Развитие осмысленности и обобщённости восприятия.




Развитие обобщённости восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией в процессе ознакомления с окружающим миром

 

Этапы овладения детьми способами группировки окружающих объектов

 

1 этап. Сначала ребёнок объединяет предметы в одну группу, но назвать образованную группу не может, так как недостаточно хорошо осознаёт общие свойства этих объектов.

2 этап. На данном этапе ребёнок уже делает попытки обозначить сгруппированные предметы, но ещё проявляет неумение выделять общие свойства и обозначать их обобщающим словом.

3 этап. Этот этап отличается от предыдущего тем, что здесь ребёнок уже употребляет обобщённое название для обозначения группы как целого. Однако, как и на предыдущем этапе, называние группы обобщающим словом следует только после реально выполненной группировки предметов.

4 этап. Этот заключительный наиболее важный этап, здесь формируется так называемое «опережающее обобщение». На этом этапе ребёнок ещё до осуществления группировки объектов может обозначить их обобщающим понятием.

 

Изменение принципа группирования

 

1. Группировка по принципу идентичности, осуществляемая детьми на уровне восприятия. Например, в игре типа «Зоологическое лото». У детей большие карты с изображениями животных (у каждого ребенка своя группа). Взрослый поочередно демонстрирует детям маленькие карточки с изображением какого-либо животного. Дети соотносят их с изображениями на своих больших картах, осуществляют группировку.

2. Группировка по принципу идентичности, осуществляемая детьми на уровне представлений. Детям раздаются большие карты с каким-либо условным обозначением, указывающим на то, какие объекты должны быть сгруппированы вокруг него. Например, на большой карте изображена пальма, что означает, что здесь должны быть сгруппированы животные Африки, поскольку пальма растет в жарких странах. Или, на большой карте изображена льдина, значит, здесь должны быть животные Севера и т.д. Действуя в этой игре, дети оперируют образами, хранящимися в памяти.

3. Группировка по принципу исключения лишнего, неподходящего к группе объекта.

4. Группировка по принципу дополнения недостающего, подходящего к группе объекта.

5. Группировка объектов по принципу самостоятельного выделения детьми свойств и отношений (признаков) предметов.

 

Активность участия детей в процессе группирования

 

1. Взрослый дает подробные объяснения и указания ребенку, как именно он должен поступить;

2. Действия ребенка по группировке осуществляются с помощью примера взрослого.

3. Группировка происходит по инициативе ребенка.

 

Степени обобщения

нулевая степень обобщения – имя собственное, название (имя) единичного предмета: стол, стул и т.д.;

первая степень обобщения – имя нарицательное, т. е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств: например, любой шаровидный упругий предмет, независимо от цвета, размера и материала, ребенок называет мячом и т.д. Дети усваивают слова первой степени обобщении к концу второго года жизни;

вторая степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия: мебель – это стол, стул и т.д.;

Дети усваивают слова второй степени обобщения не раньше трех лет.

третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения: например, растения – это деревья, травы, цветы и т.д.;

Дети усваивают смысл слов третьей степени обобщении примерно к пяти или шести годам.

четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение.

 

Если дети оказываются способными усваивать смысл слов четвертой степени обобщения, значит, они уже подготовлены к изучению лингвистических понятий. В полной мере эта возможность, как указывает Л.П.Федоренко (1977), появляется не раньше подростковой возрастной ступени.

 

Развитие осмысленности и обобщённости восприятия.

 

Цель: Развитие способности вычленять в объекте существенные признаки с целью повышения уровня обобщённости восприятия.

Задачи:

формирование понятийных обобщений в зависимости от возраста и уровня возможностей ребёнка,

объединение объектов по существенным и общим признакам.

 

Примерные задания:

 

группировка предметов, предметных изображений по одному отдельному признаку;

группировка предметов, предметных изображений по двум и более признакам;

группировка предметов, предметных изображений по ком­плексу видовых и родовых признаков;

группировка предметов, предметных изображений по мнемоническому образу;

группировка предметов, предметных изображений по словесному заданию без образца;

Осуществление обобщения нескольких объектов сложного рисунка, состоящего из множества изображений, относящихся к разным классам.

 

Задания, дидактические игры и упражнения на развитие
обобщенности восприятия

 

Наименование задания Варианты заданий, дидактических игр и упражнений
1. Группировка предметов, предметных изображений по одному отдельному признаку «Собираем урожай», «Найди то, что подходит», «Найди то, что я покажу», «Чья команда победит?» и др.
2. Группировка предметов, предметных изображений по двум и более признакам «Разложи в группы по-разному», «Действуй самостоятельно», «Составь похожую задачу», «Найди ошибку» и др.
3. Группировка предметов, предметных изображений по комплексу видовых и родовых признаков «Кто, где живет?», «Разложи в группы», «Не ошибись», «Лото» и т.д.
4. Группировка предметов, предметных изображений по мнемоническому образу «Не ошибись», «Узнай и отбери», «Вспомни и разложи группы», «Найди ошибку», «Внеси изменения», «Вспомни, как было»…
5. Группировка предметов, предметных изображений по словесному заданию без образца «Подумай и назови», «Отвечай быстро», «Цепочка слов», «Я знаю пять названий цветов (овощей и т.д.)», «Я назову предметы, ты подбери слово» и пр.
6. Осуществление обобщения нескольких объектов слож­ного рисунка, состоящего из множества изображений, относящихся к разным классам. «Распредели в группы», «Я начну, а ты дополни», «Кто внимательнее», «Сколько здесь разных групп?», «Я вижу здесь две группы разных объектов, а ты?» и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: