Жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, а также в суд. Налогоплательщики вправе одновременно или последовательно подать две жалобы — в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) и в суд.
Такой порядок не применяется в случае обжалования решений налоговых органов о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за налоговые правонарушения. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели подают исковое заявление в арбитражный суд, налогоплательщики — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, — в суд общей юрисдикции. Жалоба в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу подается в письменной форме в течение трех месяцев с того дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Эта жалоба должна быть рассмотрена этим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом.
Вопрос 13. Виды, содержание и методы налогового планирования.
Налоговое планирование – специфическая область управленческой деятельности, предполагающая использование налогоплательщиками всех допустимых действующим законодательством средств, способов и приемов в целях достижения оптимального объёма налогового бремени.
Основная задача налогового планирования – это прогнозирование и построение эффективной системы управления производственной, финансовой, учетной деятельности, обеспечивающей исключение или снижение необоснованной переплаты налогов и начисления штрафных санкций.
Стратегические цели налогового планирования:
максимизация прибыли предприятия;
|
избежание банкротства предприятия;
достижение лидерства на рынке;
достижение прозрачности финансово-экономического состояния для собственников, инвесторов, кредиторов.
Незаконное уклонение от уплаты налогов – способы, при которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением каких-либо противозаконных действий, то есть действий, прямо нарушающих нормы законодательства.
Налоговая выгода – уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, получение права на возврат или возмещение налога из бюджета.
Потребность в налоговом планировании обусловлена:
тяжестью налогового бремени;
сложностью и изменчивостью законодательства;
кризисными явлениями в экономике.
Принципы налогового планирования:
принцип законности, т. е. неукоснительного и строгого соблюдения требований действующего законодательства при исчислении и уплате налогов;
принцип оперативности – разработанная предприятием налоговая политика должна своевременно корректироваться с учетом всех изменений в действующем законодательстве;
принцип оптимальности – применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств не должно причинять ущерб стратегическим целям его деятельности.
Виды налогового планирования:
1 Классическое налоговое планирование – планирование правильной и своевременной уплаты налогов, организация правильного налогового учёта и отчётности, планирование экономической деятельности в рамках, определённых законом, своевременная уплата налогов.
|
2 Оптимизационное налоговое планирование – путём использования пробелов и льгот в законодательстве налогоплательщик планирует свою деятельность таким образом, чтобы платить как можно меньше налогов;
3 Противозаконное налоговое планирование – налогоплательщик применяет противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей.
Классификация по сроку:
текущее:
а) оперативное;
б) краткосрочное;
перспективное:
а) среднесрочное;
б) долгосрочное.
В зависимости от уровня управления:
планирование на уровне государства (государственное); планирование
планирование на уровне хозяйствующих субъектов (корпоративное), в том числе в рамках системы (группы) предприятий;
планирование физических лиц (индивидуальное).
В зависимости от вида хозяйствующего субъекта: налоговое планирование в коммерческих и некоммерческих организациях.
В зависимости от целей деятельности: налоговое планирование хозяйствующих субъектов, имеющих целью получение прибыли и увеличение чистой прибыли и объективно не имеющих такой цели.
В зависимости от организационно-правовой формы: налоговое планирование в акционерных обществах, производственных кооперативах и т.п.
В соответствии со стадиями финансово-производственного цикла предприятия:
планирование на стадии создания предприятия;
планирование в период существования предприятия;
при ликвидации предприятия.
|
В зависимости от размера бизнеса: налоговое планирование на малых предприятиях, на средних и крупных предприятиях;
В зависимости от объема налоговое планирование может быть полным и тематическим (фрагментарным).
В зависимости от объекта налогового планирования: налоговое планирование деятельности предприятия в целом, структурных под разделений, отдельных проектов и конкретных операций.
В зависимости от субъектов, инициирующих налоговое планирование: внешнее (инициируемое учредителями) и внутреннее (инициируемое исполнительными органами организации).
В соответствии с субъектами, осуществляющими налоговое планирование:
работниками бухгалтерии или финансового отдела предприятия;
силами специализированного отдела предприятия;
внешними консультантами, в том числе уполномоченными представителями аудиторских и консалтинговых фирм.
Формы налогового планирования:
внутреннее налоговое планирование, включающее мониторинг налоговых вопросов, планирование элементов налогов и текущий контроль над налоговыми обязательствами предприятия со стороны структурных подразделений и работников хозяйствующего субъекта;
внешнее налоговое планирование, состоящее в привлечении внешних консультантов и специалистов.
Методы налогового планирования:
расчетно-аналитический метод;
нормативный метод;
балансовый метод;
экономико-математические методы;
метод оптимизации плановых решений;
метод формирования налогового поля;
имитационный метод и т. д.