Методические рекомендации для родителей




С самого рождения начинается процесс подготовки к школе, к дальнейшей жизни. Ученые считают, что 50% интеллекта закладывается к трем годам, 75% — к семи годам, остальные 25% мы добираем в течение всей оставшейся жизни, именно поэтому мы начинаем книгу с самого раннего возраста.

Самая главная задача родителей — это развить и сохранить у ребенка живой интерес ко всему новому, желание попробовать открыть это новое самому, придумать что-нибудь и для себя и для других — тогда школа надолго останется самым радостным воспоминанием.

На основе констатации мы рекомендуем для рассмотрения родителям темы «Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе», «Личностная или социальная готовность ребенка к обучению в школе», «Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе», «Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе».

Особое внимание следует уделить физической подготовке к школе, так как серьезную проблему представляет состояние здоровья часто болеющих детей. Мы рекомендуем приводить родителям данные исследований, согласно которым, у часто болеющих детей нарушена функциональная организация процесса переработки различных видов информации: слуховой, зрительной, моторной. Это выражается в снижении объема восприятия и памяти, трудностях и неразвитости зрительно-пространственных представлений. Особое место уделить вопросу «Здоровье и физическое развитие как факторы готовности ребенка к поступлению в школу». К физической готовности детей к школе относится и развитие мелкой моторики (см. Приложение 2).

Для родителей можно создать мини-фильм о значении здоровья детей и физического развития детей для дальнейшего обучения в школе. В начале фильма было раскрыть содержание физической готовности ребенка к обучению в школе. Важно подчеркнуть, что для того чтобы, ребенок мог справляться и выдерживать учебную нагрузку в течение всего урока и школьного дня, он должен быть здоров и хорошо физически развит:

- иметь нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек 6 – 7 – летнего возраста,

- нормальное, соответствующее возрасту, состояние зрения, слуха, моторики, особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев (близорукость, пониженный слух или недостаточная подвижность и координированность мелких движений руки нередко являются причинами, мешающими успешности учения детей в школе),

- нормальное, соответствующее возрасту, состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости, силы и подвижности (нарушения нервной деятельности приводят к быстрой утомляемости ребенка и отрицательно влияют как на успеваемость, так и на отношение ученика к школе).

Важными вопросами для рассмотрения родителям являются вопросы: «Как лучше организовать для детей активный отдых», «Правильный двигательный режим», «Какие средства и методы физического воспитания необходимо использовать. Важно соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к совместным спортивным играм и занятиям, чтобы они становились для него ежедневной потребностью.

Поскольку родители ставят акцент на специальной готовности, мы рекомендуем педагогам в процессе взаимодействия освещать разные стороны психологической готовности к обучению в школе.

Волевая готовность является важной составляющей. Волевая готовность ребёнка к школе предусматривает следующие моменты:

1. Самостоятельную работу ребёнка, без присутствия взрослого, а также способность не отказываться от помощи взрослых при возникших трудностях.

2. Работу, с ориентировкой на получение результата, а не только избегание неприятностей.

3. Проявление активного познавательного интереса к новым видам деятельности, стремление к личным достижениям.

Недостаточное волевое развитие часто является причиной неуспеваемости ребёнка, а низкий уровень самоконтроля характеризуется как показатель психологической незрелости.

Важно формировать у детей способность преодолевать страх перед трудностями, стремление не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. Для этого важно наличие между взрослым и ребенком дружеских, партнерских взаимоотношений.

Воспитание организованного поведения у старших дошкольников

 

Развитие этих качеств предполагает умение управлять своим поведением, чувствами, устойчивое желание и умение трудиться. Организованность как качество личности внешне проявляется в таких чертах, как собранность, точность, аккуратность. Внутренняя сторона этого качества характеризуется настойчивостью, умением осуществлять самоконтроль.

У детей 7-го года жизни внешняя и внутренняя организованность выражается в умении точно выполнять указания взрослых, выполнять работу в строгой последовательности и в определенный срок, а также в умении правильно оценить свою работу в стремлении исправить ее недостатки.

Воспитание организованного поведения происходит в процессе деятельности. Требования взрослых, регулирующих поведение ребенка, приучают к организованности, порядку. Постоянные требования приучают ребенка к последовательности действия, к смене разных видов деятельности. Так, уже 3-х летний малыш знает, что после умывания он будет завтракать, потом играть, а после игры пойдет гулять.

Дошкольнику предъявляются посильные требования. Выполнение ребенком конкретных требований взрослых имеет большое воспитательное значение, так как оно сопряжено с необходимостью сделать что-либо обязательно и своевременно. К концу старшего дошкольного возраста ребенок не только становится исполнителем требований взрослых обращенных лично к нему или к коллективу в целом, но и начинает предъявлять требования к самому себе, к другим. Эти требования наиболее отчетливо выступают в оценке ребенком поступков других детей, в самооценке.

Желание и умение трудиться закладываться с первых действий, которые ребенок выполняет самостоятельно. «Я сам». Поощрять стремление ребенка к самостоятельности. Не подавлять стремление ребенка к самостоятельности. Преодоление препятствий вырабатывает у ребенка настойчивость, характер.

Ни о какой трудовой направленности не может быть и речи, если ребенок не самостоятелен в мелочах, и во всем надеется на других. Он учение не воспримет как свое дело, свою обязанность, будет ждать помощи извне, его трудно приучать готовить уроки самостоятельно. Помогать ребенку в том, что он не может сделать сам.

Часто ребенку доставляет радость не само по себе выполнение трудового поручения, а положительное отношение взрослых к его выполнению. Важно относиться к работе ребенка как к нужному и серьезному делу – об этом говорим родителям. Положительное отношение взрослых к делам ребенка вызывает у него желание трудиться, проявлять настойчивость, доводить работу до конца.

Создавать специальные условия, проводить упражнения. Учим выполнять начатое дело до конца. Испытывать радость от трудового усилия, ощущать полезность своих действий.

Родители должны помнить, что чрезмерная опека и освобождение детей от постоянных домашних обязанностей служит причиной многих неприятных переживаний в школе.

Пример взрослых. Поручения превращаются в обязанности, переходят в привычку.

Бездействие утомляет ребенка. Поведение ребенка формируется в деятельности: он играет, занимается рисованием, лепит, трудится. Важно, чтобы ребенок не привыкал к бесцельному времяпровождению. Посоветовать родителям обращать внимание, когда ребенок оставляет незаконченным свой рисунок, не завершает постройку из кубиков, или когда он строит крепость, добиваясь поставленной цели. В школе ему будет трудно заставить себя взяться за работу и самостоятельно ее выполнить.

Родителям следует больше внимания уделять игровой деятельности детей; воспитывать в детях стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках, играх с лего-конструктором и т.п.; ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание ее достичь; направлять, помогать в достижении цели; приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

Интеллектуальная готовность ребенка рассматривается специалистами как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности и включает в себя желание узнать новое; любознательность; развитие образных представлений; умение ориентироваться в окружающем мире; сформированность элементарных учебных навыков (умение учиться); развитие психических познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение); особое развитие сенсорики, речи, мышления; знания, усвоенные в системе.

Детское экспериментирование.

Игра «Почему?»:

а) если это зима, то принесите немного снега и положите в кастрюльку. Что с ним произойдет? Почему? Летом можно предложить ребенку сухой песок и влажный. Почему из одного можно лепить куличики, а из другого нет?

б) что будет, если по наклонной дощечки пустить шарик? Почему?

в) что покатится кубик или шарик? Почему?

г) опустите в стакан с водой спичку и гвоздь. Почему спичка плавает, а гвоздь тонет?

д) если положить кусочек сахара в стакан с водой, что случится? Почему?

е) покажите картинки с временами года. Пусть ребенок сам постарается определить, где зима, а где лето, и попытается объяснить, почему он так решил.

Придумайте еще много подобных вопросов. Конечно, ребенок далеко не на все сможет ответить сам, и вам придется ему объяснять, что, как и почему.

Здесь можно сослаться на ФГОС ДО – область познавательного развития детей, раскрыть его сущность и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе мы советуем родителям развивать познавательные потребности, обеспечивать достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и стремиться дать необходимую систему знаний об окружающем. Также, готовя ребенка к школе, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитывать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: