- продолжать упражнять детей в узнавании предметов на большом расстоянии с уточнением признака, по которому осуществляется узнавание;
- развивать тонкую зрительную дифференцировку расстояний между 5 - 10 предметами с постепенным уменьшением разницы в расстоянии между предметами в малом и большом пространствах;
- совершенствовать умение определять расстояние между объектами, расположенными в одном направлении, и между предметами, расположенными в разных направлениях (без уменьшения разницы);
- совершенствовать умение определять удаленность предмета в большом пространстве в зависимости от его размера.
С целью реализации выше перечисленных задач с детьми могут проводиться следующие игры и упражнения: «Назови предметы, расположенные ближе (дальше)», «Определи точно расстояние до предмета», «Что стало не так?», «Определи отличия», «Найди такой же рисунок», «Выбери предметы, которые находятся на одинаковом расстоянии», «Расскажи точно», «Проверь свое решение» и др.
Узнавание предметов, изображенных в фас, профиль,
Полупрофиль, с различным разворотом
1 этап. Узнавание реальных окрашенных изображений животных и птиц: анализ, обобщение и систематизация впечатлений.
2 этап. Сравнение изображений. При сравнении изображений обращается внимание на отдельные детали фигуры, их пропорциональные соотношения и взаимное размещение, характерные для данного вида, рода черты.
3 этап. Восприятие разнопрофильных силуэтных изображений. Восприятие силуэтных изображений помогает научиться быстро улавливать и точно передавать динамичность позы и характерные особенности тела животных в разных положениях.
4 этап. Восприятие разнопрофильных контурных изображений. В отличие от силуэтов – в большинстве случаев профильных изображений, в контурных рисунках можно передать разные положения фигуры живых существ.
|
При анализе изображений детей важно подвести к выводу: «Чем больше деталей и их особенностей ты выявишь, тем понятнее будет образ живого существа».
Сравнение рисунков, изображающих одну и ту же предметную ситуацию с разных точек наблюдения
1 этап. Действие с предметами, формирование обследовательских действий.
2 этап. Соотнесение предметов с рисунками, графическими моделями, представленных в одной прямоугольной проекции. Овладение действиями выполнения рисунка, построения графической модели предмета в одной проекции.
3 этап. Соотнесение предметов с рисунками, фотографиями, графическими моделями, представленных в разных прямоугольных проекциях (вид спереди, сбоку, сверху). Развитие умения идентифицировать предмет, предметную модель с рисунком, графической моделью, выделять в них части, определять пространственное расположение частей (сзади, спереди, сверху и т.п.). Развитие умения идентифицировать рисунок, графическую модель с предметом, предметной моделью, выделять в них части, определять пространственное расположение частей (сзади, спереди, сверху и т.п.).
4 этап. Изображение предмета при рассмотрении его спереди, справа, слева, сзади. Овладение действиями выполнения рисунка, построения графической модели предмета в разных проекциях. Формирование умения соотносить между собой три проекционных изображения, узнавать одни и те же части объекта, его детали в разных проекционных изображениях, определять пространственное расположение частей, деталей объекта по рисунку, схеме, чертежу.
|
5 этап. Рассмотрение предметных ситуаций с разных точек
наблюдения.
Цветовой и светотеневой контраст
На светлом фоне цвет фигуры кажется более темным, а на темном – более светлым.
Три серых квадрата одинаковы, но на синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, на желтом – сиреневый, на зеленом – розовый, т.е. оттенок дополнительного цвета по отношению к фону.
Цветовой контраст проявляется и по отношению к холодным и теплым цветам.
Например, серый фон для красной фигуры покажется холодным, а для синей и зеленой – теплым.
Контрасты цветов могут быть сильными (прямыми), средними и слабыми (обратными)
Сильный (прямой) контраст:
- чёрный и белый,
- желтый и синий,
- красный и зелёный,
- оранжевый и зеленый и т.п.
Средний контраст:
- серый и чёрный,
- красный и фиолетовый,
- жёлтый и оранжевый,
- оранжевый и малиновый и т.п.
Слабый (обратный) контраст:
- красный и синевато-фиолетовый,
- красный и серовато-коричневый,
- оранжевый и фиолетово-сиреневый.