Детали вращательного движения
В машинах много разнообразных деталей вращательного движения: зубчатые колеса, шкивы ременных передач, барабаны, звездочки цепных передач, маховики, шпиндели станков, колеса автомобилей и гидротурбин. Все эти вращающиеся детали устанавливают на валах или осях.
Осью называется деталь, предназначенная только для поддержания вращающихся деталей; оси не передают крутящего момента. Чаще всего оси изготовляются прямыми и могут быть двух типов: невращающимися и подвижными, т. е. вращающимися вместе с установленными на них деталями. На расчетных схемах оси представляют балками, нагруженными изгибающими моментами, т.е. при расчетах не учитывают крутящий момент и силы трения.
Валы, в отличие от осей, не только поддерживают вращающиеся детали машин, но и передают крутящие моменты, поэтому их рассчитывают на совместное действие кручения и изгиба. Если значения крутящих моментов на валу значительно больше значений изгибающих моментов, то валы считаются легко нагруженными и их рассчитывают на кручение, пренебрегая изгибом.
По форме геометрической оси валы разделяют на прямые и коленчатые. Коленчатые валы применяют при необходимости преобразования в машине возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот. В таких валах совмещаются функции валов с функциями кривошипов в кривошипно-шатунных механизмах. Особую группу составляют гибкие валы, положение геометрической оси которых может изменяться в пространстве.
Чаще всего оси и валы имеют две опоры, но существуют и многоопорные трансмиссионные валы, отдельные части которых соединяются муфтами.
Опорные части валов и осей называют цапфами (1 на рис. 5), причем промежуточные цапфы называют шейками, а концевые -шипами. Цапфы передают на опоры радиальную нагрузку; длина цапфы под подшипники качения меньше, чем под подшипники
Рис. 5
скольжения. Для соединения вала или оси с другими деталями на поверхностях делают шпоночные пазы 4, отверстия 3; нарезают резьбу 2 и шлицы 6 (см. рис. 5). Резкие изменения сечений вала снижают его усталостную прочность. Поэтому переход от одного сечения к другому должен выполняться плавно, в виде галтелей 5.
При вертикальном расположении вала осевые силы вала давят на подпятник. В больших гидроагрегатах (типа Волжской ГЭС) подпятники испытывают осевую нагрузку, достигающую 34 МН.
Задачами расчета валов является обеспечения усталостной прочности, ограничение деформаций изгиба и кручения, возможных поперечных и крутильных колебаний. Расчет и конструирования валов – взаимосвязанные процессы, поэтому расчет валов состоит из двух этапов: проектного и проверочного расчета.
Проектный расчет
При проектном расчете валов, как правило, известны нагрузки и размеры основных деталей, расположенных на валу. Нужно выбрать материал и определить размеры вала.
Порядок проведения проектного расчета.
1 Предварительно оценивают средний диаметр вала из расчета только на кручение при заниженных допускаемых напряжениях.
Из условия прочности на кручение
t = | T | = | T | £ t | ] | , | ||||||
0,2 d 3 | ||||||||||||
Wr | [ | |||||||||||
определяют диаметр вала | ||||||||||||
d ³3 | T | . | ||||||||||
0,2 t | ] | |||||||||||
[ | ||||||||||||
Как правило, принимают t = 20...30 | МПа для трансмиссионных валов; | |||||||||||
t =12...15 МПа для редукторных валов. |
Проверочный расчет валов
Порядок проведения проверочного расчета валов.
1. Выбирают расчетную схему и определяют расчетные нагрузки.
2. Находят опасные сечения, обусловленные наибольшим изгибающим моментом, ослабленные концентраторами напряжений: галтель, виточка, шпоночный паз, резьба и т.п.
3. Проводят расчет на статическую прочность. Например, при использовании энергетической теории прочности эквивалентные напряжения определяются по формуле
s е =
s max2+3 t k 2£[ s ]max,
где допускаемые напряжения: [ s ] | = 0,6¼0,8 sT, |
Вопросы:
- Какие детали относят к деталям вращательного типа?
- В чем отличие вала от оси? Классификация валов и осей по назначению и по геометрической форме?