пение | 3.1. Пение знакомой песни в сопровождении | 3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – чисто интонирует только отрезки 1 балл – интонирует только общее направление мелодии | «Хоровод у калинушки» Ю.Михайленко | «Про меня и муравья» В.Степанова |
3.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella) | 3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – интонирует направление мелодии 1 балл – проговаривает слова в ритме | «Жаворонок» Еремеевой(М/р№5 2006) | «Упрямые утята» Е.Крылатова | |
3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением | 3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки 2 балл – интонирует только общее направление мелодии 1 балл – не интонирует | «Как под наши ворота» р.н.п. | «Кузнец» Арсеевой | |
4. Чувство ритма | 4.1. Воспроизвести ритмический рисунок мелодии в хлопках и на ударных инструментах | 3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – действует беспорядочно | «В школу» муз. Тиличеевой | «На зеленом лугу» р.н.м. |
4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями | 3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют | «Поскоки и пружинящий шаг» С.Затеплинского | «Полька» Т.Ломовой | |
4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма) | 3 балла – соответствует 2 балла – частично соответствует 1 – не соответствует | «Бег и подпрыгивание» И.Гуммеля | «Ускоряй и замедляй» Т.Ломовой | |
5. Музыкальное творчество | 5.1. Исполнение движений в свободной пляске | 3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально 2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально 1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально | «Я на камушке сижу» р.н.п. | «Как на тоненький ледок» р.н.п. |
5. 2. Импровизация | 3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не справился | П/и “Пугало» Т.Бокач | «Кадриль» (аудио), |
Низкий уровень 1 – 1,7
Средний уровень 1,8 – 2,4
Высокий уровень 2,5 – 3