Методика «Езда по дорожкам»





Материал: 2 варианта рисунка, карандаш
Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».
Вариант А

Вариант Б

Итоговый уровень:


Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;
Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;
Средний – все остальные варианты.

 


VII. Крупная моторика


Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:
1. Пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;
2. Встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;
3. Ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).


Итоговый уровень:


Недостаточный –

1) неровная походка;

2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению;

3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик,
удержать его или кинуть обратно.


Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.

 

Глава 3. Рекомендации родителям

 

Перед поступлением ребенка в 1-й класс проводится диагностика его школьной зрелости. Цель – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:

1. физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения; 􀀹

2. психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости; 􀀹

3. социальную готовность к школе – развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений); 􀀹

4. дидактическую готовность к школе – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.). 􀀹

На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей.

Во-первых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.

Во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.

В-третьих, диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на раз-личных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна учителю: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.

Как относиться к результатам диагностики?

Самое главное – это, независимо от полученных результатов, относиться к ним спокойно. Обратить нужно, прежде всего, внимание на низкие и высокие оценки диагностики. Если оценки низкие, не расстраивайтесь, займитесь развивающими играми и тренировочными упражнениями. Через определенное время, скажем, один – два месяца, попробуйте повторить диагностику. Если результаты не улучшились, следует обратиться к психологу, особенно что периодически это полезно делать в любом случае. Если же ребенок показал высокие результаты, можете быть довольны. Однако вместе с приятным известием вы имеете и повод для беспокойства. Скорее всего, ваш ребенок интеллектуально одаренный, и беспокоиться нужно о том, как эту одаренность не загубить. Для него нужна специальная программа обучения и развития. И здесь помогут консультации педагога и психолога. Средние результаты обещают больше спокойствия. Но это лишь в том случае, если вы не захотите, чтобы ваш ребенок стал еще более интеллектуально мыслящим.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Протокол к беседе на определение кругозора ребёнка

 

№ вопроса Вопрос Ответ Правильность
  Как тебя зовут?    
  Сколько тебе лет?    
  Как зовут твоих родителей?    
  Как называется город (село), где ты живешь?    
  Каких домашних животных ты знаешь? А диких?    
  В какое время года на деревьях появляются листья?    
  Что остается на земле после дождя?    
  Чем отличается день от ночи?    
  Хочешь ли ты идти в школу?    
  Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?    
  Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?    

 

 

II. Умственное и речевое развитие  
№ задания Задание Результат Общий результат
А Понимание грамматических конструкций.   Высокий 4 «+»   Низкий 4 «-» или 2 «-»   Средний - остальные варианты
Б Выполнение словесных поручений.  
В Изменение существительных по числу.  
Г Рассказ по картинкам  

 

III. Образные представления  
№ задания Задание Результат Итоговый результат
А Собирание разрезных картинок   Высокий - выполнил сложный вариант Средний - выполнил упрощенный вариант Низкий - не выполнил задание Высокий – два «высокий» Низкий два «низкий» или один «низкий» и один «средний» Средний – остальные варианты
  Б   Рисунок человека Высокий - изображены семь осн. частей, не менее 3-х второстеп., руки и ноги изображены двумя чертами Средний - все остальные варианты Низкий - 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных;
IV. Анализ образца  
А Построение из спичек по памяти Высокий – сам исправил ошибки Средний – если исправляет с помощью вопросов Низкий – никак не исправляет
V. Одномоментное восприятие количества  
А Восприятие количества спичек Высокий – 4-5 спичек Средний – 3 Низкий – 1-2
VI. Мелкая моторика
А «Езда по дорожкам» Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз; Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту; Средний – все остальные варианты
VII. Крупная моторика  
А Совокупность упражнений Высокий – 1) неровная походка; наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению; нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно. Низкий – незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.  
         

Выделение нужного показателя результата, обведя в круг*



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: