Методический комментарий




 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ

Литературный язык имеет устную и письменную форму с развитой системой стилей.

 

Функциональный стиль – разновидность (часть, вариант) литературного языка, которая используется (предназначена для функциониорования) в определенной сфере человеческой деятельности, в определённой сфере общения.

Выделяются следующие функциональные стили:

Ø научный (сфера науки и образования)

Ø официально-деловой (сфера официально-деловых, юридических, дипломатических отношений)

Ø публицистический (сфера средств массовой информации, документального кино, рекламы, публичных выступлений различного характера (кроме научных), дискуссий и т.д.)

Ø литературно-художественный (есть и другая точка зрения: правильнее говорить о языке художественной литературы; художественный текст может содержать элементы любого стиля и даже включать в себя внелитературные элементы)

Ø разговорный.

Первые четыре стиля встречаются преимущественно в письменной форме, а разговорный стиль – в устной, реже – в письменной речи (например, письма, диалоги героев в тексте и др.).

Функциональные стили отличаются друг от друга языковыми средствами: определённым выбором слов и фразеологизмов, предпочтением именной или глагольной лексики, выбором синтаксических конструкций и др.

 

Научный стиль используется в научных статьях, монографиях, учебниках (учебно-научный стиль), энциклопедиях и др. Для научного стиля характерно использование терминов (стратификация, гендерный, синонимы, изъявительное наклонение), а также отвлечённых существительных, в том числе отглагольных (сопротивляемость, равенство, рассмотрение, употребление, повышение). Имена прилагательные употребляются в научных текстах преимущественно в терминологическом значении (сельское хозяйство, лексическое значение, сложное предложение, демографические проблемы). В научных текстах часто используются следующие обороты и выражения: является + сущ. в твор. падеже, представляет собой, подразделяется на, относится к, из этого следует, состоит в (том, что), обусловливается следующими причинами; встречаются пассивные и безличные конструкции (проблема рассматривается автором…; человеку свойственно…). Для научных текстов характерны длинные предложения, обычно сложные; причастные и деепричастные обороты и другие обособленные члены, а также конструкции с вводными словами.

 

Официально-деловой стиль – это язык деловой документации. Он отличается активным использованием устойчивых, стандартных сочетаний, специальной терминологии и так называемых канцеляризмов (место жительства, довожу до Вашего сведения, в связи со сложившимися обстоятельствами, взять самоотвод, подвести черту, в развитие постановления, заприходировать, истец, ответчик, квартиронаниматель). В этом стиле, так же как и в научном, нередко употребляются отглагольные существительные (проживание, назначение, взимание, предписание); пассивные и возвратно-пассивные конструкции (срок исполнения устанавливается вышестоящими органами; назначены опекунами, расселение проведено). Характерно использование обобщенных наименований (строения – а не дом или сарай; учащиеся – а не пятиклассники или восьмиклассники). Во многих документах встречаются ряды однородных членов и однопланово построенных предложений, то есть конструкции с перечислением. Часто тексты этого стиля строятся по установленному плану (различные заявления, справки, акты и др.), а некоторые бланки и документы (паспорт, медицинская справка, различные квитанции и т.д.) только заполняются с учётом определённых требований. Официально-деловой стиль – это стиль внеиндивидуального общения, в котором исключено употребление стилистически окрашенных слов; все языковые средства направлены на упрощение деловой коммуникации.

 

Публицистическому стилю свойственны особого типа обороты и устойчивые сочетания, их называют публицистическими штампами (состоялась встреча, стало ярким событием, в свете решений, вошло в золотой фонд); в публицистических текстах часто используются стандартные метафоры (раскол в рядах, предвыборный марафон, леденящий душу); здесь немало политической и экономической лексики (саммит, референдум, дефицит бюджета). Публицистический текст ставит целью не только передачу информации, но и воздействие на читателя или слушателя, поэтому в текстах этого стиля используются различные средства, позволяющие привлечь внимание адресата, включить его в размышления и переживания автора: это риторические вопросы (Будет ли строительство закончено в срок? Нам остается только надеяться…), обращения (Знаете ли вы…; Представьте себе…), приглашение к совместному размышлению (Представим…, Давайте попробуем…). Наконец, важным признаком публицистического стиля является выражение отношения автора к событиям, фактам, о которых он рассказывает, которое передаётся с помощью разного рода оценочных слов: уникальное событие, космические масштабы, самородки сибирской земли, антиутопия.) В целом публицистический стиль отличается смешением стилистически разных элементов: официальной и разговорной лексики, образных средств и устойчивых сочетаний, которые характерны и для художественной литературы и др.

 

Разговорный стиль используется в бытовой сфере, обычно в диалогах между хорошо знакомыми людьми, при неофициальном общении. Этому стилю свойственны логическая неупорядоченность, спонтанность, повторы, уточнения, а также стремление к упрощению при передаче информации другим участникам диалога и минимизация языковых средств: неполные предложения, разного рода сокращения (на Варшавке – на Варшавском шоссе; маршрутка – маршрутное такси). Здесь употребляются слова и фразеологизмы разговорного характера (иногда даже просторечные), стилистически окрашенные слова и обороты (вахтерша, вредничать, бедняга, засидеться, доченька, дружок), жаргонизмы (прикольный, супер, отстой). Как можно заметить, разговорная и жаргонная лексика, как правило, отличается яркой оценочностью и экспрессивностью; таким способом говорящий убедительнее выражает свое отношение к предмету речи.

Определяя стиль текста, учитывайте не какую-либо одну его особенность, а весь комплекс характеристик.

 

Литературно-художественный стиль - это стиль художественных произведений. В нем могут присутствовать самые разные языковые единицы, разные стилистические элементы: кроме литературных слов и словосочетаний, может встречаться диалектная, профессиональная, официально-деловая, научная, жаргонная лексика, если она служит созданию образа. Для этого стиля характерны различные образные средства и стилистические приёмы (метафоры, эпитеты, гиперболы, инверсии и многое др.).

 

Таблица 2. Функциональные стили

Стили речи Сфера применения Функции Стилевые особенности
Разговорный стиль   Повседневная речь частных лиц как в устной, так и в письменной форме Передача бытовой информации, непринуждённое общение. Неподготовленность, естественность высказываний. Применение разговорной и просторечной лексики, свободный синтаксис, экспрессивность.
Книжные стили Научный Научные доклады, статьи, книги Передача точной, объективной информации о природе, человеке, обществе; официальное общение. Ясность, точность, объективность, недвусмысленность, логичность, доказательность. Применение терминов и слов с отвлечённым значением, иноязычной лексики. Сложность синтаксиса (сложные предложения всех типов, употребление пассивных конструкций).
Официально- деловой Письменные официально-деловые отношения Передача точной информации в типовых ситуациях официально-делового общения. Точность формулировок, логичность и краткость. Использование стандартных и унифицированных (единообразных) языковых средств (принятых формул-клише).
Публицистический Широкая сфера общественных отношений (политических, экономических, культурных, спортивных и т.д.), СМИ. Две основные функции: информативная и воздействующая. Чередование стандарта и экспрессии, логического и образного, оценочного и доказательного. Доходчивость, оценочность, призывность, полемичность. Одно из основных свойств – установление диалога с читателем: прямое выражение авторской позиции и стремление убедить в ней читателя.
Художеств. литературы Художественные произведения Создание воображаемого художественного мира, имеющего эстетическую ценность. Всё разнообразие и богатство языковых и образных средств.

 


Упражнение. Определите стиль каждого текста, найдите характерные признаки этого стиля.

а) … Проход на станцию метрополитена по социальной карте осуществляется через турникет… Передача социальной карты другим лицам запрещена. В случае выявления данного факта учащийся лишается права льготной оплаты проезда сроком на 6 месяцев. Аналогичные меры принимаются к учащимся, утратившим социальную карту и не заявившим об этом в Пассажирское агентство метрополитена.

б) Тихонов постоял в раздумье у окна, потом осторожно спустился и пошел в дворцовый парк.

Спать не хотелось. Читать в рассеянном блеске белой ночи было нельзя, так же как нельзя было зажигать свет. Электрический огонь казался крикливым. Он как бы останавливал медленное течение ночи, уничтожал тайны, свернувшиеся, как невидимые пушистые звери, в углах комнаты, делал вещи неприятно реальными, более реальными, чем они были на самом деле.

в) Привет, Ленка! Когда ты наконец приедешь в гости? Ведь не так уж и далеко ты от Москвы! Приезжай. Махнём в Кусково, в Кунцево, съездим в Коломенское, сходим на Чистые пруды. Я там рядом живу и работаю, как раз ко мне заглянешь. Недавно видела Серегу Филимонова, весь занятый, но довольный жизнью, передавал тебе привет. Можно их навестить, они живут в Строгино, там классно! Воздух, водохранилище! Тебе понравится. Пиши, не пропадай! Целую и очень жду!

г) Очередное пополнение для книги рекордов Гиннеса: компания Beijing Tongchuang Culture продемонстрировала на выставке в Пекине уникальное произведение искусства – шелковый свиток длиной более пяти километров с каллиграфическим текстом Библии… Шелковый свиток изготовлен из полотна высочайшего качества на одной из лучших китайских фабрик. Белый цвет ткани символизирует святость. Гендиректор Beijing Tongchuang Culture Ма Ли пообещала устроить серию выставок по всему миру для демонстрации свитка. Главная цель этого проекта – способствовать наведению мостов между представителями западной и восточной культур.

д) Естественная среда враждебна для компьютеров. Чтобы они нормально функционировали на природе и в производственных цехах, их приходится облекать в прочные оболочки, защищающие электронику от диких животных, погодных воздействий, ударов и загрязнения. Вместе с тем следящие датчики должны взаимодействовать с окружающей средой. Поэтом микромониторы размещаются в небольших емкостях. Сети микромониторов делают довольно плотными и достаточно интеллектуальными, чтобы отказ части узлов не нарушил работу всей системы. При проектировании учитывается вероятность возникновения непредвиденных ситуаций и потерь, и именно это позволяет создавать экономичные, компактные и малозаметные сенсорные сети.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: