- увеличения количества контурных наложенных изображений (для детей младшей группы – 2-3, средней – 4-5, старшей – 6-8, подготовительной – 9-10 (при высоком уровне развития зрительных возможностей у детей 6-7 лет, количество наложенных изображений можно доводить до 15);
- усложнения структуры перцептивного поля (более разреженное, менее разреженное);
- постепенное уменьшение толщины контура (от 3 мм до 0,5 мм);
- введение разных вариантов контура (использование разных типов штриха);
- переход от анализа одного рисунка с наложенными контурными изображениями к сравнению двух, когда во втором рисунке с наложенными контурными изображениями имеются отличия в сравнении с первым;
- переход к сравнению двух рисунков с наложенными контурными изображениями при условии, когда объекты первого рисунка даны целостным контуром, а второго – прерывистым;
- переход к сравнению двух рисунков с наложенными контурными изображениями при условии, когда объекты первого рисунка представлены одним вариантом контура (одним типом штриха), а второго – другим.
Чтение «зашумлённых» изображений
1. Опознание изображений в «зашумленном перцептивном» поле, когда внешняя и внутренняя области их контуров «зашумлены» одинаковым способом;
2. Опознание изображения в «зашумленном перцептивном» поле, когда внешняя область контура «зашумлена» одним способом, а внутренняя – другим или наоборот;
3. Выбор заданного изображения из нескольких, представленных в «зашумленном» перцептивном поле по образцу, присутствующему в поле зрения ребенка, по кратковременной экспозиции образца, по слову-названию, по точному словесному описанию, когда внешняя и внутренняя область контура изображения «зашумлены» одинаковым способом;
|
4. Выбор заданного изображения из нескольких, представленных в «зашумленном» перцептивном поле по образцу, присутствующему в поле зрения ребенка, по кратковременной экспозиции образца, по слову-названию, по точному словесному описанию, когда внешняя область контура изображений «зашумлена» одним способом, внутренняя – другим или наоборот;
5. Определение парных изображений в ситуации, когда одно изображение (образец) дано без «зашумления», а другое – «зашумленным»;
6. Нахождение парных изображений в ситуации, когда одно изображение (образец) дано без «зашумления» в одном пространственном положении, а другое – «зашумленным» в другом пространственном положении;
7. Идентификация парных контурных изображений в ситуации, когда изображения представлены в двух разных по степени «зашумления» перцептивных полях;
8. Нахождение парных контурных изображений в ситуации, когда все изображения представлены в разных по степени «зашумления» перцептивных полях;
9. Выбор лишнего (не подходящего) изображения какого-либо объекта, среди нескольких, представленных в «зашумленном» перцептивном поле;
10. Опознание изображения в «зашумленном» перцептивном поле в ситуации, когда внутренняя и внешняя области контура изображения отличаются по контрастности (контрастная чувствительность характеризует способность человека видеть объекты, мало отличающиеся по светлоте или яркости от фона).
Усложнение заданий «Чтение «зашумлённых» изображений»
- переход от сильной контрастности в цвете внутренней и внешней области «зашумленных» изображений к слабой;
|
- увеличение количества контурных «зашумленных» изображений, представленных в одном перцептивном поле (для детей младшей группы – 2-3, средней – 4-5, старшей – 6-8, подготовительной – 9-10);
- использование разных вариантов «зашумления»: точечное «зашумление», «зашумление» вертикальными, горизонтальными, диагональными, пересекающимися линиями внутренней и внешней области изображения;
- усиление степени «зашумления» (отдельно по каждому варианту узора, которым заполняется внутренняя и внешняя области изображения);
- постепенное уменьшение толщины контура (от 3 мм до 0,5 мм);
- переход от обозначения контура цветом сильной контрастности к слабой до исключения обозначения контура цветом;
- использование различных вариантов типа штриха в контуре (сплошной, штриховой, штрихпунктирный, точечный);
- переход от поиска заданного «зашумленного» изображения по образцу, присутствующему в поле зрения ребенка, к поиску по кратковременной экспозиции образца, по слову-названию, по точному описанию;
- уменьшение величины «зашумленного» изображения.
- «Узнай и назови»,
- «Найди такой же»,
- «Кто больше увидит»,
- «Кто внимательнее?»,
- «Не ошибись»,
- «Найди пару»,
- «Посмотри, запомни, расскажи»,
- «Кто быстрее?» и др.