Расширение константного восприятия при нарушениях зрения в процессе ознакомления с окружающим миром
Задачи расширения константного восприятия
На материале по ознакомлению дошкольников с нарушением зрения
С предметным, растительным и животным миром
- упражнять в локализации двух-четырех одинаковых по цвету (форме, величине, пространственному расположению, сочетанию признаков) объектов из множества однородных и разнородных окрашенных (силуэтных, контурных) способом зрительного соотнесения;
- упражнять в установлении реальных размерных отношений одинаковых по величине изображений различных групп предметов однородных и разнородных (растений, животных);
- совершенствовать дифференцировку предметов по форме, величине, пространственному расположению при выборе идентичного объекта с учетом разных параметров величины, конфигурации, пространственного расположения с различным разворотом зрительным способом, на ощупь; учить осуществлять зрительно-осязательный, осязательно-зрительный, осязательно-осязательный перенос;
- развивать поисковую деятельность в условиях большого пространства, глазомерную оценку в процессе подбора в окружающей обстановке на глаз объектов длиннее, выше, шире (короче, ниже, уже), чем образец; сравнении размеров реальных объектов и их изображений на различном расстоянии от глаз;
- формировать умение определять расстояние до предмета на глаз, развивать тонкую зрительную дифференцировку расстояний в большом пространстве между 2 – 5 предметами, расположенными в одном и разных направлениях, осуществлять проверку с помощью условной мерки;
- упражнять в узнавании объектов, в условиях постепенно увеличивающегося до них расстояния; закреплять навыки опознания изображений на больших расстояниях от глаз;
|
- упражнять в узнавании предметов, изображенных в фас, профиль, полупрофиль и т.п.;
- упражнять в сравнении и определении идентичности формы двух объектов, один из которых изображён фронтально, а другой повёрнут под определённым углом к зрительной оси, например, на 20°, 40° или 60°;
- учить сравнивать рисунки, изображающие одну и ту же предметную ситуацию с разных точек наблюдения (ребенок устанавливает, с какого места ведется наблюдение);
- учить обследовать сложные и разнообразные сочетания цветов у предметов со сложной структурой, улавливать определённый ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания тёплых цветов от сочетания холодных и т.д.
Локализация объектов из множества однородных
и разнородных окрашенных (силуэтных, контурных) изображений
Варианты заданий, дидактических игр и упражнений
1. Поиск предметов, предметных изображений отличающихся по одному какому-либо признаку: цвету, форме, величине, положению в пространстве.
2. Поиск предметов, предметных изображений по сочетанию нескольких признаков одновременно.
Усложнение заданий может осуществляться за счет:
- увеличения количества объектов в перцептивном поле, в котором осуществляется поиск;
- увеличения числа признаков и свойств, сочетающихся в отдельном объекте;
- изменения характера изображений: окрашенные, силуэтные, контурные предметные изображения;
|
- многовариативности дидактических задач, например, «Поиск двух одинаковых объектов», «Поиск двух рисунков, отличающихся как между собой, так и от трёх (4-10) остальных рисунков, «Поиск трех одинаковых рисунков», «Поиск трех отличающихся рисунков», «Поиск пар изображений (одинаковых, отличающихся одним, двумя, тремя и четырьмя признаками) среди 4-10 изображений» и др.