Методический комментарий




ЗАНЯТИЕ 3

Текстоведение и основы стилистики

 

Методический комментарий

1. Текст.

Термин «ТЕКСТ» пришел в русский язык в 18 веке из немецкого, но восходит он к латинскому "textus", что значит "ткань; связь, соединение (ср.: текстиль); слог, стиль" (от "texere" – ткать; сочетать, сочинять, слагать).

Текст – это объединенная смысловой связью последовательность предложений, абзацев, глав и т.д., основными свойствами которой являются связность, целостность и единство.

Текст – это произведение письменной или устной речи, предназначенное для общения (коммуникации).

2. Основные свойства текста.

2.1.Связность.

Предложения, абзацы и более крупные единицы текста обязательно связаны не только по смыслу, но и лексико-грамматическими (языковыми) средствами.

Связность – это лексико-грамматические способы соединения внутри текста его элементов: предложений, абзацев и т.п. Так образуется смысловая связь единиц текста.

2.2. Целостность.

Целостность текста предполагает, что в основе высказывания должно лежать некая идейно-тематическая программа (см. ниже идейно-тематический план текста, п.5), которая в тексте проявляется через ключевые слова и может быть сформулирована как тема (предмет сообщения) и идея (основная мысль) текста.

2.3. Единство.

Текст представляет собой единое целое еще и потому, что ему присуще стилистическое и композиционное единство, то есть он создан в одном стиле, а все его элементы определенным образом соотнесены друг с другом и выстроены.

3. Тематическая прогрессия

Тематическая прогрессия – это движение информации внутри текста от данного к новому.

3.1. Данное – исходная информация в предложении, выраженная, как правило, в составе подлежащего (но может быть выражена и другими членами предложения, и всем предложением). На схемах данное принято обозначать буквой Д.

Пример:

Д

Осень, по мнению многих, красивейшее время года.

3.2. Новое (рема) – новая информация, которая говорится о данном; то, ради чего создаётся предложение. Новое, как правило, выражается сказуемым (но может быть выражено и всей грамматической основой). На схемах обозначается буквой Н.

Пример:

Н

Осень, по мнению многих, красивейшее время года.

4. Виды синтаксической связи в тексте.

4.1. Цепная (последовательная) связь – это один из основных способов связи предложений в тексте. При этом способе новое первого предложения становится данным второго, новое второго предложения – данным третьего и т.д.:

Д1 Н1

Д2 Н2

 
 


Д3 Н3…

Пример:

Д1 Н1 Д2

Осень, по мнению многих, красивейшее время года. Красота его,

Н2 Д3 Н3

правда, недолговечна. Но именно это, возможно, заставляет нас так

остро переживать её.

4.2. Параллельная связь – один из основных способов связи предложений в тексте. При этом способе данное во всех предложениях остается постоянным, а изменяется только новое:

Д Н1

 
 


Д Н2

 
 


Д Н3…

При этом часто данное заявлено только в начале текста, а в последующих предложениях лишь подразумевается.

Пример:

Д Н1 Д

Осень, по мнению многих, красивейшее время года. [ Осенью ]

Н2 Д

Постепенно желтеют и краснеют листья на деревьях. [ Осенью ]

Н3

Необыкновенными становятся воздух и вода.

4.3. Каждому из двух видов синтаксической связи предложений в тексте соответствуют определённые языковые средства связности.

 

 

Таблица 1. Основные средства связности текста*

 

Типы средств связи Цепная (последовательная) синтаксическая связь Параллельная синтаксическая связь
ПОВТОРЫ   1)полные лексические (слово повторяется в одной и той же форме); 2)словоизменительные лексические (слово повторяется в разных формах); 3)словообразовательные, или корневые (повтор одного и того же корня в однокоренных словах); 4)использование однотематической лексики (слов разных частей речи, связанных одной и той же темой); 5)ассонансы (повторы одинаковых гласных звуков); 6)аллитерации (повторы одинаковых согласных звуков)   1)полные анафорические (повтор слова или словосочетания в начале предложения, абзаца или стихотворной строки); 2)полные эпифорические (повтор слова или словосочетания в конце предложения, абзаца или стихотворной строки); 3)словоизменительные (слово повторяется в разных формах); 4)ассонансы (повторы одинаковых гласных звуков); 5)аллитерации (повторы одинаковых согласных звуков); 6)примерный повтор структуры соседних предложений или предложений в начале соседних абзацев, в начале стихотворных строф (параллелизм синтаксических конструкций, или синтаксический параллелизм)  
ЗАМЕНЫ 1)синонимические (замена слова синонимом); 2)антонимические (замена слова антонимом); 3)замена имени существительного перифразой – описательным характеризующим оборотом; 4)родо-видовые замены (замена ряда слов, называющих виды предметов, одним родовым названием или наоборот, например: "ласточки, стрижи" – "птицы"); 5)замена именной части речи личным местоимением; 6) замена прямого порядка слов инверсией 1)антонимические (замена слова антонимом); 2)смысловые и грамматические параллели, возникающие между словами в определенной параллельной конструкции; 3)замена прямого порядка слов нетрадиционным, например обратным (инверсия)    
СВЯЗКИ 1)видо-временные формы глаголов; 2)вводные конструкции; 3)сочинительные союзы; 4)подчинительные союзы; 5)указательные и определительные местоимения и местоименные наречия; 6)частицы 1)видо-временные формы глаголов

 

*Данные таблицы не требуют заучивания, однако будут полезны при выполнении заданий ЕГЭ в части В.

 

Упражнение 1. Прочитайте тексты и выполните задания к ним.

Текст А. (1)… (2) Для получения первого офицерского чина тогда не обязательно было иметь специальное военное образование. (3) Военные науки преподавались в ряде гражданских учебных заведений. (4) Некоторые из дворян брали домашние уроки или частные лекции по военным предметам. (5) Студент из дворян по указу от 3 ноября 1806 г. лишь три месяца служил рядовым и три месяца подпрапорщиком. (6)…

 

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Но большинство из них получили только домашнее образование.

2) Отношение Пушкина к такому типу образования было резко

отрицательным.

3) В 19 веке большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу.

4) Следовательно, на таком фоне биография героя, который нигде не служит, приобретала прямо-таки демонстративный характер.

 

Какое из приведенных ниже предложений должно быть шестым в этом тексте?

1) А вот в образе Чацкого угадывается недавнее военное прошлое.

2) Эти особенности русской жизни первой трети 19 века ускользают от внимания современного читателя романа «Евгений Онегин».

3) Правда, Александр I в одном из самых первых своих указов повелел всех «неграмотных дворян принимать только рядовыми».

4) Наиболее «благородным» родом службы они считали дипломатическую.

 

 

Текст Б. (1)… (2) Схема домашнего воспитания была та же, что и при начальном обучении мальчика-дворянина. (3) Из рук крепостной нянюшки, заменявшей в этом случае крепостного дядьку, девочка поступала под надзор гувернантки – чаще всего француженки, иногда англичанки. (4) Но в некоторых семьях нанять хорошую гувернантку не было средств. (5) Если всё же дать девушке образование считали необходимым (а немало было дворянок, получивших лишь самое начальное образование от какого-нибудь сельского дьячка и едва умеющих читать и писать!), в таких семьях прибегали к помощи пансионов. (6)…

 

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Герой пушкинского романа получил, например, только домашнее образование.

2) Как видим, образование молодой дворянки носило бессистемный характер.

3) В этом учебном заведении в качестве особого предмета преподавались светские манеры.

4) Образование молодой дворянки носило бессистемный характер.

 

Какое из приведённых ниже предложений должно быть шестым в этом тексте?

1) Таким образом, эти учебные заведения имели специфический характер.

2) В мемуарной литературе мы находим интересное описание этого пансиона.

3) Наиболее известными государственными учебными заведениями этого типа были Смольный институт благородных девиц и аналогичный ему Екатерининский институт.

4) Определённой части выпускниц пансиона были обеспечены придворные должности фрейлин.

 

5. Идейно-тематический план текста

Целостность текста выявляется в его идейно-тематическом замысле (в теме, проблеме, идее).

5.1. Тема текста это круг событий и лиц, образующих жизненную основу текста; то, о чем говорится в тексте; то, что в нем изображено. Через раскрытие темы выражается идея произведения. В тексте может быть одна главная тема, которая реализуется через несколько микротем (подтем), подчиненных этой главной теме. Если текст достаточно большого объема (повесть, роман), то правомерно говорить о тематике — совокупности основных тем данного произведения.

5.2. Проблема текста – это тот сложный, общественно или личностно значимый вопрос, который автор ставит и исследует в тексте, стремясь найти решение.

5.3. Идея — главная обобщающая, образная, эмоциональная мысль, лежащая в основе текста как речевого произведения; если проблема — это главный вопрос, который ставится в тексте, то идея — это ответ на такой вопрос.

5.4. Авторская позиция – это мысли, чувства, мнения писателя, выраженные публицистическими или художественными средствами через всю систему образов и выразительных приемов текста.

Чтобы понять авторскую позицию, нужно глубоко и всесторонне проанализировать текст, сопоставить его с характером времени, а также с общественной, культурно-нравственной, историко-литературной ситуацией. Кроме того, необходимо критически рассмотреть авторские аргументы.

Только сопоставление авторской позиции с собственной позицией читателя может породить обоснованное мнение о тексте.

 

6. Работа над формулировкой темы и идеи текста

Формулируя тему, проблему и идею текста, необходимо опираться на соответствующие ключевые слова: на объективные ключевые слова в случае формулировки темы и проблемы, на субъективные – при формулировке идеи. Если у текста есть заглавие, обязательно нужно задуматься над его смыслом, прежде чем формулировать тему, проблему или идею этого текста.

Ключевыми, или опорными, называются слова или словосочетания (а иногда и большая часть предложения), которые выражают основное содержание текста.

Все ключевые слова текста можно подразделить на две группы: 1) объективные и 2) субъективные, или оценочные.

Объективные ключевые слова называют основные образы, объекты (предметы, явления, действия) или понятия текста и сжато передают движение объективной информации в тексте от данного к новому. Такие ключевые слова помогают более точно определить тему текста.

Субъективные, или оценочные, ключевые слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку – эмоциональную (эмоционально-оценочные слова) или рациональную (рационально-оценочные слова). Следовательно, такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста.

Пример (объективные ключевые слова подчёркнуты, субъективные выделены курсивом):

Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстыеили такие, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам, не расставлял ли где губернаторский слуга зеленого стола для виста. Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «черт меня побери», как говорят французы,волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закругленные и крепкие. Это были почетные чиновники в городе.

(Н.В. Гоголь)

 

Тема текста - сопоставительная характеристика двух типов мужчин – чиновников губернского города (ключевые слова мужчины двух родов).

Проблема (вопрос): каковы чиновники губернского города NN и вообще российские чиновники? (Одни увивались около дам, другие пятились от дам в сторону стола для виста. Формулирование прблемы требует обобщения смысла ключевых слов.)

Идея (ответ на вопрос): чиновники города NN ничем не отличаются от чиновников других городов России, даже от петербургских; везде есть те, кто уже занял высокое положение и утвердился на нём (это люди богатые, уверенные в себе, грубые и ограниченные), и те, кто через знакомства и протекцию, особенно через благосклонность дам, пытается поправить свои дела и приобрести вес в обществе. (Ключевые слова толстыеили такие, как Чичиков - пятились от дам - стола для виста –лицаполные и круглые - ни на манер «черт меня побери», как говорят французы, – волосыподстрижены, или прилизаны, - а черты лицазакругленные и крепкие - почетные чиновники характеризуют чиновников, уже достигших желанных высот, а цепочка слов тоненькие - увивались около дам - с трудомотличить их от петербургских - выбритые овалы лиц - подседали к дамам, … говорили по-французски и смешили дам, как и в Петербурге рисует образ чиновников, которые стремятся стать такими же надменными персонами).

 

Авторская позиция: Гоголь с иронией изображает и тех и других чиновников, подчёркивая, что, при всей их противоположности, это две стороны одного явления. (Ключевые слова выделены курсивом).

 

Упражнение 2. Прочитайте текст.

(1)Каждый народ познаёт себя через своё искусство. (2)По мере того как народ узнаёт себя, и жизнь для каждого отдельного лица становится яснее и проще. (3)Искусство является светочем, освещающим жизненный путь для каждого вступающего в жизнь.

(4)Вот, скажем, образование. (5)Чтобы образовать нацию, не довольно выстроить университеты. (6)Умы, чтобы быть готовыми к восприятию научных истин, нуждаются в предварительной культуре. (7)Процессы обобщения и отвлечения не сразу даются мозгу; они должны быть подготовлены. (8)Обобщения, представляемые искусством, легче воспринимаются и постигаются и, практикуя ум, подготовляют его к научным отвлечениям.

(По А.Н. Островскому.)

Задания.

1. Отметьте лексические и корневые повторы (однокоренные слова) в первом абзаце текста. Какую роль они играют?

2. Опираясь на отмеченные повторяющиеся слова, обозначающие объекты (на объективные ключевые слова), сформулируйте основную проблему текста в виде вопроса.

3. Преобразуйте вопросную формулировку проблемы в повествовательное предложение.

4. Запишите формулировку проблемы, воспользовавшись одной из предложенных моделей.

· <..?> - этот вопрос решает автор в своей статье.

· <..?> - вот вопрос, который интересует Островского.

· В этом тексте автор рассматривает проблему (чего?)…

· В этой статье Островский ставит проблему (чего?)…

· Островского, как человека, причастного к искусству, волнует проблема (чего?)…

· Живо интересуясь проблемами искусства, Островский рассуждает в статье о том, <…>.

5. Определите аспекты (разные стороны, грани) основной проблемы, отмеченные автором.

6. Проследите за ходом мысли автора, за аргументами, к которым он прибегает, убеждая читателя в своей точке зрения.

7. Опираясь на выписанные из первого абзаца повторы, обозначающие действия, сформулируйте идею (главную мысль) текста.

8. Найдите в тексте метафору. Какую роль она здесь играет?

9. Как метафора перекликается с рядом однородных членов в предыдущем предложении? Какой эффект это создаёт?

10. Сформулируйте авторскую эмоциональную оценку проблемы. Примерные модели, используемые для написания комментария и формулирования авторской позиции:

· Автор обращает внимание на…

· Автор особенно отмечает, что…

· Автор заостряет внимание на…

· Писатель считает, что…

· Автор подчёркивает…

· Автор выбирает наиболее важную, с его точки зрения, область…

· По мнению автора, <…>

· Писатель приходит к выводу, что…

11. Согласны ли вы с авторской идеей в целом?

12. Со всеми ли аспектами (сторонами) авторской позиции вы согласны?

13. Выскажите собственную точку зрения на основную проблему и на её аспекты. Используйте следующие речевые формулы:

· По моему мнению,

· По-моему, эта проблема действительно интересна для обсуждения

· Я считаю, что…

· Мне представляется особенно важным…

· Мне также интересен этот вопрос…

· Главное, что нужно отметить, - это…

· Особенно важно, на мой взгляд, обратить внимание на то, что…

· На первый взгляд проблема, о которой говорит автор, не слишком важна. Однако…

· Текст натолкнул меня на мысль о том, что…

· Я не думал раньше над этой проблемой, но, прочитав текст, могу сказать, что…

14. Запишите 2 аргумента, которые вы можете привести в доказательство своей точки зрения. Аргументы могут быть следующими:

- логическими (в том числе доказательствами от противного);

- из вашего жизненного опыта (школьная, домашняя жизнь; ваши знания о жизни, почерпнутые из средств массовой информации);

- из прочитанного (не только по школьной программе).

 

*Следует заметить, что степень убедительности, доказательности ваших аргументов делает их сильными или слабыми. При отсутствии хотя бы одного сильного аргумента из первых двух ваша работа не может быть оценена максимальным баллом.

 

Упражнение 3. Напишите небольшое (100 – 150, но не более 200 слов) сочинение по этому тексту А.Н. Островского. В работе сформулируйте основную проблему текста, прокомментируйте её, сформулируйте авторскую позицию по этой проблеме. Выскажите собственную точку зрения на эту проблему, согласившись или не согласившись с автором; приведите не менее двух аргументов в доказательство своей позиции.

Следите за речевой, грамматической, орфографической и пунктуационной грамотностью, за тем, чтобы работа была связной, логичной и композиционно завершённой.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: