Социальные процессы и изменения




Следует подчеркнуть, что общество – это динамическая система, которой присущи такие характеристики, как изменение, процессуальность, развитие. Исторически в социологии сложились две противоположные методологии исследования общества как динамической системы.

Конфликтологический подход. Его сторонники в основе развития общества видят противоречия, а не функциональное единство. Они подчеркивают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным двигателем общественного развития.

Конфликт – это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба. Социальный конфликт – это форма отношений между субъектами по поводу разрешения острых противоречий, возникших в ходе их взаимодействия.

А.К. Зайцев считает, что социальный конфликт является силовым динамическим воздействием, которое осуществляется двумя или большим числом индивидов или групп, на основе действительного или мнимого несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов [5]. В классической социологии наиболее известными представителями этого подхода являются К. Маркс, Г. Зиммель.

В современной социологии наибольшую известность получили следующие концепции: «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера; «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа; «общей теории конфликта» К. Боулдинга.

Эволюционистский подход. Его сторонники, начиная с XIX века, в целом, стоят на позициях признания оптимальным постепенного, более или менее плавного, медленного изменения и развития общества. Так О. Конт считал, что определяющим элементом общественного развития является прогресс знания. Г. Спенсер полагал, что усложнение общества (его дифференциация, сопровождающаяся ростом интеграционных процессов), рост самостоятельности граждан, являются основой социального прогресса. Среди них основное место принадлежит представителям функционализма, который отводит конфликтам негативную роль, рассматривает, как устанавливаются функциональные соответствия, социальная системность, общественное согласие. В представлениях Э. Дюркгейма эволюция включает в себя переход от механической солидарности, которая основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, – к солидарности органической, базирующейся на разделении труда и социальной дифференциации. Т. Парсонс особое внимание уделял проблеме стабильности и устойчивости развития общественных систем. По Парсонсу развитие общества носит эволюционный характер и описывается следующими категориями: дифференциация (неизбежно возникающая и прогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы); интеграция (рост целостности системы за счет появления и упрочения новых связей координации между частями). Катализатором социальных процессов выступает информационный обмен взаимодействующих систем и подсистем. Отношения между системами и подсистемами общества и внутри них представляют собой обмен информацией, совокупностью символов, вызывающих структурные изменения в системе социальных отношений. Любая система контролируется такой подсистемой, которая обладает большим информационным потенциалом и потребляет наименьшее количество энергии. Как мы видим, в рамках структурно-функционального подхода противоречие не рассматривается в качестве источника социального изменения и развития.

По мнению польского социолога П. Штомпки процессуальный подход к социальным проблемам приобретает доминирующее значение. В соответствии с этим подходом общество выступает не столько в качестве объекта (группы, организации), но и как своего рода «поле возможностей» социальных субъектов. Ключевой единицей анализа становится «событие», раскрывающееся в действиях социальных субъектов, последствия которых являются многовариантными.

«Под социальным изменением будем понимать процесс возникновения новых явлений, структур, характеристик в различных социальных системах и подсистемах в ходе их взаимодействия».П. Штомпка рассматривает социальное изменение как различие между состоянием социальной системы в определенный момент и состоянием той же системы в другой момент, на другом отрезке времени. Это различие может характеризоваться изменением состава системы; изменением структуры системы, т. е. четырех сетей связей между элементами: взаимодействиями, интересами, нормами, идеями; изменением функций, выполняемых элементами общества; изменением границ системы; изменениями в окружении системы.

Общественные отношения находят свое практическое воплощение во множестве различных процессов. Процесс является результатом деятельности людей, серии последовательных изменений. Социальные процессы – это совокупность устойчивых взаимодействий, связанных между собой структурными или причинными зависимостями, приводящими к движению, переходу социальной системы, ее элементов из одного состояния в другое. Процесс представляет собой серию явлений, взаимосвязанных и взаимообусловленных, характеризующихся идентичностью и непрерывностью. Другой польский социолог Я. Щепаньский сравнивает это с «осью», на которую «нанизаны» сопряженные друг с другом явления. П. Сорокин писал: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик». Основной источник развертывания процессов – противоречия внутри систем.

Оценить характер процессов, протекающих в обществе, можно, используя следующие показатели:

· масштаб (предполагает измерение степени вовлеченности в процесс субъектов);

· направленность (характеризуется вектором, показывающим ориентацию процесса на определенный исход);

· интенсивность (определяется степенью осознания участниками результатов процесса);

· состав (определяется статусом участников процесса, их социальными ориентациями);

· характер стимуляции (отражается в политике субъекта, инициирующего, контролирующего и направляющего данный процесс).

Принято выделять пять стадий протекания типичного социального процесса: зарождение, положительная динамика, кризис, отрицательная динамика, депрессия.

В самом общем плане, в зависимости от отношения к качественному состоянию объекта процессы можно дифференцировать на процессы воспроизводства (функционирования), которые направлены на поддержание существующих отношений, и процессы развития, которые направлены на качественное изменение отношений.

В зависимости от интенсивности изменений качественного состояния объекта процессы делят на эволюционные и революционные;

По роли в обществе функций объекта – на функциональные и дисфункциональные.

По направленности качественного состояния объекта различают процессы прогрессивные и регрессивные. Граница между ними проводится на основе следующих объективных показателей: уровень развития производительных сил, уровень жизненного стандарта и его относительное выравнивание, средняя продолжительность жизни, объем политических и гражданских прав и свобод.

Социальные процессы развертываются под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Общие закономерности процессов обусловлены законами развития личности, а также законами развития структуры и организации групп.

В исследовательском поле большинства социологических концепций находятся проблемы развития общества. Согласно одним теориям, общественное развитие не подвержено определенным закономерностям. А если и существуют некоторые закономерности, то они относятся не к обществу в целом, а лишь к отдельным его частям. В других теориях утверждается, что общие закономерности развития общества существуют и могут быть открыты. Однако многие из этих теорий формулировали общие законы движения, которые не убедительно объясняли закономерности общественного развития, содержали в себе то или иное представление о возможности влияния на него человека. Следует признать, что изучать движение общества гораздо труднее, чем общественную структуру. Трудности при изучении общества кроются в том, что помимо категорий общественной структуры, необходимо знать и использовать более широкий объем понятий. Само движение общества можно рассматривать с точки зрения различных исследовательских стратегий.

Исследование общественного движения на макроуровне предполагает рассмотрение в качестве его носителей социальные группы, слои, а также глобальное общество в целом.

Исследование общественного движения на микроуровне предполагает учет в качестве носителей изменений индивидов как членов отдельных социальных групп. Однако различие движения на макро- и микроуровнях относительны. Эти уровни взаимосвязаны и обусловливают друг друга. И все же важно обнаружить трансформации, которые происходят на макроуровне в положении социальных групп, в отличие от изменения положения индивидов, составляющих эти группы.

В общественных науках остается дискуссионным вопрос о понятийном определении самого развития, т. е. движения общества. Движение общества может трактоваться в узком и широком смысле. В широком смысле движение означает всякое изменение в обществе, т. е. такое изменение общественных отношений, в условиях которых люди в какие-то виды этих отношений вступают, а из других исключаются. В этом смысле общество, как совокупность общественных отношений, находится в непрерывном движении. В узком смысле движение общества означает создание новых общественных отношений. Движение в этом смысле означает создание новых отношений прежде всего в процессе материального производства, а затем и в остальных сферах общественной жизни. В этом случае движение общества не является постоянным, поскольку происходит периодически, когда для этого созреют определенные условия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: