Материал: 2 варианта рисунка, карандаш
Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».
Вариант А
Вариант Б
Итоговый уровень:
Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;
Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;
Средний – все остальные варианты.
VII. Крупная моторика
Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:
1. Пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;
2. Встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;
3. Ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).
Итоговый уровень:
Недостаточный –
1) неровная походка;
2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению;
3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик,
удержать его или кинуть обратно.
Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.
Глава 3. Рекомендации родителям
Перед поступлением ребенка в 1-й класс проводится диагностика его школьной зрелости. Цель – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:
|
1. физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения;
2. психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;
3. социальную готовность к школе – развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений);
4. дидактическую готовность к школе – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.).
На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей.
Во-первых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.
|
Во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.
В-третьих, диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).
И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на раз-личных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна учителю: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.
|
Как относиться к результатам диагностики?
Самое главное – это, независимо от полученных результатов, относиться к ним спокойно. Обратить нужно, прежде всего, внимание на низкие и высокие оценки диагностики. Если оценки низкие, не расстраивайтесь, займитесь развивающими играми и тренировочными упражнениями. Через определенное время, скажем, один – два месяца, попробуйте повторить диагностику. Если результаты не улучшились, следует обратиться к психологу, особенно что периодически это полезно делать в любом случае. Если же ребенок показал высокие результаты, можете быть довольны. Однако вместе с приятным известием вы имеете и повод для беспокойства. Скорее всего, ваш ребенок интеллектуально одаренный, и беспокоиться нужно о том, как эту одаренность не загубить. Для него нужна специальная программа обучения и развития. И здесь помогут консультации педагога и психолога. Средние результаты обещают больше спокойствия. Но это лишь в том случае, если вы не захотите, чтобы ваш ребенок стал еще более интеллектуально мыслящим.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Протокол к беседе на определение кругозора ребёнка
№ вопроса | Вопрос | Ответ | Правильность |
Как тебя зовут? | |||
Сколько тебе лет? | |||
Как зовут твоих родителей? | |||
Как называется город (село), где ты живешь? | |||
Каких домашних животных ты знаешь? А диких? | |||
В какое время года на деревьях появляются листья? | |||
Что остается на земле после дождя? | |||
Чем отличается день от ночи? | |||
Хочешь ли ты идти в школу? | |||
Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? | |||
Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей? |
II. Умственное и речевое развитие | |||
№ задания | Задание | Результат | Общий результат |
А | Понимание грамматических конструкций. | Высокий 4 «+» Низкий 4 «-» или 2 «-» Средний - остальные варианты | |
Б | Выполнение словесных поручений. | ||
В | Изменение существительных по числу. | ||
Г | Рассказ по картинкам |
III. Образные представления | ||||
№ задания | Задание | Результат | Итоговый результат | |
А | Собирание разрезных картинок | Высокий - выполнил сложный вариант Средний - выполнил упрощенный вариант Низкий - не выполнил задание | Высокий – два «высокий» Низкий два «низкий» или один «низкий» и один «средний» Средний – остальные варианты | |
Б | Рисунок человека | Высокий - изображены семь осн. частей, не менее 3-х второстеп., руки и ноги изображены двумя чертами Средний - все остальные варианты Низкий - 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных; | ||
IV. Анализ образца | ||||
А | Построение из спичек по памяти | Высокий – сам исправил ошибки Средний – если исправляет с помощью вопросов Низкий – никак не исправляет | ||
V. Одномоментное восприятие количества | ||||
А | Восприятие количества спичек | Высокий – 4-5 спичек Средний – 3 Низкий – 1-2 | ||
VI. Мелкая моторика | ||||
А | «Езда по дорожкам» | Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз; Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту; Средний – все остальные варианты | ||
VII. Крупная моторика | ||||
А | Совокупность упражнений | Высокий – 1) неровная походка; наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению; нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно. Низкий – незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий. | ||
Выделение нужного показателя результата, обведя в круг*