Виды социальных технологий




Социальная технология — совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.

Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии используются, в частности, в таком особом виде социальной инновационной деятельности как управленческий консалтинг.

Можно выявить социальную технологию как строение коммуникативных воздействий, которые изменяют социальные ситуации или социальные системы, в том числе отдельного человека как единую социальную систему.

Виды социальных технологий

Виды социальных технологий отличаются в зависимости от того в каких формах общественной жизни они реализуются в следующих сферах:

§ экономической:

§ оценка потенциала каждого человека;

§ интеллектуальное развитие его труда (чтобы лучше и прибыльнее работал);

§ «рядовой выходит в управленцы» (персонал должен управлять);

§ управленческой:

§ развитие систем управления и систем коллективной деятельности организаций (фирм, компаний);

§ формирование личной управленческой стратегии, позволяющей формировать социальную действительность;

§ политической:

§ предполагает взвешенность политических решений, проявление политической дальновидности;

§ сегодня мы плохие технологи и политики;

§ социальной:

§ социальная технология направлена на социальную справедливость (мера труда должна соответствовать мере потребления);

§ труд должен вознаграждаться по заслугам;

§ рассматривается демографическая политика, семейно — бытовые отношения, их влияние на развитие общества;

§ создание условий для социально незащищённых групп населения;

§ духовной сфере:

§ развитие культурных запросов и склонностей каждого человека;

§ умение и гибкое воздействие на тенденции, происходящее в сфере образования, науки, литературы и искусства;

§ взаимодействие национальной культуры, изучение спектра проблем общественного сознания;

§ материальные вопросы, наличие экономических предпосылок для решения возникших проблем.

Социальные технологии достаточно разнообразны, их классификация выделена многообразием социального мира определенной страны, и зависит от модели самой социальной работы в рамках которой можно вести речь и о применяемых технологиях. Технологии, которым все более уделяется внимание как на уровне государственном, так и со стороны неправительственных организаций:

• Технологии социальной работы с семьей

• Технологии социальной работы с молодежью

• Технологии социальной работы с детьми, подростками

• Технологии социальной работы с женщинами

• Технологии социальной работы с пожилыми людьми

• Технологии социального предвидения

• Технологии экономическая поддержка населения

• Технологии социально-педагогические

• Технологии социально-психологические

• Технологии социально-медицинские

• Технологии связи с общественностью

• Технологии адаптационные

• Творческие технологии

• Технологии профилактического значения

class=WordSection2>

 

2. Технологии воздействия

 

Социальное управление представляет собой управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни. Оно осуществляется при помощи комплекса методов целенаправленного воздействия на индивидов или их группы. Характер воздействия может быть прямым, через мотивы и потребности, систему ценностей, а также окружающую среду. Социологический подход предполагает выделение целенаправленного управляющего воздействия (целеполагания и целеосуществления), социальную самоорганизацию и как результат организационный порядок

Социальные технологии в широком смысле – это особый вид социальной теории. Социальные технологии присутствуют практически во всех сторонах социальной динамики: индивидуального взаимодействия, группового и межгруппового взаимодействия.

Понятие «Социальные технологии как технологии вообще» имеет, по крайне мере, два значения. С одной стороны, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата, и в этом плане технологичность воздействия ассоциируется с такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность

Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, которая выстраивает в один рад цель, средство и результат. Правда, координация и субординация, средств и результатов не так уж проста и предполагает вариативность, учет множества факторов, моделирования, и проектирования, систему критериев и оценок, социальные версии и сценарии, идентификаторы, методы диагностики и т.д. В любом случаи указанная система имеет свои собственные конституирующие и формообразующие факторы.

С другой стороны, социальные технологии – это специфическая теория, наука, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. Причем под социальным объектом, может быть социальное отношение, а также социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, либо социальная организация. Характер воздействия, его технологичность определяется той системой операций направленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта.

В соответствии с этим различают базовые и частные социальные технологии. К первым можно и нужно отнести технологии стратегического проектирования социального объекта.

Если попытаться раскрыть смысл базовых социальных технологий, то здесь следует сказать о гармонизации индивидуального личного и общественного значимого, выдвижении таких социальных технологий, которые по своей природе гуманистичны и обеспечивают развитие творческих способностей и активностей социального субъекта.

Частные социальные технологии – разновидность форм тактико-оперативного воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически – предметное урегулирования отношений и операций, оптимизирования социального взаимодействия на разных условиях. Думается что указное разделения на базовые и частные социальные технологии не синоним технологии второго и первого уровней. Они определяют собой разные формы социальной самоорганизации и, соответственно, разные цели, средства и методы. Все эти уровни, способы и методы порою трудно развести.

Рассмотрим в данной статье более подробно технологий управления. На рисунке 1. приведен один из вариантов технологии управления социальными объектами. В данной модели все технологии разделены на пять взаимосвязанных групп.

 

Рисунок 1. Вариант технологии управления социальными объектами [3].

Группа первая универсальные технологии – технологии системного анализа. Эти технологии применимы не только в управлении, но и во всех сферах деятельности человека. Они позволяют организовывать эту деятельность, придать ей целенаправленный характер.

Группа вторая стандартные технологии управления. Эти технологии также носят универсальный характер (всеобщий) и применимы не только на всех стадиях управленческой деятельности, но и во всех сферах жизни человека.

Группа третья технологии коммуникации. В связи с тем, что управление реализуется через субъект и объект управления, оно невозможно без общения.

Четвертая группа технология реализации власти, в данном случае управление реализуется через систему руководства и подчинения.

Пятая группа психотехнологии управления людьми, реализуется через скрытое управление.

 

3. Методы управления

 

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

При решении менеджером той или иной задачи различные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают гостиничные предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации осложняют задачу выбора тех из них, которые окажутся наиболее эффективными при решении конкретных управленческих задач. Разнообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности при помощи классификации по определенным критериям. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления означает их ориентацию на определенный объект управления (фирму, отдел, подразделение, компанию и т.д.).

Содержание методов управления - это совокупность специфических приемов и способов воздействия.

В практике управления гостиничными предприятиями одновременно применяют различные методы и их сочетания.

Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Но вне зависимости от способа классификации все методы управления органически дополняют друг друга. Ведь их направленность всегда одна - на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности. В конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма. С учетом этого можно выделить следующие методы управления:

1. экономические;

2. организационно-административные;

3. социально-психологические.

Организационная форма методов управления - способы воздействия на конкретно сложившуюся ситуацию. Воздействие может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

 

 

Заключение

Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что социальные технологии являются в настоящее время одним из самых притягательных объектов исследования социологии, педагогики, психологии, управления персоналом, менеджмента.

Социальные технологии – элемент человеческой культуры, зависящий от менталитета народа и его языка. Социальные технологии возникают в процессе эволюции человеческого общества или создаются искусственно. Они классифицируются в зависимости от направленности во внутреннюю и внешнюю среду организации на социальные технологии, направленные на трансформацию внешней среды предприятия, и социальные технологии, направленные во внутреннюю среду предприятий и организаций.

Под влиянием различных теорий социальной работы, сформировалось множество классификаций социальных технологий. Она может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

Строение классификации социальных технологий осуществляется на основании принципов.

Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий по основам задачам, проблемам социальной защиты.

Были выделены специалистами-управленцами технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования.

 

Список используемых источников

 

1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Прометей, Юрайт, 2000.

2. Наймушин А.И. Социальные технологии в СКСТ. Материалы для изучения. Электронный вариант. Уфа. ЛОТ УТИС. 2001.

3. Энциклопедический социологический словарь. М., 2005.

4. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 2006

5. Толковый словарь по социальным технологиям. М., 2004.

7.Социальные технологии. Толковый словарь. М. — Белград, 2005.

8. Никредин Г.Д. и др. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие. Том 1. Поисковая модель словаря-справочника. Уфа. 2007.– 296с.
9. Социальные технологии: Толковый словарь/ Отв. ред. В.Н.Иванов. Москва–Белгород: Луч–Центр социальных технологий, 2005.– 309с.

10. Технологии социальной работы.: Учебник под общ. ред. проф. - Е.И. Холостовой. - М.: Инфра-М, 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: