Итоговый тест
Часть А
А1 |
Человека от животного отличает способность
1) | строить жилища |
2) | заботиться о потомстве |
3) | создавать новое, не имеющее аналогов в природе |
4) | обеспечивать себя пропитанием |
А2 |
Древнегреческий философ Демокрит писал: «Хорошими люди становятся больше от упражнений, чем от природы». Процесс, в ходе которого каждый человек осваивает правила и нормы жизни в обществе, приобретает нравственные качества, называется в науке
1) | социализацией |
2) | индивидуализацией |
3) | стратификацией |
4) | приспособлением |
А3 |
Верны ли следующие суждения?
А.Свобода налагает на ее носителя дополнительные обязательства и ответственность.
Б. Свободным является человек, отказывающийся выполнять социальные правила, подчиняться нормам.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А4 |
К глобальным проблемам современного мира относится
1) | сход лавин в горах |
2) | таяние антарктических ледников |
3) | сейсмическая активность |
4) | банкротство крупных компаний |
А5 |
Какое из приведенных утверждений является примером научного знания?
1) | Гороскопическим камнем для Овнов считается рубин. |
2) | Буддисты верят, что можно прервать круговорот превращений, жизней, уйдя в состояние нирваны. |
3) | Археологи установили границы расселения славянских племен по находкам ювелирных изделий. |
4) | Писатель Геродот, основываясь на слухах, писал о племени людей с собачьими головами, обитавшем в Причерноморье. |
А6 |
Верны ли следующие суждения?
Общество характеризуется как
А. результат деятельности многих поколений людей.
|
Б. система экономических, социальных, политических и духовных отношений людей.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А7 |
Экономические системы (традиционная, рыночная, плановая) различаются
1) | наличием четырех основных факторов производства: земли, капитала, труда, предпринимательства |
2) | способами разрешения основных вопросов экономики: «Что производить», «Как производить», «Для кого производить» |
3) | количеством крупных предприятий объединений |
4) | соотношением в структуре государственных доходов прямых и косвенных налогов |
А8 |
Цена на товар в магазине возросла. При каком соотношении спроса и предложения на рынке это стало возможным?
1) | Спрос на товар не изменился, предложение возросло. |
2) | Спрос на товар возрос на 12%, предложение возросло на 25%. |
3) | Спрос на товар не изменился, но предложение сократилось |
4) | Спрос на товар уменьшился на 15%, предложение снизилось на 10% |
А9 |
В стране существует товарное производство и денежное обращение. Отношения работодателей и работников регулируются трудовым законодательством. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны носит рыночный характер?
1) | заболевшим работникам выплачивается пособие по временной нетрудоспособности |
2) | между предприятиями существуют договорные отношения |
3) | предприятия разных форм собственности свободно конкурируют между собой |
4) | большинство работников трудится на промышленных предприятиях |
А10 |
Верны ли следующие суждения?
|
А. В рыночной экономической системе гарантированы равные права предприятиям различных форм собственности.
Б. Для регулирования рыночной экономики необходимо действенное антимонопольное законодательство.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А11 |
Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?
1) | избирателя |
2) | пользователя Интернета |
3) | учащегося |
4) | работника по найму |
А12 |
О каком типе социальных групп говорится в пословице: «Что русскому здорово, немцу смерть»?
1) | демографических группах |
2) | этнических группах |
3) | малых группах |
4) | профессиональных группах |
А13 |
Партнерской называется семья, для которой характерно
1) | отсутствие конфликтов между родителями и детьми |
2) | совместное проживание нескольких поколений родственников |
3) | равенство в правах и обязанностях между мужчиной и женщиной |
4) | раздельное проживание детей и родителей |
А14 |
Верны ли следующие суждения?
А. о сновой для возникновения конфликта в обществе выступает различие интересов отдельных групп населения.
Б. в основе ряда социальных конфликтов лежит неравенство людей в доходах, уровне жизни.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А15 |
Какой из приведенных признаков отличает демократическое правовое государство?
1) | действие в стране закона, регулирующего деятельность СМИ |
2) | партнерские отношения между государственной властью и обществом |
3) | наличие в стране однопалатного законодательного собрания |
4) | зависимость судебной власти от исполнительной |
|
А16 |
В государстве К. главой государства является наследственный монарх. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство К. – парламентарная монархия?
1) | вся полнота законодательной власти сосредоточена в руках представительного органа – парламента |
2) | закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии |
3) | в государстве отсутствует принцип независимости и разделения властей |
4) | монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав |
А17 |
Верны ли следующие суждения?
А. | Важнейшим институтом политической власти является государство. |
Б. | Политическая власть выступает в качестве разновидности власти государственной. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А18 |
Выпускнику основной школы необходимо заверить копию своего свидетельства об образовании для представления на работу. Куда ему следует обратиться для оформления копии документа?
1) | в паспортный стол |
2) | в судебную инстанцию |
3) | в отделение милиции |
4) | в нотариальную контору |
А19 |
К основам конституционного строя в Конституции РФ 1993 г. отнесено положение о(об)
1) | особых условиях труда для несовершеннолетних |
2) | правах и свободах человека и гражданина как высшей ценности |
3) | приоритете частной формы собственности |
4) | финансировании органов местного самоуправления |
А20 |
Среди приведенных ситуаций укажите гражданско-правовое правонарушение (деликт).
1) | Работник не вышел на работу без уважительной причины. |
2) | Предприятие-поставщик не выполнило поставку товара в установленный договором срок. |
3) | Гражданин в общественном месте был задержан за распитие спиртных напитков. |
4) | Школьник подделал подпись классного руководителя в дневнике. |
Часть В.
В1 |
Установите соответствие между видом социальных групп и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИД ГРУПП | ||
1) | Семья | А) | малые |
2) | политическая партия | Б) | формальные |
3) | кружок друзей | ||
4) | Бюрократия |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В2 |
Найдите в приведенном ниже списке врожденные качества человека, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) | инстинкт самосохранения |
2) | потребность в отдыхе |
3) | трудовые навыки |
4) | двигательная активность |
5) | умение читать и писать |
6) | поддержание теплового обмена |
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: _______________________________________________.
В3 |
В перечне приведены три общие и три различные черты между демократическими и недемократическими государствами.
1) | обладают органами принуждения, армией, полицией, судом |
2) | представляют интересы общества на международной арене |
3) | гарантируют права оппозиционных власти партий и движений |
4) | опираются на партнерское взаимодействие с гражданским обществом |
5) | организуют воспитание граждан в духе приверженности ценностям государства |
6) | устанавливают жесткую государственную цензуру средств массовой информации |
Ответ оформите в виде таблицы. В первую часть таблицы впишите цифры, обозначающие общие черты, а во вторую часть таблицы – различия. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ | РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ | ||||
В4 |
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «искусство».
Эксперимент, художественный образ, чувство прекрасного, живопись, архитектура, классицизм.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________.
В5 |
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | В результате вооруженного конфликта на Ближнем Востоке резко возросли цены на нефть на мировом рынке. |
2) | Это привело к увеличению спроса на акции энергетических компаний. |
3) | По-видимому, активизируются в ближайшее время исследования в области альтернативных источников энергии. |
4) | Из-за роста цен на энергоносители многие компании несут убытки. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В6 |
Установите соответствие между государственными органами Российской федерации и сферой их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца.
ОРГАНЫ | ФУНКЦИИ | ||
1) | Верховный Суд | А) | Высший орган исполнительной власти в РФ |
2) | Конституционный Суд | Б) | Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам |
3) | Высший Арбитражный суд | В) | Высший судебный орган, осуществляющий экспертизу нормативных актов на их соответствие Конституции РФ |
4) | Прокуратура РФ | Г) | Высший судебный орган по разрешению экономических споров |
Д) | Высший орган государственного надзора и контроля |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Часть С.
Текст
С1-С6 |
Гражданское общество и демократическое государство
Гражданское общество формируется в процессе превращения подданных в граждан, то есть в таких жителей данного государства, которые, являясь членами сообщества, обретают чувство собственного достоинства и способность делать политический выбор. Это происходит одновременно с преобразованием этнической общности в суверенный народ, осознающий себя нацией, чье правосознание поднимается до понимания необходимости признать и реализовать естественные и неотъемлемые права человека и гражданина.
Эти права должны быть обеспечены через общественный договор с государством в форме конституции, утверждаемой...путем референдума и ставящей все без исключения государственные органы в полную зависимость от суверенного народа, ибо только он может быть законным источником власти.
Что это такое – естественные и неотъемлемые права человека? Прежде всего – это право на жизнь и на достойное существование, логически выводимое из ценности, которой обладает всякая человеческая личность, помимо ее заслуг.
Политическая свобода – это свобода слова, печати, собраний, ассоциаций и демонстраций, это выбор представителей в государственные органы.
Человек должен быть свободен выбирать мировоззрение, вероисповедание, культурные приоритеты, местожительства и форму трудовой деятельности.
С1 |
Прочитайте текст и приведите две авторских цитаты, в которых раскрываются характерные признаки гражданского общества.
С2 |
Используя авторский текст и знания обществоведческого курса, укажите любые три права, отнесенных в конституциях современных государств к естественным и неотъемлемым правам человека.
С3 |
Укажите любые три известных вам из истории правовых документа, закрепляющих естественные права человека.
С4 |
Работники милиции потребовали у гражданина открыть дверь своей квартиры и дать им возможность осмотреть ее. При этом, кроме служебных удостоверений никаких иных документов они не предъявили. Какое право было нарушено? На основании какого документа возможен обыск в квартире гражданина?
С5 |
Школьница из Петербурга подала иск в суд на преподавание в школах учения Чарлза Дарвина, как единственного, соответствующего научным представлениям, и выиграла его. Она отстаивала свое право на свободу мировоззрения. Дайте свою оценку приведенному факту. Выскажите свои соображения, как должен строиться курс биологии в части вопросов о происхождении человека?
С6 |
Используя знания, приобретенные вами в процессе изучения курса обществоведение, приведите любые три конкретных примера, свидетельствующие о реализации естественных прав человека в современном гражданском обществе.
С7 |
В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите не менее трех) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?