Автомобильные генераторы: назначение, классификация, конструкция. Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт генераторов.




ОТЧЁТ

по практике

 

«Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности»

 

 

Разработал студент гр. ПТЗ-50314 __________________ / Дворянцев А.С. /

(подпись)

 

Руководитель практики от университета

канд. техн. наук, доцент _______________ / Шабуров В.Н. /

(подпись)

 

 

Отчёт защищён с оценкой «________________» «___»__________20__г.

 

Члены комиссии ______________________ /____________________/

(подпись)

 

_____________________ /_____________________/

(подпись)

 

Курган 2019

 

Содержание

 

стр.

 

1 Автомобильные генераторы: назначение, классификация,

конструкция. Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт генераторов 3

1.1 Назначение автомобильных генераторов 3

1.2 Классификация автомобильных генераторов 3

1.3 Конструкция автомобильных генераторов 5

1.5 Диагностирование, техническое обслуживание и

ремонт генераторов 7

2 Механизация технологических процессов ТО и ТР, понятия,

показатели её оценки, влияние на основные показатели ТЭА. 11

Список используемых источников 14

 

 

Автомобильные генераторы: назначение, классификация, конструкция. Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт генераторов.

 

1.1 Назначение автомобильных генераторов

Электрооборудование любого автомобиля включает в себя генератор - основной источник электроэнергии. Вместе с регулятором напряжения он называется генераторной установкой.

Генераторная установка предназначена для обеспечения питанием потребителей, входящих в систему электрооборудования, и зарядки аккумуляторной батареи при работающем двигателе автомобиля. Выходные параметры генератора должны быть таковы, чтобы в любых режимах движения автомобиля не происходил значительный разряд аккумуляторной батареи. Кроме того, напряжение в бортовой сети автомобиля, питаемой генераторной установкой, должно быть стабильно в широком диапазоне изменения частоты вращения и нагрузок.

Генераторная установка - достаточно надежное устройство, способное выдержать повышенные вибрации двигателя, высокую подкапотную температуру, воздействие влажной среды, грязи и других факторов.

 

1.2 Классификация автомобильных генераторов

Генераторы классифицируются по напряжению, роду тока, возбуждению, наличию щеток, степени защиты от внешних воздействий, способу подавления радиопомех.

Номинальные напряжения генераторов и генераторных установок могут быть следующими: 7, 14 и 28 В. Независимо от уровня напряжения генераторы могут быть постоянного и переменного тока. На современные автомобили устанавливаются генераторы переменного тока.

К генераторам постоянного тока относятся такие, у которых переменный ток преобразуется в постоянный щеточно-коллекторным узлом. Все остальные генераторы условно относятся к генераторам переменного тока, в том числе и генераторы, у которых вырабатываемый ими ток полностью выпрямляется встроенным в корпус генератора устройством.

Возбуждение генераторов может осуществляться от электромагнитов и постоянных магнитов.

Генераторы с постоянными магнитами обладают целым рядом преимуществ по сравнению с генераторами, имеющими электромагнитное возбуждение. Основные из них: более высокая надежность в работе и простота конструкции. Однако наряду с указанными преимуществами генераторы переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов имеют и недостатки, которые ограничивают их широкое распространение - это трудности регулирования напряжения и низкий предел мощности.

Генераторы с электромагнитным возбуждением классифицируются в зависимости от схемы включения обмотки возбуждения. Если, обмотка возбуждения включена последовательно с якорем, генератор называется генератором с последовательным возбуждением, а если параллельно - с параллельным возбуждением. Генераторы со смешанным возбуждением имеют параллельную и последовательную обмотки. Если обмотка возбуждения питается от постороннего источника постоянного тока, такой генератор называется генератором с независимым возбуждением. Если же обмотка возбуждения питается от зажимов якоря, такой генератор называется генератором с самовозбуждением.

Генераторы могут быть со щетками и без щеток. Щетки применяются для обеспечения электрического контакта между подвижными и неподвижными деталями. Поскольку в этом узле имеет место трение скольжения, щетки истираются, имеют ограниченный ресурс и низкую надежность. Поэтому разработаны конструкции бесщеточных генераторов, лишенных вышеуказанных недостатков.

Степени защиты электротехнических изделий регламентируются ГОСТ 14254-80. Этим стандартом предусматривается шесть степеней защиты от случайного соприкосновения человека с токоведущими и движущимися частями, а также от проникновения посторонних твердых тел внутрь корпуса. Кроме того, предусматривается восемь степеней защиты от проникновения воды внутрь корпуса.

В условном обозначении защиты предпоследняя цифра указывает степень защиты от проникновения твердых тел, а последняя цифра - степень защиты от проникновения воды.

 

1.3 Конструкция автомобильных генераторов

По своему конструктивному исполнению генераторные установки можно разделить на две группы - генераторы традиционной конструкции с вентилятором у приводного шкива и генераторы так называемой компактной конструкции с двумя вентиляторами во внутренней полости генератора. Обычно "компактные" генераторы оснащаются приводом с повышенным передаточным отношением через поликлиновый ремень и поэтому по принятой у некоторых фирм терминологии, называются высокоскоростными генераторами. При этом внутри этих групп можно выделить генераторы, у которых щеточный узел расположен во внутренней полости генератора между полюсной системой ротора и задней крышкой и генераторы, где контактные кольца и щетки расположены вне внутренней полости. В этом случае генератор имеет кожух, под которым располагается щеточный узел, выпрямитель и, как правило, регулятор напряжения.

Устройство генератора показано на рисунке 1. Корпус, задняя (4) и передняя крышка генератора (12) служат опорами для подшипников (5 и 14), в которых вращается ротор (3). На обмотку возбуждения (2) ротора напряжение от аккумулятора посредствам регулятора напряжения (8) подается через щетки (6) и контактные кольца (7). С помощью клювообразной полюсной системы (9) ротора он превращается в шестиполюсный магнит. Ротор приводится в движение посредством клинового ремня через шкив (13). При помощи крыльчатки (15) создается притяжная вентиляция для охлаждения генератора. При запуске двигателя, как только ротор начинает вращаться, создаваемое в каждом зубе статора (10), электромагнитное поле индуцирует переменный электрический ток в обмотке статора (11). В выпрямительном блоке (1) этот ток становится постоянным. Далее ток поступает в электросеть автомобиля для питания системы зажигания, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов и др. Аккумуляторная батарея подключится к числу этих приборов и начнет подзаряжаться чуть позднее, как только электроэнергии, вырабатываемой генераторной установкой, станет достаточно, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование всех потребителей.

 

Рисунок 1 Генератор переменного тока.

 

1.4 Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт генераторов.

 

От технического состояния генератора и реле-регулятора зависят надежность и продолжительность работы аккумуляторной батареи и других приборов автомобиля.

В объем технического обслуживания входят контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, регулировочные, электротехнические и монтажно-демонтажные работы, связанные с проверкой и регулировкой отдельных узлов и агрегатов на специальных стендах и оборудовании.

Диагностирование технического состояния генератора должно иметь следующее содержание и происходить в следующем порядке (ТС подготовлено к ТО, АКБ исправен):

- проверка моментов затяжки болтов крепления генератора в соответствии с руководством по ремонту или технологической картой;

- проверка натяжения приводного ремня в соответствии с руководством по ремонту или технологической картой;

- проверка состояния электрических соединений (-В, +В, +D и других если имеются);

- проверка величины электрического сопротивления между клеммами «- АКБ» аккумулятора и «-В» генератора;

- проверка исправности контрольной лампы зарядки (при наличии);

- проверка величины зарядного напряжения (проверяется при максимальном количестве включенных потребителей на средних частотах вращения коленчатого вала) в соответствии с руководством по ремонту или технологической картой.

Данная последовательность диагностических операций считается минимально необходимой и может отличаться в зависимости от конструкции автомобиля и (или) генератора.

В случае несоответствия диагностируемого параметра требуемому, проводится его углублённая диагностика.

При техническом обслуживании диагностирование технического состояния генератора проверяют непосредственно на автомобиле (без демонтажа), а в необходимых случаях — на контрольно-испытательном стенде (после демонтажа).

Самым практичным и экономичным способом диагностики генератора по праву можно считать снятие осциллограммы выходного напряжения. Для этого не нужно снимать генератор с машины. Достаточно воспользоваться обычным осциллографом или профессиональным мотор-тестером (например MTS-5100).

Ниже показаны несколько осциллограмм снятых с клеммы «+В» генератора. По форме осциллограмм, с большой долей вероятности, можно определить неисправность генератора.

Например, на рисунке 2 показана осциллограмма исправной работы генератора. Колебания генерируемого напряжения составляют не больше 1-1,5 Вольт и имеют длительность менее 1мс.

Рисунок 2 Осциллограмма исправного генератора

 

На рисунке 3 показана осциллограмма с одним неисправным дополнительным диодом, вероятно обрыв, так как на короткий промежуток времени возбуждение просто пропадает, а инерции контрольной лампы не хватает для возбуждения.

Рисунок 3 Осциллограмма генератора с неисправным дополнительным диодом.

 

На рисунке 4 показана осциллограмма с неисправным выпрямительным диодом (либо двух, но в одном направлении). На очень короткие промежутки времени, напряжение одной из фаз просто пропадает. Следовательно это обрыв диода.

Рисунок 4 Осциллограмма генератора с неисправным выпрямительным диодом.

 

На рисунке 5 показана осциллограмма генератора с неисправной цепью возбуждения. В некоторые промежутки времени генератор медленно затухает и снова возбуждается. Это может говорить о неисправности цепи контрольной лампы, которая подключена к клемме «+D» генератора, или о износе щёточного узла (щётки, кольца, грязь)

Рисунок 5 Осциллограмма генератора с неисправной цепью возбуждения.

 

По результатам диагностики назначается ремонт, в случае если он необходим. Основные технические воздействия, применяемые к генератору при ремонте:

- замена подшипников;

- обслуживание щёточного узла (замена щёток, чистка контактных колец);

- проверка (измерение) сопротивлений обмоток ротора и статора;

- проверка наличия межвитковых замыканий и замыканий на корпус;

- замена реле-регулятора.

 

2 Механизация технологических процессов ТО и ТР, понятия, показатели её оценки, влияние на основные показатели ТЭА.

 

Под механизацией понимают частичную или полную замену мускульного труда человека машинным с сохранением непосредственного участия исполнителя в управлении процессом и контроле за его выполнением.

Механизация является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса при ТЭА, влияют на продолжительность выполнения операций ТО или ремонта, т.е. на производительность персонала и средств обслуживания, качество самого обслуживания и ремонта, расход материалов и запасных частей (табл. 1) и другие показатели эффективности ТЭА.

 

Таблица 1. Влияние уровня механизации на показатели эффективности ТО и ТР в грузовых АТП, %

 

Механизация технологических процессов (МТП) может быть частичной или полной.

Частичная МТП – это механизация отдельных движений или операций, при которой используемые механизмы или приспособления ускоряют их выполнение и облегчают труд рабочего.

Полная МТП – это комплексная механизация, которая охватывает все основные, вспомогательные и транспортные операции технологического процесса и полностью исключает ручной труд. При этом работник управляет машиной и контролирует качество выполнения операций.

Механизация технологических процессов на АТП позволяет:

1) уменьшить численность ремонтных рабочих за счет снижения трудоемкости работ по ТО и ТР автомобилей;

2) повысить качество выполнения операций ТО и ремонта;

3) улучшить условия труда ремонтных рабочих. [5, стр 7]

Оценка механизации производственных процессов ТО и ТР проводится согласно методике производства по двум показателям: уровню механизации и степени механизации.

Уровень механизации Ум, %, производственных процессов определяет долю механизированного труда в общих трудозатратах и рассчитывается по формуле

где (tМ - трудоемкость механизированных операций процесса из применяемой технологической документации, чел. мин; (tО - общая трудоемкость всех операций процесса из применяемой технологической документации, чел. мин.[4, стр116]

Степень механизации C, % определяется процентом замещения рабочих функций человека применяемым оборудованием в сравнении с полностью автоматизированным технологическим процессом:

где М- число механизированных операций;

4 - максимальная звенность для АТП;

Н - общее число операций;

Z1 - Z4 - звенность применяемого оборудования;

M1, М4 - число механизированных операций с применением оборудования со звенностью Z1 - Z4.

Согласно методике, все средства механизации в зависимости от замещаемых функций подразделяются:

1) на ручные орудия труда (гаечные ключи, отвертки) - Z = 0;

2) машины ручного действия (дрель) - Z = 1;

3) механизированные ручные машины (электродрель) - Z = 2;

4) механизированные машины (прессы) - Z = 3;

5) машины-полуавтоматы - Z = 3,5;

6) машины автоматы (автоматические мойки) - Z = 4.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: