Музыкально – фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников
К истокам русской национальной культуры
подготовила музыкальный руководитель
Новикова Яна Евгеньевна
Салым, ХМАО –Югра, Тюменской области.
Актуальность
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Необходимость приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Собственный опыт работы показал, что у воспитанников не достаточно сформировано представление о русской национальной культуре.
Проанализировав опыт работы коллег по приобщению детей к русской национальной культуре, а также таких педагогов как А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Ю. Г. Круглова пришла к выводу, что игра является неотъемлемой частью воспитания детей, а музыкальные и хороводные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка. И именно в музыкальной игре наиболее отчётливо проявляется принцип начального музыкального воспитания: «Слушаю – двигаюсь – пою – понимаю – говорю».
Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий:
|
· между сложившейся в семье культурой быта и повседневностью, и прививаемой в ДОУ русской народной культурой;
· между широким спектром задач музыкального воспитания и ограниченностью ресурсов (личностных, методических, материальных).
Учитывая выше изложенные противоречия можно определить основные проблемы состоящие:
· в поиске путей оказания эффективной помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии музыкальных способностей;
· в недостаточности методической литературы, разработанных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер.
Таким образом, была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание музыкального воспитания игр фольклорно – музыкального характера будет способствовать приобщению воспитанников к истокам русской народной культуры.
Цель: Создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
1. Приблизить детей к культуре наших предков через музыкальные и хороводные игры.
2. Дать конкретные сведения о сезонных приметах, жизни, быте, обрядах обычаях русского народа через игровую деятельность.
3. Способствовать пониманию красоты и ценности русской национальной культуры.
4. Воспитывать основы духовности и нравственности ребёнка.
Ожидаемый результат
Ø Пробуждение интереса детей к истории и культуре своей Родины.
Ø Расширение знаний всех участников проекта о русской национальной культуре.
Ø Развитие умений всех участников проекта активно использовать музыкальные и хороводные игры, потешки, считалки, скороговорки для проведения русских обрядовых праздников и развлечений.
|
Ø Осмысленное участие детей в русских народных праздниках, развлечениях (знают название праздника, поют песни, исполняют хороводные игры, заклички, прибаутки).
ЭТАПЫРЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный – сентябрь - октябрь
1. Определение педагогом темы, целей и задач, прогнозирование результата.
2. Выбор методов диагностики.
3. Изучение литературы по музыкальным и хороводным играм, которые оказывают влияние на приобщение воспитанников к истокам русской национальной культуры.
4. Подготовка проекта «Музыкальные народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры»
ЭТАП
Основной этап реализации проекта – ноябрь – апрель
Срок | Направления деятельности | Вид деятельности | Название мероприятия |
Сентябрь | Работа с детьми | Народные игры | «За клюквой на болото» |
Хороводные игры | «Яблонька» | ||
Октябрь | Работа с детьми | Народные игры | «Пирог» |
Хороводные игры | «У дедушки Трифона» | ||
Праздник | «Осенняя ярмарка» | ||
Работа с родителями | Посиделки | «Кузьминки» | |
Ноябрь | Работа с детьми | Народные игры | «Кружева» |
Хороводные игры | «Гори, гори ясно» «Заря зарница» | ||
Развлечение | «Фольклорная тропинка» | ||
Декабрь | Работа с детьми | Народные игры | «Крута гора» |
Хороводные игры | «Солнышко» | ||
Январь | Работа с детьми | Народные игры | «Крута гора» |
Хороводные игры | «Птички» | ||
Февраль | Работа с детьми | Народные игры | «Жмурки» |
Хороводные игры | «У Маланьи, у старушки» «Горелки» | ||
Праздник | «Масленица» | ||
Март | Работа с детьми | Народные игры | «Катание яиц» |
Хороводные игры | «Идёт матушка, Весна» | ||
Развлечение | «Гулянье в горнице» | ||
Работа с педагогами | Мастер - класс | «Русское гулянье» | |
Апрель | Работа с детьми | Народные игры | «Как под горки» |
Хороводные игры | «Ой, бежит ручьём вода» | ||
Праздник | «Пасха» | ||
Работа с родителями | Посиделки | «Пасхальные посиделки» | |
Май | Работа с детьми | Народные игры | «Прокати яйцо» |
Хороводные игры | «Ой, бежит ручьём вода» |
ЭТАП
|
Аналитический – май
1. Анализ деятельности системы по приобщению старших дошкольников к истокам национальной культуры.
2. Обобщение, систематизация и диссеминация опыта.
Участники проекта:
1. Воспитанники подготовительных групп;
2. Воспитатели;
3. Родители воспитанников
Длительность проекта: 8 месяцев
Проект построен на основе главных методических принципов:
1. учет возрастных особенностей детей;
2. доступность материала;
3. постепенность его усложнения
Общий результат: создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам национальной культуры (проект)
Продукт:
1. Изготовление картотеки народных и хороводных игр, пособий и атрибутов по теме проекта.
2. Презентация проекта.
Приложение №1
Развлечения
«Гуляние в горнице»
Посвященного дню рождения сада
Задачи: Расширять кругозор детей о русских традициях, обычаях. Вызывать у детей радость при проведении народных игр. Развивать речь детей активизировать словарь.
Зал оформлен в стиле русской горницы – лавки, полотенца на стенах, посуда, утварь, печь русская, народные шумовые инструменты, столы с бутафорскими пирогами, баранками.
Костюмированные дети входят в зал, их встречает хозяйка, она встречает и провожает остей на места.
Хозяйка: Заходите детушки,
Заходите, ребятушки.
Проходите, проходите,
Мы вас очень ждали
Слышен шум музыкальных инструментов за дверью, вбегают скоморохи, распределяются по залу.
Хозяйка: А вот и скоморохи весельчаки
Скоморохи: 1. Рас два, три, четыре, пять,
(поочереди) Будем дружно мы играть.
2. Расписные наши ложки
Вытянули ножки
3. Наши струны трень да трень,
Веселиться нам не лень.
Как начинаем мы играть,
Слушает вся улица.
4. Петух да курица, кот и кошка
Мой друг Ермолка и я немножко.
Вместе: Играем, играем, всех потешаем!
Хозяйка: Так начинайте же играть.
Мы будем запевать.