Соловьёв Владимир Сергеевич




Порядок выполнения заданий.

1. В тетради запишите дату и тему практического занятия.

2. Внимательно прочитайте текст документов, ответьте на вопрос, сделайте записи в тетради.

3. Выполните задания 2,3,4. Оформите ответы в тетради.

Задание 1. Прочитайте текст. Каким было представление о бытии в разные исторические эпохи? (см. приложение к практической работе или в кабинете 35- отсканированные тексты). Проанализировать два текста на выбор.

Задание 2. Вспомните, кто из философов представлял бытие как

а) идеи – истинное бытие; б) основное свойство бытия – изменчивое, непрерывное становление; в) тесно связанное с категорией субстанция; г) бытие предмета мыслимого в сознании; д) бытие человека, его переживание своего бытия в мире.

Задание 3. Определите, как соотносятся по содержанию понятия «бытие» и «материя».

Задание 4. Штирлиц, разговаривая с пастором Шлагом, говорит: «Вы упрекаете нас в том, что мы аппелируем к низкому, считая духовное вторичным. Духовное, действительно, сущность вторичная. Духовное вырастает как грибок на основной закваске.

- И эта закваска?..

- Стремление к славе. Это то, что вы называете желанием».

Как трактовал «духовное» национал–социализм? В чём сущность марксистского понимания «духовного»? Место «духовного» в тоталитарной общественной системе.

Контрольные вопросы:

1.Что такое бытие?

2. Какие основные формы бытия выделяются в философии?

3. Что такое – материя и каковы её свойства?

Теоретическое обоснование:

Работа выполняется на основе материала:

- учебника Основы Философии под ред. А. А. Горелова и для всех специальностей СПО. М., Академия, 2017;

*- учебного пособия Рожкевич Л.А. по дисциплине Основы философии для II курса, СПб, 2016.

Модуль 1. Философия и её роль в жизни общества.

Интернет-ресурсы:

1. https://www.philosophy.ru.

2. https://www.philosophy.ru/edu/ref/kisil/index.html.

3. https://www.ido.rudn.ru/ffec/philos-index.html

4. https://ph.studentport.org/.

5. https://velikanov.ru/philosophy/.

6. https://ru.wikipedia.org.

Приложение

Аристотель

…таким образом, из того, что сказано, ясно, что существует некоторая сущность вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей; и вместе с тем показано и то, что у этой сущности не может быть никакой величины, но она не имеет частей и неделима (она движет неограниченное время, между тем ничто ограниченное не имеет безграничной способности; а так как всякая величина либо безгранична, либо ограниченна, то ограниченной величины она не может иметь по указанной причине, а неограниченной – потому, что вообще никакой ограниченной величины не существует); но, с другой стороны, [показано] также, что это – бытие, не подверженное [внешнему] воздействию и недоступно изменению; ибо все другие движения – позже, нежели движение в пространстве.

Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 312.

Лейбниц Готфрид Вильгельм

Я считаю, что весь универсум состоит единственно из простых субстанций, или монад, и из их сочетаний. Эти простые субстанции суть не то, что в нас или гениях именуется духом, а в животных – душой. <…> Совокупности [монад] суть то, что мы называем телами. <…>

Всякая монада в соединении с особым телом образует живую субстанцию. Таким образом, не только повсюду есть жизнь, связанная с членами и органами, но и существует бесконечное множество ступеней монад, из которых одни более или менее господствуют над другими.

Лейбниц Г.- В. Сочинения. В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 539, 545.

Соловьёв Владимир Сергеевич

Истинному бытию, или всеединой идее, противополагается в нашем мире вещественное бытие – то самое, что подавляет своим бессмысленным упорством и нашу любовь, и не даёт осуществиться её смыслу. <…>

Видимое преобладание материальной основы нашего мира и жизни ещё настолько велико, что многие даже добросовестные, но несколько односторонние умы думают, что, кроме этого вещественного бытия в различных его видоизменениях, вообще ничего не существует. Однако, не говоря о том, что признание этого видимого мира за единственный есть произвольная гипотеза, в которую можно верить, но нельзя доказать, не выходя из пределов этого мира, - должно признать, что материализм всё-таки не прав, даже с фактической точки зрения. <…>

Вся наша вселенная, насколько она не есть хаос разрозненных атомов, а единое и связное целое, предполагает, сверх своего дробного материала, еще форму единства… Единство вещественного мира не есть вещественное единство, – такого вообще быть не может… Образованное противовещественным… законом тяготения, всемирное дело есть целость реально-идеальная, психофизическая… оно есть тело мистическое.

Сверх силы всемирного тяготения идеальное всеединство осуществляется духовно-телесным образом в мировом теле посредством света и других сродных явлений (электричество, магнетизм, теплота), которых характер находится в таком явном контрасте со свойствами непроницаемого и косного вещества, что и материалистическая наука принуждена очевидностью признать здесь особого рода полувещественную субстанцию, которую она называет эфиром…

Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 540-542.

Таким образом, мы должны предположить, что атомы, то есть основные элементы всякой действительности, есть живые элементарные существа, или то, что со времени Лейбница получило название монад.

Итак, содержание всего суть живые и деятельные существа, вечные и пребывающие, своим взаимодействием образующие всю действительность, все существующее…

Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 32 – 33.

Гартман Николай

Мы не можем знать нечто о мире и его основании, не вникнув в проблему бытия, равно как и предположения об этих предметах не способны определить данную проблему. Проблема бытия по своей сути корениться как раз по эту сторону, на переднем плане. Она привязана к феноменам, а не к гипотезам. <…> Стоит задача – схватить строго всеобщее понятие «сущего», сделав это если не по содержанию, то хотя бы формально; и сверх того, установить, что следует понимать под «бытием» этого сущего.

Ибо это не одно и тоже. Бытие отличается от сущего точно так же, как истина отличается от истинного, действительность от действительного, реальность от реального. Есть много того, что истинно, однако сама истинность в этом многом – одна и та же; говорить об «истинах» во множественном числе с философской точки зрения неверно и этого следовало бы избегать. Точно так же неверно вести речь о действительностях, реальностях и т.д. Действительное бывает разным, действительность в нём одна – тождественный модус бытия. Так дело обстоит и с бытием, и с сущим. Необходимо отвыкнуть от смешивания одного с другим. Бытие сущего одно, сколь разнообразным ни было это последнее. Все же дальнейшие дифференциации бытия суть лишь конкретизации его способов. <…>

Своеобразие реального мира именно в том и состоит, что столь разнородное, как вещи, жизнь, сознание, дух совокупно в нём существует, наслаивается, влияет друг на друга, взаимно обуславливается, поддерживается, мешает друг другу и отчасти даже с друг другом борется. Равно как и сё это размещено в одном и том же времени, друг за другом следует или сосуществует. Если бы оно находилось в разных временах или относилось к различным реальностям, то указанное было бы невозможно. Между разнородным не могло бы быть отношений поддержки и обусловленности, столкновения и борьбы. Единство реальности – это главное в единстве мира.

Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб, 2003. С. 143-145, 207.

Хайдеггер Мартин

Каким бы образом не брались истолковать сущее, или как дух в смысле спиритуализма, или как материю и силу в смысле материализма, или как становление и жизнь, или как представление, или как волю, или как субстанцию, или как субъект, или как энергию, или как вечное возвращение того же, всякий раз сущее как сущее является в свете бытия. Повсюду, когда метафизика представляет сущее, бытие высветилось. Бытие в некой потаенности пришло. Приносит ли бытие, как оно с собой приносит такую) непотаенность, открывает ли бытие, как оно с собой приносит такую непотаенность, открывает ли, как Оно открывает себя в метафизике и в качестве метафизики остается скрытым. Бытие в своем высвечивающем существе, то есть в своей истине не продумывается. И все-таки в своих ответах на свой вопрос о сущем как таковом метафизика говорит из незамеченной открытости бытия. Истина бытия может быть, поэтому называется почвой, на которой держится метафизика как корень дерева философии, из которой она питается.

Хайдеггер М. Введение к кн.: “Что такое метафизика?” С. 27.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: