Диагностика музыкальных способностей.




Структура музыкальности ребёнка.

1. Ладовое чувство, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, т.е. чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях.

Н.А. Ветлугина указывает на следующие составляющие музыкальности:

Комплекс качеств, необходимых для успешного выполнения музыкальной деятельности.

Предполагает знание типологических, индивидуальных особенностей личности с ее интересами, склонностями, с ее волевыми процессами, складывающимися в музыкальной практике.

Синтез эмоционального и слухового компонентов.

Эмоциональной окрашенностью характеризуются все виды музыкальной деятельности. На какой бы стадии своего развития ни находился ребенок, он эмоционально откликается на музыку, выражающую чувства.

Вместе с тем очень важен и слуховой компонент, так как его сенсорная основа, заключающаяся в действенно-наглядной ориентировке в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связана со всеми этапами музыкального развития.

3. На базе единства эмоционального и слухового компонентов складываются две основные музыкальные способности: способность переживания, дифференциации, представления и воспроизведения высотных соотношений; способность переживания, дифференциации, представления и воспроизведения музыкального ритма.

 

Диагностика музыкальных способностей.

Чтобы определить уровень развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, целесообразно в средней и старших возрастных группах в начале, в середине и конце учебного года предложить выполнять короткие тестовые задания, скрининги, предварительно разработав критерии оценок и уточнив ситуацию проверки в зависимости от конкретных условий.

Для установления уровня развития ладового чувства можно попросить ребенка: 1) узнать по мелодии ранее исполнявшуюся песню, инструментальную пьесу, пляску; 2) рассказать о содержании или вспомнить название исполненного фортепианного произведения, которое хорошо знакомо ребенку; 3) определить правильность спетой или сыгранной на инструменте педагогом ранее знакомой мелодии (знакома ли тебе эта мелодия? Правильно ли она звучит?), 4) закончить мелодию на тонике («я начну, а ты закончи»); 5) определить, правильно ли сыграл взрослый знакомое ребенку произведение для игры или пляски.

Для определения уровня развития музыкально-слуховых представлений можно предложить ребенку: 1) спеть мелодию знакомой песни на удобном для воспроизведения слоге, обращая внимание на чистоту интонирования; 2) спеть песню без фортепианного сопровождения; 3) спеть песню в другой тональности; 4) подобрать мелодию знакомой песни на металлофоне; 5) повторять за педагогом голосом играемые на инструменте звуки; 6) повторить за педагогом голосом сыгранную на фортепиано незнакомую музыкальную фразу.

Для определения уровня развития музыкально-ритмического чувства можно предложить: 1) прохлопать метрическую долю знакомой песни; 2) прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками!»); 3) воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами!»); 4) эмоционально-выразительно передать в движениях характер знакомого музыкального произведения; 5) прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранной педагогом на инструменте; 6) передать в движениях характер незнакомого ранее произведения после его предварительного прослушивания.

Проверка проводится на индивидуальных занятиях и по небольшим подгруппам. Можно использовать пособия, например, картинки, изображающие танцующих зверей.

Ситуация проверки - обычная обстановка. Педагоги наблюдают, не скован ли ребенок, не стес­няется ли он петь, двигаться по просьбе, стремится ли преодолеть затруднения. Педагог обращается к ребенку: «Мы с тобой будем иг­рать в очень интересную игру. Я буду начинать знакомые песенки, а ты — заканчивать». Играет не более двух. Проводится действие. «А теперь попытайся сыграть эту мелодию (одну из них) на метал­лофоне» Проводится действие. «Посмотри, кто нарисован на этой картине? Что он делает? А как он это делает?» Выслушиваются от­веты. «Пожалуйста, превратись в медведя и спляши, как он, вот под эту музыку. Только послушай ее сначала». Ребенок слушает пьесу М. Красева «Пляска медведей», а затем пляшет под ее музыку.

Задача решена, если ребенок правильно выполняет все задания.

Задача решена частично, если ребенок не справился с одним заданием, а второе выполнил с помощью педагога.

Задача не решена, если ребенок не справился с двумя задания­ми, а третье выполнил лишь с помощью педагога.

Примерные задания для диагностики музыкальной деятельности

I Младшая группа

Исследуемый показатель Задания Оценка Репертуар  
      Начало года Конец года
1.Восприятие 1.1.Прослушать музыкальное произведение (песню) 3 балла – ребенок выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения 2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается 1 балл - равнодушен к звучащей музыке «Медведь идет» Е.Тиличеевой «Белочка» М.Красева
2.Пение 2.1.Подпевание знакомой песни в сопровождении 3 балла – подпевает, правильно интонируя 1,2 звука 2 балла – проговаривает слова песни в ритме 1 балл – не подпевает «Петушок» р.н.п. обр. Красева «Белые гуси» М.Красева
3.Чувство ритма 3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков) 3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – беспорядочные хлопки П/и «Ударим в ладошки» П/и «Повторяй за мной»
  3.1.Соответствие движений характеру музыки 3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют «Ноги и ножки» В.Агафонниковой «Ходим-бегаем» Е.Тиличеевой

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

II Младшая группа

Исследуемый показатель Задания Оценка Репертуар  
      Начало года Конец года
1.Восприятие 1.1. Прослушать музыкальное произведение (песню), эмоционально отзываться на музыку 3 балла – слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения 2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается 1 балл - равнодушен к звучащей музыке "Зайка" р.н.м. Обр. Александрова "Котик заболел", "Котик выздоровел" Гречанинов
  1.2. Узнавание знакомой песни 3 балла – по мелодии 2 балла – по словам 1 балл – не узнал «Петушок» р.н.п. обр. М.Красева «Зима прошла» Н. Метлова
2.Пение 2.1.Пение знакомой песни в сопровождении 3 балла – интонирует всю мелодию 2 балла – частично интонирует мелодию 1 балл – не интонирует «Колыбельная зайчонка» Карасевой «Солнышко» Гомоновой
3.Чувство ритма 3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков) 3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – беспорядочные хлопки Д/и «Повторяй за мной» Д/и «Три медведя»
  3.2.Соответствие движений характеру музыки 3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют «Медведи» Е.Тиличеевой «Марш» Э.Парлова «Пляска с платочками» Т. Ломовой «Бег» Т.Ломовой
  3.3.Соответствие движений ритму музыки 3 балла – соответствует 2 балла – частично соответствует 1 – не соответствует «Сапожки» р.н.м. «Топающий шаг» Раухвергера

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

Средняя группа

Исследуемый показатель Задания Оценка Репертуар  
      Начало года Конец года
1. Восприятие 1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки 3 балла – чувствует характер музыки, ассоциации с образом 2 балла – чувствует только общий характер, настроение 1 балл - не чувствует характер музыки П.И.Чайковский «Игра в лошадки» («Детский альбом») Чайковский «Подснежник»
  1.2. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту 3 балла – узнал самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не узнал «Спи моя радость усни» В.А.Моцарт «Солнышко» Е.Гомоновой
  1.3. Наличие любимых произведений 3 балла – есть любимые мелодии 2 балла – одна любимая мелодия 1 балл нет любимых мелодий    
2. Звуковысотный слух 2.1. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий 3 балла – правильно ощущает тонику 2 балла – 1,2 ошибки 1 балл – не ощущает «Василек» Р.н.п. «Конь» Тиличеевой
  2.2. Определение регистров 3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл не определил Д/и «Кто поет?» Д/и «Веселые гудки»
  2.3. Определение направления мелодии 3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл не определил Д/и «Лесенка» Д/и «Лесенка»
3. Пение 3.1. Пение знакомой песни в сопровождении 3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – чисто интонирует только отрезки 1 балл – интонирует только общее направление мелодии «Листики» Гомоновой «Веснянка» Е.Шаламоновой (М/п 3/2008)
  3.2. Пение мало знакомой попевки с сопровождением 3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки 2 балл – интонирует только общее направление мелодии 1 балл – не интонирует «Курица» Тиличеевой «Барабан» Тиличеевой
4. Чувство ритма 4.1. Воспроизвести ритмический рисунок попевки на ударных инструментах 3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – действует беспорядочно «Василек» Р.н.п. «Труба» Тиличеевой
  4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями 3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют «Парная пляска» Т. Беренс «Шаг с высоким подьемом ног и поскоки) Ломовой
  4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма) 3 балла – соответствует 2 балла – частично соответствует 1 – не соответствует «Поскачем» Т.Ломовой «Побегаем, попрыгаем» Соснина
5. Музыкальное творчество 5.1. Выразительность движений в знакомом танце 3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально 2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально 1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально «Пляска с листочками» Т.Беренс «Полька» Штальбаум
  5. 2. Импровизация 3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не справился П/и «Воробушки и кошка» П/и «Кошка и мышки»

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

Старшая группа

Исследуемый показатель Задания Оценка Репертуар  
      Начало года Конец года
1. Восприятие 1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки 3 балла – чувствует характер музыки, ассоциации с образом 2 балла – чувствует только общий характер, настроение, высказывается с трудом 1 балл - не чувствует характер музыки, не высказывается П.И.Чайковский «Болезнь куклы» Г.Свиридов «Парень с гармошкой»
  1.2. Определить жанр музыкального произведения 3 балла – самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не определил Д/и «Музыкальный светофор» Д/и «Три кита»
  1.3. Выбрать из нескольких иллюстраций одну, подходящую к произведению 3 балла – выбрал правильно самостоятельно 2 балла – выбрал правильно с помощью 1 балл – выбрал не правильно П.И.Чайковский «Новая кукла» П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» «Танец лебедей»
2. Звуковысотный слух 2.1. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий 3 балла – правильно ощущает тонику 2 балла – 1,2 ошибки 1 балл – не ощущает «Цирковые собачки» Тиличеевой «Дятел» Н.Леви
  2.2. Определение регистров чистых и смешанных 3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл - не определил Д/и «Кто поет?» Д/и «Веселые гудки»
  2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков 3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл - не определил Д/и «Сколько нас?» Д/и «Сколько нас?»
3. Пение 3.1. Пение знакомой песни в сопровождении 3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – чисто интонирует только отрезки 1 балл – интонирует только общее направление мелодии «Дождик» А.Понамаревой «Зима проходит» р.н.п. (М/р 1/2008)
  3.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella) 3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – интонирует направление мелодии 1 балл – проговаривает слова в ритме «А воробьи чирикают» Т.Тряпицыной (М/П №4 2008) «Весна» И.Меньших (М/р2/2008)
  3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением 3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки 2 балл – интонирует только общее направление мелодии 1 балл – не интонирует «Смелый пилот» Тиличеевой «Артистка» Кабалевский
4. Чувство ритма 4.1. Воспроизвести ритмический рисунок мелодии в хлопках и на ударных инструментах 3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – действует беспорядочно Д/и «Веселые подружки» Д/и «Передай ритм»»
  4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями 3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют «Шаг с высоким подьемом ног и поскоки» Т.Ломовой «Потопаем-покружимся» Т.Ломовой
  4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма) 3 балла – соответствует 2 балла – частично соответствует 1 – не соответствует «На лошадке» В.Витлина «Веснянка» (у.н.м)
5. Музыкальное творчество 5.1. Исполнение движений в свободной пляске 3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально 2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально 1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально «Ах, вы сени» р.н.м. «Во саду ли, в огороде» р.н.п.
  5. 2. Импровизация 3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не справился П/и «Заинька, выходи» П/и «Кошка и мышка»

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

Подготовительная группа

Исследуемый показатель Задания Оценка Репертуар  
      Начало года Конец года
1. Восприятие 1.1. Прослушать музыкальное произведение, сделать его анализ (характер, жанр, ритм, темп, динамика) 3 балла – ребенок проанализировал муз. произведение самостоятельно 2 балла – ребенок проанализировал муз. произведение с помощью взрослого 1 балл - ребенок не смог дать характеристику произведению П.И.Чайковский «Спящая красавица» «Вальс» П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Вальс цветов»
  1.2. Из двух прозвучавших произведений выбрать одно, подходящее к картинке 3 балла – выбрал правильно и обосновал свой выбор 2 балла – выбрал правильно, но не обосновал 1 балл – не смог выбрать правильно Д.Кабалевский «Упрямый братишка», «Печальная история» (соч.27) П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Марш», «Танец феи Драже»
  1.3. Из нескольких прозвучавших произведений назвать близкие по жанру (форме, ритму) 3 балла – назвал самостоятельно 2 балла – назвал с помощью 1 балл – не назвал Д/и «Удивительный светофор» П/и «Три кита»
2. Звуковысотный слух 2.1. Определить направление и характер движения мелодии (плавно, легато, стаккато) 3 балла – правильно ощущает тонику 2 балла – 1,2 ошибки 1 балл – не ощущает Д/и «Домик крошечка» Д/и «Музыкальные птенчики»
  2.2. Подобрать знакомые мелодии на мелодических инструмента 3 балла – побрал самостоятельно 2 балла – подобрал с помощью 1 балл - не подобрал «Горошина» Карасевой П/и «Оркестр»
  2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков 3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл - не определил Д/и «Сколько нас поет?» Д/и «Сколько нас поет»
3. Пение 3.1. Пение знакомой песни в сопровождении 3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – чисто интонирует только отрезки 1 балл – интонирует только общее направление мелодии «Хоровод у калинушки» Ю.Михайленко «Про меня и муравья» В.Степанова
  3.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella) 3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – интонирует направление мелодии 1 балл – проговаривает слова в ритме «Жаворонок» Еремеевой(М/р№5 2006) «Упрямые утята» Е.Крылатова
  3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением 3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки 2 балл – интонирует только общее направление мелодии 1 балл – не интонирует «Как под наши ворота» р.н.п. «Кузнец» Арсеевой
4. Чувство ритма 4.1. Воспроизвести ритмический рисунок мелодии в хлопках и на ударных инструментах 3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – действует беспорядочно «В школу» муз. Тиличеевой «На зеленом лугу» р.н.м.
  4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями 3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют «Поскоки и пружинящий шаг» С.Затеплинского «Полька» Т.Ломовой
  4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма) 3 балла – соответствует 2 балла – частично соответствует 1 – не соответствует «Бег и подпрыгивание» И.Гуммеля «Ускоряй и замедляй» Т.Ломовой
5. Музыкальное творчество 5.1. Исполнение движений в свободной пляске 3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально 2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально 1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально «Я на камушке сижу» р.н.п. «Как на тоненький ледок» р.н.п.
  5. 2. Импровизация 3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не справился П/и “Пугало» Т.Бокач «Кадриль» (аудио),

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: