Образовательное учреждение - это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.
Учреждения - главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.
Схема системы образования в РФ выглядит так:
Первое звено - дошкольное обучение (детские сады, ясли-сад, центры раннего детского развития, прогимназии).
Организуют присмотр за детьми и обучают их по дошкольной программе Дошкольным считается возраст ребенка от двух месяцев до семи лет. Но обычно самый ранний возраст, с которого детские сада принимают детей — два с половиной или три года. Так происходит, потому что не во всех дошкольных организациях есть соответствующие младшие возрастные группы.
Второе звено - общеобразовательные заведения ( обязательное образование;школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное (1-4 класс), основное (5-9 класс) и среднее образование (9-11 класс).
Третье звено - среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи). Направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Его можно получить после 9-ти классов основного или 10-11-ти классов среднего общего обязательного образования.
Четвертое звено - высшее образование (университеты, институты, академии).
Высшее образование в России реализуется по трём уровням образования: бакалавриат и специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.
Вид образования | Бакалавриат | Специалитет | Магистратура |
Образовательный ценз при поступлении | Среднее общее образование или его эквивалент | Среднее общее образование или его эквивалент | Бакалавриат или Специалитет |
Сроки обучения (очная форма) | 4 года | Не менее 5 лет | 2 года |
Получаемый документ об образовании | Диплом бакалавра | Диплом специалиста | Диплом магистра |
Характер образования | Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации | Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению | Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность |
Пятое звено - послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).
|
Учреждения образования бывают:
· государственными (регионального и федерального подчинения);
· муниципальными;
· негосударственными, то есть частными.
Все они являются юридическими лицами.
Типы образовательных заведений:
· дошкольные;
· общеобразовательные;
· начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
· военного высшего профобразования;
· дополнительного образования;
· специального и корректирующего обучения санаторного типа.
Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, - это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:
|
1. Конституция РФ.
2. Целевая программа развития образования.
3. Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
4. Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
5. Примерные положения об организации учебного процесса.
6. Концепция модернизации системы образования в России.
7. Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
8. Типовые положения о дополнительном обучении.
В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.
Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:
· государственное,
· дополнительное,
· самообразование.
3. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.
На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.
Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.
|
Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:
· гуманного и демократичного подхода в управлении;
· систематичности и целостности;
· правдивости и полноты сведений.
Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:
· центрального;
· вневедомственного;
· республиканского;
· автономно-областного;
· автономно-окружного.
Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.
4. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.