Деятельность | специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности. | |
Субъект | источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом. | |
Объект | пассивная, страдательная, инертная сторона взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок). |
Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.
Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.
Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.
Различают три основных вида деятельности:
|
игра | учение | труд | ||
Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты | Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков | Деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов | ||
Деятельность может быть: | ||||
индивидуальной | коллективной | общественной | ||
Деятельность может быть: | ||||
экономической | Организационной | социальной | ||
Бывает деятельность полезной и бесполезной. Польза деятельности зависит в значительной мере от управления. Если управление имеет реальную цель, хорошо организовано, то и деятельность будет более успешной.
В жизни человека, также как и в деятельности всего коллектива, нетрудно увидеть и еще два вида деятельности – мотивированную и немотивированную. Последняя – имеет случайный характер, осуществляется спонтанно. Мотивированная деятельность всегда имеет управление, которое не только использует мотивы в организации совместной деятельности, но и создает их в целях достижения эффективности.
Деятельность может быть инициативной и принудительной. Понятно, какая из этих видов деятельности является более успешной и приятной. Но ведь проявление инициативы зависит не только от особенностей самого человека, но также и от управления, которое может либо сковывать инициативу, либо развивать ее.
В понимании роли управления в деятельности человека очень важным оказывается разделение деятельности на: | |
осознанную | неосознанную |
это деятельность, построенная на основе предварительно представленного результата, на основе предвидения, на основе запрограммированной координации действий, ведущих к предполагаемому результату. | это действия рефлекторного типа, это реакция на проявление потребности, это поведение. |
Если управление является необходимым элементом любой деятельности человека, и отражает его потребность, то можно утверждать, что всякую деятельность можно разделить на две части или два вида – основная часть (результативная, производственная) и вторая часть, (согласующая, регулирующая) которая и является управлением.
|
Управление – это вид деятельности человека, возникшей, выделившейся и обособившейся в процессах развития совместного труда, его разделения и кооперации.
Управление – это объективная потребность всякой деятельности человека.
Функции управления отражают его содержание во всей своей совокупности, но специфику управления можно выразить одним словом, одним понятием – ВОЗДЕЙСТВИЕ.
Воздействие – это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.
Понятие специфики управленческой деятельности, как целенаправленного воздействия, не противоречит ни каким тенденциям развития управления, в том числе и демократизации. Специфика демократического управления проявляется в целях и видах воздействий, процессах разработки решений (методология управления), в формах и мере участия в управлении коллективов, работников фирмы. Но всегда при этом управление остается воздействием, несущим в себе общую цель, потенциал согласования деятельности и, необходимые всем, условия получения общего результата.
|
Такое понимание специфики управленческой деятельности определяет многие ее характеристики. Среди них наиболее важными являются роли, функции, полномочия, позиции, поведение, статус. Конкретизация каждой из этих характеристик, определяет и требования, которые предъявляются к менеджеру.
Основные категории теории управления. Если управление – это специфический вид деятельности человека то, существуют методология и организация управления, ибо методология характеризует всякую деятельность человека также как и организация. Не может быть неорганизованной деятельности.
Если управление – специфическая деятельность человека, то существует социально-экономический и организационно-технический аспект этой деятельности. Человек существо социальное и живет в обстановке взаимодействия экономических интересов и отношений. И они не могут не проявляться, не существовать в любом виде его деятельности. Но в зависимости оттого, что это за вид деятельности, социальные и экономические отношения человека проявляются по-разному. Организационно-технический аспект деятельности характеризует возможности организации и конкретные ее виды. Специфика управленческой деятельности определяет специфику организации управления.
Никакая деятельность не может быть реализована без необходимых, для этой деятельности, ресурсов. Каковы ресурсы управления, в какой мере и как они отражают социально – экономический и организационно-технический аспекты управления? Это очень важный вопрос в понимании управления.
Наконец, если управление – вид деятельности человека, то ему присущи определенные функции, отражающие его содержание. О функциях мы уже говорили. Здесь лишь хотим подчеркнуть, что функции отражают ресурсы управления и социально-экономические и организационно-технические его стороны.
Если управление – это воздействие, то существуют объект и субъект управления. Иначе говоря, любую управляемую систему можно представить в виде субъекта и объекта управления, управляющей и управляемой систем.
Если управление это воздействие, то существуют система, механизм и процесс управления, потому что воздействие рождает и закрепляет связи между людьми – это система управления, процесс управления показывает этапы формирования воздействия от цели до решения, наконец, механизм управления характеризует средства воздействия, без которых оно было бы невозможным. Механизм это устройство осуществления воздействия.
Понятие система управления – характеризует статику управления, его статическую основу, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.
Понятие процесса управления отражает динамику управления его временные характеристики, его технологические особенности.
Понятие механизм управления отражает рычаги или средства воздействия, каковыми являются интересы и ценности человека. Благодаря им воздействие ведет к изменению ситуаций, потенциал управления как бы превращается в деятельность людей, в производственные процессы, в развитие фирмы.
Сегодня управление становится все в большей и большей мере управлением профессиональным. А профессиональное управление начинается с глубоких знаний. Вот почему сегодня для того, чтобы успешно управлять, надо учиться управлению, овладевать навыками профессионального управления, развивать те способности, которые определяют успех управленческой деятельности
Управление производством (производственный менеджмент) способствует эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг. Оно заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции, вида применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановке людей; организации подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, своевременного ремонта оборудования, устранении сбоев и неполадок; контроле качества, ассортимента продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка; текущем руководстве персоналом, его стимулировании, применении прогрессивных форм оплаты.
Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям, формировании каналов сбыта.
Управление инновациями, то есть нововведениями (инновационный менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.
Управление маркетингом, едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации (маркетинг-менеджмент), занимается вопросами изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой ценовой и рекламной политики и т.п.
Управление персоналом (персонал-менеджмент) в настоящее время включает в себя управление кадрами и социальное управление. Решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата; улучшения условий труда и быта персонала;поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.
Суть финансового управления (финансового менеджмента) заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, 4зормировании и распределении ее денежных ресурсов, оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению.
Наконец, управление эккаунтингом (эккаунтинг — менеджмент) связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.