Описание методики
Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина - психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная дл измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора.
Теоретические основы
В основу опросника положена трактовка ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек:
· может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
· может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
· понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
· может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
· может контролировать внешнее выражение эмоций;
· может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида ЭИ:
Межличностный эмоциональный интеллект | Внутриличностный эмоциональный интеллект | |
Понимание эмоций | Понимание чужих эмоций | Понимание своих эмоций |
Управление эмоциями | Управление чужими эмоциями | Управление своими эмоциями |
Для создания опросника ЭмИн были разработаны утверждения на каждый вид ЭИ. Предварительные версии опросника проводились на нескольких сотнях испытуемых. Серия факторно-аналитических процедур показала, что более или менее устойчиво выделяется пять факторов, в целом соответствующих предложенной структуре.
Валидизация
В исследовании с использованием опросника ЭмИн приняли участие 745 испытуемых, 166 (22 %) мужского пола и 579 (78 %) женского пола. Возраст испытуемых – от 16 до 67 лет (среднее значение 28,1, стандартное отклонение 11,6). 52 % испытуемых были в возрасте до 23 лет, в связи с чем некоторые виды психометрического анализа проводились отдельно по возрастным группам. Выборка состояла из 25 старшеклассников из Москвы, 374 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по различным специальностям, и 346 специалистов различного профиля из Москвы и Усть-Илимска.
Внутренняя согласованность основных шкал составила от 0,75 до 0,79, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и ее можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,57).
Был проведен анализ половых различий по шкалам опросника. Ни по одной из шкал и субшкал не было обнаружено значимых различий между дисперсией у мужчин и женщин. Что касается средних, то у мужчин оказались выше значения по всем шкалам, причем эти различия высоко значимы для шкал «Внутриличностный эмоциональный интеллект» и «Управление эмоциями», и находятся на границе традиционно принятого уровня значимости 0,05 для шкал «Межличностный эмоциональный интеллект» и «Понимание эмоций». Эти результаты интересны тем, что они противоречат общепринятой точке зрения (часто подтверждаемой эмпирически), что женщины обладают более высоким эмоциональным интеллектом. Возможное объяснение состоит в том, что в рамках самоотчета испытуемые мужского пола демонстрируют большую уверенность в своей компетентности и более высокую самоэффективность. Обращает на себя внимание, что наибольшие различия наблюдаются по тем шкалам, где преимущество мужчин соответствует гендерным стереотипам, например, представлениям о том, что мужчины лучше контролируют эмоциональную экспрессию и вообще собственные эмоции.
Также была проанализирована связь шкал опросника ЭмИн с возрастом. Испытуемые были разделены на три возрастные группы: от 16 до 25 лет (431 испытуемый), от 26 до 45 лет (221 испытуемый) и от 46 до 67 лет (93 испытуемых). Дисперсионный анализ показал, что есть значимые различия только по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» – в старшей возрастной группах среднее значение выше (44,7), чем в младшей (42,6). В целом можно сделать вывод, что возраст испытуемых существенно не влияет на результаты опросника, и поэтому можно проводить статистический анализ и выводить тестовые нормы без учета этой переменной.
Внутренняя структура
В окончательном виде опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырёхбалльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка:
МЭИ Межличностный эмоциональный интеллект | ВЭИ Внутриличностный эмоциональный интеллект | |
ПЭ Понимание эмоций | МП Понимание чужих эмоций | ВП Понимание своих эмоций |
УЭ Управление эмоциями | МУ Управление чужими эмоциями | ВУ Управление своими эмоциями; ВЭ контроль экспрессии |
· Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
· Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
· Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
· Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
· Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
· Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
· Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
· Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
· Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций
Интерпретация
Сырые баллы
Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных значениях:
Вариант ответа | В прямых значениях | В обратных значениях |
совсем не согласен | 0 баллов | 3 балла |
скорее не согласен | 1 балл | 2 балла |
скорее согласен | 2 балла | 1 балл |
полностью согласен | 3 балла | 0 баллов |
Шкала | Прямые утверждения | Обратные утверждения |
Понимание чужих эмоций | 1, 3, 11, 13, 20, 27, 29, 32, 34 | 38, 42, 46 |
Управление чужими эмоциями | 9, 15, 17, 24, 36 | 2, 5, 30, 40, 44 |
Понимание своих эмоций | 7, 14, 26 | 8, 18, 22, 31, 35, 41, 45 |
Управление своими эмоциями | 4, 25, 28, 37 | 12, 33, 43 |
Контроль экспрессии | 19, 21, 23 | 6, 10, 16, 39 |
Межличностный эмоциональный интеллект | 1, 3, 9, 11, 13, 15, 17, 20, 24, 27, 29, 32, 34, 36 | 2, 5, 30, 38, 40, 42, 44, 46 |
Внутриличностный эмоциональный интеллект | 4, 7, 14, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 37 | 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 31, 33, 35, 39, 41, 43, 45 |
Понимание эмоций | 1, 3, 7, 11, 13, 14, 20, 26, 27, 29, 32, 34 | 8, 18, 22, 31, 35, 38, 41, 42, 45, 46 |
Управление эмоциями | 4, 9, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 25, 28, 36, 37 | 2, 5, 6, 10, 12, 16, 30, 33, 39, 40, 43, 44 |
Общий уровень эмоционального интеллекта | 1, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 34, 36, 37 | 2, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 30, 31, 33, 35, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 |
Стенайны
Стенайны | Сырые баллы по шкалам | |||
МЭИ | ВЭИ | ПЭ | УЭ | |
31 и меньше | 28 и меньше | 31 и меньше | 29 и меньше | |
32–34 | 29–32 | 32–34 | 30–32 | |
35–37 | 33–36 | 35–37 | 33–36 | |
38–40 | 37–40 | 38–40 | 37–40 | |
41–44 | 41–44 | 41–44 | 41–44 | |
45–47 | 45–48 | 45–47 | 45–47 | |
48–51 | 49–53 | 48–51 | 48–51 | |
52–55 | 54–57 | 52–56 | 52–56 | |
56 и больше | 58 и больше | 57 и больше | 57 и больше |
Стимульный материал
Литература
1. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22
2. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям/Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264 – 278.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
БЛАНК МЕТОДИКИ
Инструкция
Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение.
№п/п | Утверждение | Совсем не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Полностью согласен |
1. | Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть | ||||
2. | Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения | ||||
3. | Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица | ||||
4. | Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение | ||||
5. | У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника | ||||
6. | Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю | ||||
7. | Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди | ||||
8. | Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться | ||||
9. | Я умею улучшить настроение окружающих | ||||
10. | Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую | ||||
11. | Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов | ||||
12. | В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки | ||||
13. | Я легко понимаю мимику и жесты других людей | ||||
14. | Когда я злюсь, я знаю, почему | ||||
15. | Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации | ||||
16. | Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком | ||||
17. | Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии | ||||
18. | Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим | ||||
19. | Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть | ||||
20. | Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние | ||||
21. | Я контролирую выражение чувств на своем лице | ||||
22. | Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство | ||||
23. | В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций | ||||
24. | Если надо, я могу разозлить человека | ||||
25. | Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние | ||||
26. | Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю | ||||
27. | Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это | ||||
28. | Я знаю как успокоиться, если я разозлился | ||||
29. | Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса | ||||
30. | Я не умею управлять эмоциями других людей | ||||
31. | Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда | ||||
32. | Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые | ||||
33. | Мне трудно справляться с плохим настроением | ||||
34. | Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает | ||||
35. | Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям | ||||
36. | Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями | ||||
37. | Я умею контролировать свои эмоции | ||||
38. | Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно | ||||
39. | По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую | ||||
40. | Если близкий человек плачет, я теряюсь | ||||
41. | Мне бывает весело или грустно без всякой причины | ||||
42. | Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей | ||||
43. | Я не умею преодолевать страх | ||||
44. | Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает | ||||
45. | У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить | ||||
46. | Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются |
Тест эмоционального интеллекта Люсина/Бланк ответов
№ утверждения | Совсем не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Полностью согласен | № утверждения | Совсем не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Полностью согласен |
1. | 24. | ||||||||
2. | 25. | ||||||||
3. | 26. | ||||||||
4. | 27. | ||||||||
5. | 28. | ||||||||
6. | 29. | ||||||||
7. | 30. | ||||||||
8. | 31. | ||||||||
9. | 32. | ||||||||
10. | 33. | ||||||||
11. | 34. | ||||||||
12. | 35. | ||||||||
13. | 36. | ||||||||
14. | 37. | ||||||||
15. | 38. | ||||||||
16. | 39. | ||||||||
17. | 40. | ||||||||
18. | 41. | ||||||||
19. | 42. | ||||||||
20. | 43. | ||||||||
21. | 44. | ||||||||
22. | 45. | ||||||||
23. | 46. |