Остальные города Северной Италии




Введение

В Италии, стране крайне неоднородной и по природным условиям, и по уровню развития экономики и культуры, выделяются три крупных района: Север, Центр и Юг. Одной из самых старых и наиболее острых проблем Италии являются резкие различия в уровне хозяйственного и культурного развития между индустриальным Севером и экономически отсталым Югом страны — так называемый южный вопрос. Основные причины экономического и культурного отставания Юга коренятся в особенностях исторического развития итальянского капитализма на этой территории и его географического положения. Экономика Севера и Юга резко различается по своей структуре. В Северной Италии сельское хозяйство дает менее 10% валового дохода, промышленность — свыше 40%, а сфера услуг и управления — примерно половину. Однако в последние годы контрасты между наиболее богатыми провинциями Севера и самыми бедными провинциями Юга несколько сгладились. Задача данного исследования изучить основные особенности экономического развития городов Северной Италии.

 

 

Северная Италия

 

Северная Италия включает области Пьемонт, Ломбардия, Лигурия, Валле -д'Аоста, Фриули - Венеция - Джулия, Трентино-Альто-Адидже, Эмилия-Романья и Венеция. Северная Италия в наибольшей мере обладает особенностями типичной западноевропейской страны — и по своим природным условиям, и по уровню экономического развития, и по историческим и экономическим связям с соседними и другими европейскими государствами. В ней меньше «южной экзотики». Здесь соседствуют высочайшая в Зарубежной Европе Альпийская горная система и самая обширная в Италии Паданская низменность. Суровые горные вершины Альп, крутые склоны которых покрыты почти нетронутыми горными лесами и безлюдными альпийскими лугами, вздымаются буквально в нескольких десятках километров от плодородной, возделанной до последнего клочка, густонаселенной равнины.

Северная Италия — основной индустриальный район страны, где сосредоточено более половины всех заводов и фабрик и свыше 60% занятых в промышленности. В течение многих столетий выгодное географическое положение на путях из Западной и Центральной Европы на Восток, густая сеть дорог и наличие удобных водных путей, благоприятный климат, плодородные почвы, значительные гидроэнергетические ресурсы, многочисленное население способствовали более быстрому экономическому и культурному развитию Северной Италии по сравнению с ее южными и центральными районами. Начиная с зарождения промышленности в Италии, Север всегда играл роль гегемона и даже колонизатора по отношению к полуостровной и островной Италии. Северная Италия — район высокоразвитого сельского хозяйства. Паданская равнина — настоящая житница страны. Крупные хозяйства в низовьях р. По дают более половины всей производимой в стране сахарной свеклы. Верхняя часть Паданской низменности — основной район рисосеяния в Италии. Северная Италия производит свыше 80% выращиваемой в стране кукурузы. В центральной части Паданской равнины вдоль линии выхода подземных источников (фонтанили) возникло высокоразвитое животноводство на искусственно орошаемых лугах.

В предгорных районах Северной Италии выращивают виноград и фуражные культуры. Виноградники особенно большие площади занимают в Пьемонте. Довольно высоко в горы — до 750 м над ур. моря поднимаются фруктовые сады. Выше — до 1700 м над ур. моря — развито животноводство и выращивание зерновых. Однако во всей альпийской зоне Северной Италии, одном из важнейших в мире районов горного туризма, многие крестьяне переключаются с сельскохозяйственной деятельности на обслуживание туристов; нередко это занятие из побочного становится основным.

 

Наиболее сложная и разнообразная промышленность сосредоточена в западной части района, особенно в ее индустриальном ядре — промышленном треугольнике Милан — Турин — Генуя.

 

ü Милан

Главный индустриальный узел Севера — расположенный на Паданской равнине Милан вместе с примыкающими, по существу слившимися с ним промышленными центрами. Предприятия Миланского промышленного узла выпускают самую разнообразную продукцию — от тканей до сложнейших машин. В Милане и его окружении находится самый мощный в стране сгусток химических заводов. Этот город называют «индустриальной столицей» Италии. Итальянцы к названиям многих своих известных городов добавляют выразительные эпитеты. Милан они называют «лабориоза» — трудолюбивый.

Милан, в котором живет 1,7 млн. человек, — второй по числу жителей город в Италии. Это не только крупнейший промышленный, финансовый, торговый и транспортный узел страны, но и один из важнейших в Италии центров культуры, богатый музеями, картинными галереями, театрами, библиотеками, учебными заведениями, памятниками истории и архитектуры. Милан — один из древнейших городов Италии. Когда-то на его месте было кельтское поселение. Древние римляне, завоевавшие его в III в. до н. э., дали ему имя «Медиоланум», т. е. «срединный». Самый древний архитектурный памятник в Милане — базилика Сант Амброджо IV в. н. э., но она была перестроена в VIII и IX вв. Значительный след оставила в Милане эпоха Возрождения. От этого периода сохранились церковь Санта Мария-делле-Грацие со знаменитой фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», замок Сфорца, галереи Брера и Амброзиана, многие другие дворцы и церкви. Но все же общий архитектурный облик города определяют преобладающие в нем здания конца прошлого века, так называемого банковского стиля. В последние десятилетия появились целые кварталы современных зданий. Многочисленные крупные фирмы имеют в Милане свои штаб-квартиры, которые нередко размещаются в небоскребах американского типа. В Милане сохранилась веками сложившаяся радиально-кольцевая структура.

Самый знаменитый архитектурный памятник города, считающийся его символом, — Миланский собор, грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры в Италии. Стоит он в центре города, на Соборной площади. Его строили с 1386 г. до середины XIX в. и до сих пор его иногда подновляют. Эта «вечная стройка» даже вошла у итальянцев в поговорку. Снаружи собор облицован мрамором, украшен бесчисленными статуями, башенками, шпилями и кажется, особенно издали, кружевным. Внутри он мрачен и суров, освещен призрачным светом, который льется через бесценные, сооруженные еще в XV в. цветные витражи.

К северо-западу от центра города раскинулся большой парк, окружающий огромный квадратный замок Сфорца, служивший в средние века крепостью и резиденцией миланских правителей. В строительстве и украшении замка участвовали многие выдающиеся архитекторы, скульпторы и художники Возрождения, в том числе Браманте и Леонардо да Винчи. Сейчас в залах и башнях замка размещается несколько городских музеев, библиотеки, городской архив и т. п.

На весь мир Милан знаменит своим оперным театром «Ла Скала». Этот театр, построенный в 1778 г., сыграл важную роль в развитии итальянской музыки и культуры вообще. Милан — крупнейший издательский центр страны.

Милану свойственны все особенности и трудности крупных городов. В частности, здесь остро стоят проблема загрязнения окружающей среды, транспортная проблема и др. В 1964 г. в Милане было построено метро, но оно не удовлетворяет всех запросов пассажирских перевозок в городе и пригородах.

ü Турин

Второй важнейший промышленный узел и крупный культурный центр западной части района — Турин, где живет 1,2 млн. человек, — расположен в предгорьях Альп у впадения р. Доры-Рипарии в р. По.

В истории Турина много общего с Миланом. На его месте тоже было кельтское поселение, завоеванное римлянами и превращенное ими в военное укрепление.

В Милане имеется несколько высших учебных заведений (университет, консерватория, Академия искусств, инженерный, агрономический, коммерческий и пление. О тех временах напоминас строгая планировка города с пересекающимися под прямым углом улицами. Современный облик Турина в основ ном сложился в XVII—XVIII вв. В отличие от большинства других итальянских городов, живописных и разнообразных по архитектуре, вдоль туринских улиц тянутся вплотную примыкающие друг к другу довольно однообразные четырех- или пятиэтажные дома, большей частью из серого камня. Но это не мешает Турину быть красивым городом с широкими тенистыми бульварами, многочисленными скверами, просторными площадями, набережными Доры-Рипарии и По, со множеством памятников историческим деятелям. Великолепным фоном для города служит панорама Альп.

Турин — старый индустриальный центр, где высоко развиты многие отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, химическая, текстильная, швейная, пищевая. Турин считается законодателем мод в Италии. Но все это разнообразие отраслей заслоняет собой гигантский и единственный в своем роде в Италии индустриальный комплекс автомобильного концерна ФИАТ.

Значительный вклад вносит Турин в культурную жизнь Италии. Это третий по значению после Милана и Рима центр книгопечатания. Здесь много научных учреждений, технических, экономических, медицинских высших учебных заведений, консерватория и второй после римского по числу студентов университет.

ü Генуа

Третья вершина «индустриального треугольника» — Генуя (775 тыс. жителей), расположенная на берегу одноименного залива Лигурийского моря. С давних пор Генуя служит «морскими воротами», через которые поступают сырье и топливо для предприятий Севера и вывозится их продукция.

Хозяйственная деятельность Генуи почти целиком связана с портом, крупнейшим в Италии, играющим большую роль в масштабах всего Средиземноморья.

жизни города. Головное предприятие ФИАТа — расположенный на юго-западе Турина завод «Мирафьори», на котором можно проследить за полным циклом изготовления автомобиля. Концерну принадлежат не только автомобильные заводы, но и металлургические, химические и ряд других заводов.

В городе действует один из четырех имеющихся в стране комбинатов черной металлургии полного цикла и другие металлургические заводы. На базе привозной нефти развилась мощная нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. По развитию судостроения, моторостроения, электротехники Генуя стоит на одном из первых мест в стране. Сохранились и традиционные отрасли: текстильная (главным образом хлопчатобумажная), мукомольная, производство оливкового масла.

Уже во времена Древнего Рима Генуя была важным торговым и складским центром. В X—XI вв. она стала крупнейшим средиземноморским портом, откуда расходились морские дороги во Францию, страны Северной Африки, Сирию, Палестину. Особенного могущества добилась Генуя в эпоху крестовых походов. В XIII в., победив свою постоянную соперницу Венецию, она стала могущественной морской торговой республикой. Ее влияние распространялось на все Средиземноморье, вплоть до берегов Крыма. До сих пор об этом напоминают руины генуэзских крепостей в Балаклаве, Инкермане, Судаке, Феодосии.

Геную украшают фонтаны, мраморные лестницы, памятники великим людям Италии, например Колумбу, Гарибальди, Мадзини. Благодаря своей богатой архитектуре и особенно живописному местоположению Генуя заслужила издавна присвоенный ей эпитет «великолепная».

Генуя — один из важнейших культурных центров Северной Италии. Кроме университета, основанного еще в XV в., и Академии изящных искусств в городе имеются высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты. В Генуе активная театральная и концертная жизнь, есть картинные галереи, художественные, исторические и другие музеи, в том числе дом-музей Н. Паганини.

Современная Генуя тянется по побережью и амфитеатром поднимается в горы до высоты 600 м над ур. моря. Самая старая часть города примыкает к порту. «Новая» Генуя, построенная в XIX в., расположена к северо-востоку от старых припортовых кварталов. На запад от портового комплекса идет промышленная зона, на восток от Генуи тянется цепочка всемирно известных курортов: Рапалло, Нерви и др.

Регулярно проводятся международные конкурсы скрипачей имени Н. Паганини.

Прижатая горами к Лигурийскому морю, Генуя все больше «растекается» по побережью, включая в свои границы небольшие прибрежные городки, образуя Большую Геную. Лигурийская Ривьера — один из важнейших туристических районов не только Италии, но и всего мира — постепенно теряет свое курортное значение. Многие бывшие морские курорты становятся индустриальным продолжением Генуэзского промышленного узла, другие теряют свою привлекательность из-за скученности.

Кроме описанных трех крупнейших центров в западной части района располагается 5 крупных (свыше 100 тыс. жителей) и густая сеть средних и малых городов. Особенно густа их сеть у подножия Альп. Среди них много не только промышленных центров, но и курортов, привлекающих туристов красотой природы и многочисленными музеями, памятниками искусства и архитектуры.

ü Мантуя

Важные промышленные центры с разнообразными производствами (Мантуя, Кремона) и многочисленные небольшие городки располагаются также по берегам р. По и ее притоков. В эпоху Возрождения Кремона славилась своими скрипичными мастерами (Страдивари, Амати и др.). Коллекцию их произведений можно видеть в здешнем музее. И сейчас в городе живы традиции изготовления музыкальных инструментов, здесь проводятся даже международные конкурсы скрипичных мастеров.

Древняя Мантуя богата памятниками своего блестящего прошлого. В эпоху Возрождения и позднее, в течение четырех веков, она была столицей самостотельного герцогства и важным центром культуры. Современная Мантуя — значительный промышленный центр, среди ее многочисленных предприятий выделяется нефтехимический комбинат, один из крупнейших в Италии.

Восточная часть Северной Италии в промышленном отношении гораздо менее развита, чем западная. Однако за послевоенный период в ее индустриальном облике произошли значительные изменения. Здесь вырос один из важнейших портово-промышленных комплексов Италии — Порто-Маргера (материковый пригород Венеции). Увеличилось также значение старых промышленных центров Триеста и Монфальконе в связи с постройкой трансальпийского нефтепровода Триест — Ингольштадт и с расширением судостроительной промышленности Монфальконе, ныне самой мощной в Италии.

ü Венеция

Самый крупный и знаменитый город восточной части Севера — Венеция. Исторический центр ее, тесно застроенный старинными домами, раскинулся на 118 низких песчаных островах, соединенных многочисленными мостами и мостиками. Среди зданий города выделяются многочисленные дворцы XV—XVIII вв., построенные в своеобразном венецианском стиле, в котором чувствуется влияние Востока (Венецианская республика теснее всего была связана политическими и торговыми отношениями именно с Востоком). Островная Венеция — это прежде всего город-музей, один из крупнейших в Европе центров международного туризма, город кино- и театральных фестивалей, международных художественных выставок. Во дворцах, украшающих берега Большого канала, главной «улицы» Венеции, и другие районы города, размещаются многочисленные большие и малые музеи, картинные галереи, библиотеки, научно-исследовательские институты, в том числе известный Институт океанографии. От Большого канала отходят боковые каналы-улицы, которые разветвляются дальше между островами. Вся эта система островов отгорожена от Венецианского залива Адриатического моря узкими и длинными островами-косами (Лидо и др.) и соединяется с материком двумя параллельными (автомобильным и железнодорожным) четырехкилометровыми мостами.

Островная Венеция — тихий город. Здесь нет никакого наземного транспорта: прибывающие сюда автомобилисты оставляют свои машины в огромном гараже на площади Рима, поблизости от железнодорожного вокзала. Дальнейший путь можно продолжить на речном трамвае — основном венецианском транспорте — или на моторной лодке. Сохранились и венецианские гондолы, не изменившие за последние века ни своей изысканной формы, ни традиционного черного цвета. Это транспорт для туристов, сами венецианцы пользуются им лишь в торжественных случаях.

Узкие улицы и горбатые мостики Венеции нередко выводят на небольшие площади. На самой просторной и красивой площади Венеции — пьяцца Сан-

Марко — стоит одноименный знаменитый собор, построенный в византийском стиле с элементами венецианской готики. Рядом, на небольшой и изящной Пьяццетте, возвышается Дворец дожей — бывшая резиденция правителей Венецианской республики, построенный в своеобразном мавританско-готическом стиле. Ныне здесь самый большой историко-художественный музей города.

В островной Венеции почти нет никакой промышленности, за исключением небольших судоремонтных, химических, пищевых и текстильных предприятий. Самое старое из них Арсенал, в XV в. это были крупнейшие в мире верфи. Сейчас здесь Морской музей и небольшая судоремонтная верфь. В городе сохраняются и развиваются старинные ремесла: производство художественного стекла и плетение кружев.

Все это лишь одна сторона современной Венеции. Есть у нее и другое лицо. В черту города входят и его материковые пригороды: Местре, Маргера, Фузина, образующие крупнейший на востоке района портово-промышленный комплекс. В этот комплекс входят крупные нефтеперерабатывающие заводы, нефтехимический комбинат, глиноземный и алюминиевый заводы, предприятия черной металлургии, машиностроения, судостроения и др. Еще сравнительно недавно Венеция была крупнейшим портом на востоке Северной Италии, и лишь с постройкой в 1967 г. трансальпийского нефтепровода она уступила первенство по грузообороту Триесту, который стал одним из главных нефтяных портов не только Италии, но и всей Зарубежной Европы.

Мощный Венецианский индустриальный комплекс сыграл большую роль в развитии экономики восточной части Италии, но одновременно с его деятельностью связано резкое ухудшение окружающей среды в Венеции. Промышленные отходы загрязняют воду в лагуне и воздух над городом. Под воздействием едких веществ, образующихся от смешивания атмосферной влаги с дымом заводов, с катастрофической быстротой разрушается мрамор бесценных творений венецианских зодчих. Проходящие по углубленному фарватеру танкеры поднимают большую волну, которая расшатывает сваи под старинными зданиями. Забор грунтовых вод в промышленных целях усугубляет естественное многолетнее опускание Венеции.

За последние 100 лет уровень моря в районе Венеции поднялся на 33 см. Город опускается на 5 мм в год. Раньше вход в собор св. Марка был на уровне площади, а теперь к нему нужно спуститься на несколько ступеней. Венеция страдает и от частых сильных наводнений, причина которых — сочетание астрономических и метеорологических приливов с нагоном воды южным или юго-восточным ветром. Все это угрожает самому существованию уникального города, не говоря уже о разрушении произведений искусства.

Обострились социальные проблемы. Четвертая часть венецианцев живет в плохих жилищных условиях, 10 тыс. семей населяют затопляемые этажи старых кварталов.

Поскольку город имеет всемирное культурно-историческое значение, в его судьбе заинтересованы широкие общественные круги различных стран. Однако, хотя и разработано уже немало проектов спасения Венеции, решить ее проблемы в нынешних условиях очень трудно.

 

Остальные города Северной Италии

Несколько особняком в Северной Италии стоит область Эмилия-Романья, главная житница и сад Италии. В последние годы здесь развилась и индустрия, особенно много было создано машиностроительных заводов (в Болонье, Модене, Реджонель-Эмилии, Парме).

Местную сельскохозяйственную продукцию перерабатывают многочисленные предприятия пищевой промышленности. Парма славится своей парфюмерной промышленностью, продукция которой идет на экспорт.

На побережье Адриатического моря цепочкой тянутся курортные города: Римини, Червия, Чезенатико и др. Самый большой промышленный узел из прибрежных городов — крупный порт Равенна. В старой части города, имеющей интереснейшую многовековую историю, сохранились ценнейшие памятники искусства и архитектуры, хранящие следы византийской культуры. Новые же районы, тянущиеся вдоль морского канала — это промышленная зона.

Крупнейший промышленный и культурный центр Эмилии-Романьи — Болонья, имеющая 467 тыс. жителей. Итальянцы говорят о ней: «ученая Болонья». В городе более 40 библиотек, с XII в. здесь действует старейший в Европе университет. Своеобразна архитектура Болоньи. Массивные красновато-коричневые или серые каменные здания с аркадами вдоль нижнего этажа придают городу солидный и спокойный вид. В дождь под аркадами можно сухим пройти 30—40 км.

Индустриальная Болонья известна прежде всего своими предприятиями точного приборостроения, радиоэлектроники, станкостроения и т. п. Болонья — столица «красного пояса» Италии, включающего области Тоскана, Умбрия и Эмилия-Романья

 

Заключение

Северная часть Италии неизменно остается индустриальным ядром страны и самой развитой ее частью. Каркас этого района — «промышленный треугольник» Милан — Турин — Генуя с крупными частными и государственными предприятиями разнообразной промышленности, мощным и современным третичным сектором. Начиная с эпохи ранней индустриализации, Северо-Запад играл роль гегемона, а в некоторых отношениях даже колонизатора по отношению к полуостровной и островной Италии. В процессе изучения данного материала делается вывод, что характерной особенностью развития городов Северной Италии за последние десятилетия можно считать индустриализацию и урбанизацию обширных сельскохозяйственных территорий, прежде разделявших промышленные центры Миланской и соседней с ней провинций, что привело к созданию почти сплошной урбанизированной зоны в центральной части Ломбардии. Именно на Северном регионе возникло большинство влиятельных политических движений страны; он отличался наиболее организованным рабочим движением, здесь были особенно сильны профсоюзы. Спектр политических предпочтений избирателей наиболее широк.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Андреев Б.И. Италия - очерки по экономической географии - М., 2009 - 285 с.

2. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. - М., 2009 - 385 с.

3. Воронин В.П., Кандакова Т.В., Подмолодина И.М. Мировое хозяйство и экономика стран мира: Учеб.пособие / Под ред. В.П. Воронина. - М.: Финансы и статистика, 2007.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: