Расширение сферы зрительного опыта у дошкольников с косоглазием и амблиопией в процессе ознакомления с окружающим миром
Задачи формирования апперцепции и антиципации восприятия
На материале по ознакомлению дошкольников с нарушением зрения
С предметным, растительным и животным миром
1. Совершенствовать знания детей о предметном, растительном и животном мире:
- закреплять умение выделять существенные признаки и на их основе различать сходные предметы;
- формировать интерес, эмоциональное отношение к объектам окружающей действительности в процессе активного и действенного познания;
- формировать отчетливое дифференцированное представление о назначении и строении предмета;
- учить вычленять части предмета, предметного изображения, особенности строения, некоторые качества и свойства;
- учить ориентироваться на различные качества как на признаки свойств предметов и материалов и учитывать их при отборе для выполнения каких-либо действий;
- актуализировать имеющиеся у ребенка представления и знания об объектах предметного, растительного и животного мира.
2. Расширять сферу зрительного опыта за счет:
- опознания рисунков, представленных контурными законченными и незаконченными изображениями;
- различения предметных целостных изображений и изображений без одного или двух фрагментов;
- различения рисунков, на которых представлены изображения с частичным наложением одного на другое (предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним);
- опознания рисунков, представленных перечеркнутыми изображениями;
- узнавания изображений предметов на «зашумленных» рисунках;
|
- узнавания наложенных друг на друга изображений предметов (модифицированные рисунки пробы Поппельрейтера);
- узнавания изображений предметов с «недостающими» признаками;
- опознания рисунков, представленных скрытыми изображениями;
- понимания картин со скрытым смыслом (развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе понимания изображенной ситуации).
Варианты заданий, дидактических игр и упражнений
- «Выбор контурного изображения по образцу»; (по кратковременной экспозиции образца, слову-названию, словесному описанию);
- «Наложение силуэта на контур»;
«Совмещение силуэта с контуром способом зрительного соотнесения»;
- «Дорисовывание неполных контурных изображений (на нелинованном, разлинованном листе бумаги в клетку);
- «Идентификация неполных контурных изображений «симметричных, асимметричных»;
- «Выделение заданного контура из зашумленного перцептивного поля».
Чтение наложенных контурных изображений
1. Выбор заданного контурного изображения из нескольких наложенных контурных изображений по образцу, присутствующему в поле зрения ребенка, по кратковременной экспозиции образца, по слову-названию, по точному словесному описанию;
2. Обведение карандашом контура заданного объекта нужного цвета в соответствии с его реальным цветом в реальной обстановке, в условии выбора из нескольких наложенных контурных изображений;
3. Определение ошибок, допущенных в контурных наложенных изображениях, например, в цвете контура, который не может соответствовать объекту в реальной обстановке;
|
4. Выбор объектов из контурных наложенных изображений, принадлежащих одному родовому понятию;
5. Выбор лишнего объекта среди нескольких наложенных контурных изображений по родовой принадлежности;
6. Анализ контурных наложенных изображений объектов одинаковых по размеру с учетом их реальной величины и установление отношений порядка;
7. Определение точного количества объектов, повторяющихся в рисунке с контурными наложенными изображениями;
8. Сравнение двух рисунков с контурными наложенными изображениями и определение лишнего (не подходящего), не достающего; определение заданного количества отличий; определение отличий в пространственном расположении объектов;
9. Нахождение объектов в рисунке с наложенными контурными изображениями, находящихся в указанном пространственном положении.